О молитве Иисусовой

Валентина Лаврентьева
отца Авраамия (протоиерея Некрасова) Арзамасского,
ученика Серафима Саровского.
 
Спаситель говорит: без Мене не можете творити, ничесоже; поэтому, по слову апостола: непрестанно молитеся, должно и нужно тебе упражняться в умной сердечной молитве, при самых даже обыкновенных занятиях, в глубине души твоей, произнося со страхом и верою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
Хочется тебе спастись? Непрестанно молись, и все терпи и терпи до конца; ибо точию претерпевый до конца спасен будет.
Бесов бей нещадно именем Иисусовым, вот и будешь добр воин Христов.
Навыкни непрестанно молиться и истинно смиряться, так как без молитвы никакой дар не стяжавается, а без смирения хоть беги из монастыря.
О. Авраамий: «О мире более не грусти (монах); о мире же сердечном непрестанно трости (то есть непрестанно молись).
Не буди без молитвы Иисусовой ни на одну минуту. И вставая, и сидя, и ходя, и при трапезе, и при всяком занятии (рукоделии) твоем, даже во многолюдстве, отнюдь не оставляй в уме твоем сей краткой молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Частое и усердное, с верою и любовию, произношение сей молитвы сохранит ум твой от рассеяния и помышлений злых, и сердце от похотей лукавых.
Что мне делать? спрашивал некто отца Авраамия: я еще не научился творить молитву Иисусову при занятиях, но если что читаю или пишу, то ум мой поглощается весь чтением или письмом?..
— Дабы стяжать это сокровище — дар непрестанной молитвы, отвечал старец, нужен подвиг: царствие небесное нудится, и нудящие себя восхищают его; а подвизаться за тебя, кроме тебя же самого никто не может.
— Подвизаюсь, да не успеваю? Значит, еще слабо внимаешь, мало подвизаешься. Усугуби твое внимание, умнож подвиг твой, и ты, с помощью Божиею, успеешь в твоем подвиге столько, что молитва Иисусова также сделается для тебя естественною, как и самое дыханье твое, без которого существовать не можешь.
Если душа твоя всегда уязвлена жалом сокрушения и страхом суда будущего, то старайся чрез тщательное упражнение в слове Божием и чрез умную молитву этот дар Божий (т.е. дух сокрушенный) еще более приумножить в себе.
Против скуки и уныния есть средство: чрез умную сердечную Иисусову молитву старайся всегда быть в Боге, Который есть Источник радости и утешения.
Не выроняй ни на одно мгновение ока из сердца твоего Пресладкого и Всещедрого Иисуса. Без Него горько жить. (См. письма о. Авраамия к духов. детям).
«Ума и сердца и очей (умных) не спускай с Того, с Кем приискренне удостоился соединиться (в таинстве причащения). Бди и молись!.. Кроме трезвения и молитвы не можешь устоять в чистоте и правде. При самом трезвении и молитве берегись, чтобы не впасть тебе в самомнение и самообольщение. Возлюби смирение и самоукорение. Одно, одно нам, грешным нужно — смирение. Без сего небесного дара ни истинного покаяния нельзя принести, ни добродетели, какой стяжать невозможно». (См. письма к духов. детям).
Он же: «Против врагов спасения оружие твердое — молитва и пост: сей род (бесов и страстей) не исходит, по слову Спасителя, не отгоняется, не побеждается, токмо молитвою и постом. А со смирением так будь дружен, что без него отнюдь ни мысли, ни говори и не твори ничего». (Там же).
Внемли себе опасно! Мысли злые, как семя диавольское, именем Иисусовым исторгай в самом начале.
Имя Иисуса Христа, как бриллиант, да не угасает выну в сердце твоем. Бдительное внимание к молитве, как жемчужина, пусть будет единственным украшением души твоей.
Очищай свой ум и сердце, а средства к тому — внимание, молитва, воздержание.
Замечаешь в себе леность к молитве? Нудь себя грози себе, устрашай себя, обнадеживай себя наградою за труд, и паче чаще рассуждай: что есть молитва? И понемногу станешь услаждаться молитвою. Не хотеть молиться значит не хотеть быть с Богом.
Не теряй внимания, всегда пребудь с Господом, чрез непрестанное памятование и призывание Его Сладчайшего Имени.
Молиться обучай себя столь же часто, как часто и дышишь. Я разумею внутреннюю молитву, которая всегда и везде может быть совершаема с такою же удобностию, с какою совершается в нас биение сердца. (Смотри письма к духов. детям о. Авраамия Арзамасского).
«Иисусова молитва пусть будет дыханием души твоей!… Сладчайший Иисус да не выходит из ума и сердца твоего… Со Сладким Иисусом все для тебя будет сладко: самые скорби покажутся тебе манною небесною… Держись умом твоим и сердцем Сладчайшего Иисуса: Он все совершит в тебе, во внутреннем твоем человеке… Обучай себя смирению и терпению.. В терпении вашем стяжите души ваша… Претерпевый до конца той снасен будет.. Терпение имате потребу».
Он же: «Продолжай делание свое внутреннее неослабно, призывай непрестанно с верою и любовию достопоклоняемое имя Господа Иисуса».
Молись умом своим непрестанно и смиряйся сердцем, и Господь действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти, сотворит с тобою благодатный плод свой во время свое».
Вот твое дело: молиться, сокрушаться, смиряться, молчать и отнюдь не горячиться.
Уединяйся почаще в себя, в клете твоего сердца, и там беседуй с Богом чрез умную молитву, которая такою радостию и сладостию наполнит душу твою, что ты не захочешь искать ни в чем земном себе утешения.
Приобучай себя посредством молитвы Иисусовой к тому, чтоб всегда быть с Господом. Нет столь твердого оружия противу врагов нашего спасения, как молитва.
Во внутреннем святилище души совершай выну (всегда) словесное служение посредством умной и сердечной молитвы Иисусовой, которую никто и ничто не может препятствовать произносить тебе, (если конечно сам поревнуешь о сем).
Держись паче всего молитвы Иисусовой, и при ней строгого внимания самому себе, в страхе Божием.
Предлагаю тебе совет мой: поучаться непрестанному произношению в уме и сердце Иисусовой молитвы, без которой, по свидетельству св. отцев, человек не может соединиться с Богом. (Из писем о. Авраамия Некрасова, протоиерея. Арзамасского к его дух. детям).
«Воину царя небесного нужно оружие на побеждение врагов спасения. Это оружие-есть непрестанная молитва, как говорит св. апостол: непрестанно молитеся… Начни, с помощью Божиею, совершать в глубине души своей, на всяком месте, во всякое время молитву Иисусову».
Иноческая жизнь, по мнению одного подвижника, второе рождение; а потому будь младенец не умом, а беззлобием и корыстию. Младенец мыслит умом своих родителей, водится их волею; и подвижник Христов — весь во Христе. Ум, чувства, правила — все Христово. Безмолвие — его услаждение. Молитва — духовное созерцание. Слово Божие — пища души его. Сладчайшая беседа с Богом, — в непрестанной молитве. Храм единственное прибежище. Ограда обители — предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует. Его мир-вечность, Там Его сокровище, там Его сердце. С живущими на земле единственная связь — теплая о них молитва. Вот что значит иноческая жить!..
Если ты и в обители святой увидишь соблазны, преткновения, грехопадения, не чудись сему; ибо и на небе некогда брань была, и там был грех (падение диавола и ангелов его). Знай только самого себя, свою совесть; помни всегда Бога, молясь Ему из глубины души твоей, а все прочее оставляй вне себя, как — бы не сущее. Бес не перстов боится, а молитвы, а потому держись оной, как самого первейшего и вернейшего оружия на брани твоей. Молчание полюби, терпения поищи, послушание стяжи; а со смирением не только подружись, но и породнись.
Держись паче всего Иисусовой молитвы, и при ней строгого внимания самому себе.
Без скорбей нет спасения! Отнюдь ни на минуту не оставляй оружия духовного-молитвы. Спаситель увещавает: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Значит, напасть нас постигает, когда мы не молимся. (См. письма к духов. детям о. Авраамия Некрасова протоиерея Арзам. женского монастыря).
«К добродетелям: чистоте и смирению потребна молитва и молитва непрестанная. Кто из св. отцев стяжал себе Христа без молитвы? Никто!.. Молитва есть семя, порождающее в нас Христа, молитва есть сила, оплодотворяющая в душах наших жизнь Христову. Без молитвы самая чистота в душах наших будет нечиста, и самое смирение в глубине душ наших без молитвы засердится»…
«Старайся всегда быть с Господом! А быть с Господом это рай земной и царствие Божие… Глазам, языку, ушам воли не давай: глаза закрой, уста затвори, а уши заткни.. Более всего, при умной непрестанной Иисусовой молитве, держись смиренномудрия, которое есть верное и твердое ограждение души».
«Терпение везде нужно, а в монастыре столь же необходимо как воздух для того, чтоб дышать и жить».
«Не можешь много поститься и предстоять на молитве (телесно), так упражняйся более в умной и сердечной молитве. Паче же всего храни уста свои от празднословия и осуждения, ибо ничто так не препятствует вниманию умному и теплоте сердечной, как празднословие». (Смотри письма о. Авраамия к дух. детям).