Все новое - хорошо забытое старое

Мария Хохлова
Уважаемый читатель, сразу хочу предупредить, что данное произведение написано для районного конкурса "Учитель года". Чтобы мои труды, пусть и очень скромные, не пропали зря, решила выставить эссе на ПРОЗЕ.

                От методической идеи к практическому опыту

           Пять лет назад в программу начальных классов ввели новый предмет - ОРКСЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Мне можно сказать повезло.  Родители учащихся четвертых классов выбрали для своих детей один модуль: основы светской этики. На этом везение закончилось. Надо было срочно изучать программу курса, искать материал, разбираться в особенностях построения урока. Конечно, нас «счастливчиков» пригласили на курсы, мы честно отзанимались. Возможно, не сталкивающиеся с  работой учителя, скажут «И что здесь сложного? Бери учебник и учи».  Пришлось  практически следовать этому совету: взять в руки учебник. Первое впечатление от прочитанного: «Если бы мне пытались объяснить когда-то в детстве, что такое нравственный поступок по этому учебнику, я никогда бы не поняла».  Вот и появилась проблема: как сделать так, чтобы ученикам было интересно на уроке, и чтобы они поняли что такое нравственный поступок.
         Многие учителя знают это состояние, когда и днем и  ночью ты раздумываешь как провести урок, и знаешь, что пока не найдешь решения, внутреннего спокойствия не будет. Листаю учебник. Такие трудные понятия: справедливость, нравственный выбор, мораль. И чем больше листаю, тем больше чувствую на каком-то еще интуитивном уровне, что это мне знакомо. Вы скажете: взрослый человек, уж должен знать о таких понятиях, должны они быть знакомы учителю. Но я и говорю как учитель. Они мне знакомы как учителю. Пока не осознаю очень четко и до обидного просто: новый предмет, а вопросы старые. Что такое хорошо и что такое плохо. Эти вопросы решали мы с учениками всегда. Только на уроках чтения и на классных часах.
         Вот и сейчас почему бы не обратиться к старому испытанному методу? Все новое – хорошо забытое старое. Начинаю копаться в этом «забытом старом». Бережно перебираю страницы книг, которые много лет назад вводили меня в мир добра и зла, и с помощью которых с этими же понятиями  я знакомила своих первых учеников.
Вот она «Трусиха» Нины Артюховой. С дальней полки просятся на волю  книги Аркадия Гайдара. Перечитываю рассказ Любови  Воронковой «Что сказала бы мама?». Перечитываю с другой точки зрения, с позиции мамы. А что сказала бы я? А вот и россыпь рассказов Валентины Осеевой. Рассказы-притчи: короткие, поучительные, осуждают не ребенка, а его недостаток. Незаметно для себя самой уже складываются целые фрагменты уроков, появляются новые вопросы.
         Не забываю пословицу: было просто на бумаге, да забыли про овраги. Овраги – это любовь детей к чтению, к книге. Вернее – нелюбовь. Можно, конечно, дать ребятам на дом задание прочитать произведение, чтобы потом можно было при обсуждении опираться на прочитанное. Но сколько учеников ответственно подойдет к этому заданию? А общаться на уроке с тремя-четырьмя учениками очень уж не хочется. Значит надо подбирать произведения небольшие по объему, чтобы на уроке успеть прочесть и поразмышлять над  прочитанным.  Конечно, можете сказать, что иду по легчайшему пути, но тут уж приходится выбирать из двух зол. Тем более, что могу всегда использовать оба варианта: с небольшим произведением работать на уроке, объемное – дать для чтения на дом. И тогда заинтересованные ребята смогут проявить себя на занятиях в полной мере.
         Первый год обучения основам светской этики дался нелегко.  Учились на своих ошибках. Правда, в Интернете уже появились первые публикации, но больно уж они были однотипные. Нет, я не в укор учителям это ставлю. Только уж очень сухие были все материалы. И вот года через два почувствовалось изменение настроения учителей. Они уже не боялись отойти от учебника. Особенно было радостно осознавать, что многие учителя, ведущие основы светской этики, обратились к произведениям советских писателей. 
         Вот очередной раз кладу на парту ребятам лист с напечатанным текстом. Кто-то из учеников уже на перемене просматривает содержание.  Кто-то, кинув беглый взгляд по тексту, говорит, что уже читал.  Но на уроке они все с  интересом рассуждают, чему же могут научить нас маленькие герои  этих произведений.  А я надеюсь, что смогу теперь донести до ребят, что такое нравственный выбор.