Воспоминания далёкие и не очень. ДМБ май-76

Колесо
 
 Весной 1975 года уехали от меня жена с дочкой на всё лето по одной лишь причине: болела доча, сильно болела в казахстанских степях.
 - Не климат!,- в голос твердили и детские, и "взрослые" врачи, но все мои попытки перевестись в среднюю полосу СССР натыкались на одну загвоздку: жили мы на территории Павлодарской области Казахстана, в 15 км от посёлка Майский, и фактически попадали под существующий тогда приказ о переводе по климатическим условиям, НО ядерный полигон, в автобате которого я проходил службу, назывался Семипалатинск-21, а эта область не входила почему-то в перечень вышеозначенного приказа, а значит все попытки добиться перевода были тщетны.
 
В общем, после отъезда моих любимых женщин, попросился я в командировку на уборку урожая - знал, что как автомобилиста, меня эта участь не минует, ведь командировки эти были ежегодными. Не тут то было, поехал другой офицер, у которого жена должна была родить в июле-августе второго ребёнка, и родила, кстати.
 
А в маЮ 1976 года, когда жена и дочка были со мной и приболела уже жена, принесли  мне ознакомиться приказ по полигону о формировании подразделения на уборку урожая.... Не первое и не последнее это было скотство по отношению к моей, и не только, персоне за 29-ть лет безупречной...
  Нашёл же, конечно, я там свою фамилию о назначении заместителем командира роты по технической части и прочитал, что с этого года запрещалось брать на уборку солдат, подлежащих демобилизации, в данном году, в мае 1976 года.

 А когда началось укомплектование взвода водителей и ремонтников МТО-АТ на уборку урожая, на 90% состоящего из водителей "родного" автобата, подошли ко мне шестеро ребят, детдомовцев, что увольняться должны были в мае-июне, и попросили взять их на уборку, мол приедут с армии одеть-обуть будет нечего, а на уборке что-то да заработают. Заверили, что не подведут и жалеть я не буду, если возьму их.
 Пошёл я тогда к начальнику полигона, коим в то время был генерал-майор Кантиев, изложил ему суть обращения и услышал:
 - Старлэй, а лейтэнантом приехать нэ боишься?
 - Не спешу и не боюсь, товарищ генерал.
 - Бэри.

 И правда, НИ РАЗУ, не пожалел я, что взял этих ребят. Своих, со своей первой роты, помню: Лёва Варжавин, Милов и Ганц (фамилию такую парню дали в детдоме так как был из приволжских немцев), а фамилии ребят с других рот не помню, лица помню, а фамилии..., хоть убей. Надо сказать что автобатовские "солдатики" на полигоне за два года службы превращались в хороших водителей, ведь в любую погоду и лютой зимой, и жарким пыльным летом "наматывали" до 25000 км за месяц.
 Ещё до отправки эшелона на уборку потренировал я эту шестёрку в погрузке машин на ж.д. платформы "ёлочкой" - полковник-автомобилист из Москвы, присутствующий на погрузке эшелона перед отправкой, оценил их работу одним словом :               
 - Залюбуешься!
  И на уборке эта шестёрка была самой дисциплинированной сама и другим "разгуляться" не давала. Мне оставалось следить только за тем, чтобы не заснули ребята от усталости за рулём, то есть вовремя "выпинывать" их из кабин и отправлять спать в палатки.
  К сожалению ! ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
 
Ну, что же , продолжим, с божьей, как говорится, помощью, в существование которого я, уж простите, не верил, не верю и вряд ли поверю, если он прощает явных преступников и карает оступившихся и даже НЕ оступавшихся НИКОГДА.

 Так вернёмся к нашим... дембелям. Были и у них "залёты", от которых я, если и имел чего, то только выгоду.
 За выполненную по тоннокилометрам перевезённого груза норму солдаты на уборке получали в зависимости от марки машины очень мало, менее рубля. А за перевыполнение плана перевозки им начислялась плата, равная гражданским водителям. Ну и ...
 
  Тонны измерялись довольно точно на весовых токов и элеваторов, а километраж брался средний с каждого убираемого поля и по асфальту, если везли с тока на элеватор. Ну и "мои" дембеля надыбали полевую дорогу с тока на элеватор, в два , как минимум, раза короче асфальтированной. Кроме того на ней не торчали ваишники батальоновские и ехать можно было "немножко" побыстрее, а это, объяснять не надо - перевыполнение плана и приличный заработок.
  Как комбат оказался на этой грунтовке, сказать не могу, но Милова, что вместо 40-ка предписанных км/час "пёр" под 80-т, усёк. "Выдрал" меня и приказал снять Милова с машины. Впрочем с моим предложением наказать Милова тем, что тот за сутки отроет блиндаж для скоропортящихся продуктов (Казахстан, лето, жарища неимоверная) согласился.
 Поставив "боевую" задачу и оговорив условия, я улёгся спать. А ночью, по будильнику конечно же, встал проверить "ход работ". Смотрю, а из ямы под блиндаж   земля вылетает, бойцов не видно уже, явно выбрасываемая шестью лопатами, это вместо одной. Прошёлся по палаткам - нет именно дембелей, и пошёл досыпать со спокойной совестью. Хотя утром весь строй предупредил, что если усеку кого-нибудь гружёного на скорости более 60-ти км/час - сниму с машины до конца уборки.

  Замполит батальона, по прозвищу "Люлёк" (всё время ходил с трубкой в руках - я, кстати, ни разу не видел чтобы люлька в его руках была прикурена) прибыл из одной части, а "газон 69-й" ему с другой привезли. Мало того, что "убит" был напрочь этот "грузовичок", так ещё солдат, им управлявший, был даже не "ездюком", а самым, что ни на есть, уж простите за выражение, но из песни...,ПИ...ДЮКОМ! Сколько я этот "газон" не перебирал со своими ремонтниками - то что-то новенькое "повылазит", то "энтот кренделёк", ну ****..., всё , больше не буду уточнять, все и так в курсе, в акб воды из под крана "прыснет", то двигатель без воды или, почище, без масла заведёт.
  В общем в один из ремонтных периодов "Люлёк", опаздывающий на совещание в ОБЛАСТЬ, поехал туда на подвернувшимся ЗиЛке-130 Ганца. И ТАК ЕМУ ЭТО ПОНРАВИЛОСЬ: скорость за 90-то, опытный уверенный в себе и машине водитель, что "оседлал" он "немца" по полной, бросив "газик" свой в нашей роте. Беда была в том, что Ганцу за эти "перевозки" никто и копейки не платил. Ну и стал он эмитировать всяческие поломки и попросту смываться от НачПО.
  Вот стою как-то на КТП роты, фото которого вы видите (взвод тогда в составе подразделения трудился, урожай зерна был отменный : СК-2, тогдашние комбайны, чуть более 100 метров проезжали, наполняя бункера под завязку). Залетает Ганц и на мой молчаливый вопрос кричит:
 - Коробка барахлит!
  А буквально через минут 10-ть, не более, "Люлёк"  залетает в парк без остановки на КТП.
 ???
 Уже через минуту выезжает назад, бросив мне почитай со злобой:
 - Это почему у тебя, старлей, машины зерно перевозят с разваливающимися коробками, а ты в тенёчка прохлаждаешься...?! ("эпитеты" пропустил - жена уже тогда материться запретила).
  Захожу в парк. Стоит на ремонтной эстакаде ЗиЛ "ганцевский", а под ним КПП с развороченным картером.
 Бл@дь!!! ??? А потом крутанулись в мозгах мыслишки:
 - Как он мог проехать мимо меня с такой неисправностью и до меня километров с десяток, как минимум? А главное, как он снять успел коробку то один менее чем за 10-ть минут, ведь ремонтники дрыхнут в палатках "без задних ног"?
 Подхожу, открываю дверь кабины - рычаг КПП "торчит" на месте!!!???  Заглядываю "ышо разок" под машину : коробка там изуродованная тоже с рычагом переключения передач...
 Короче, как сейчас внук говорит, ПО ХОДУ, Ганц из кучи вышедших из строя агрегатов эту коробку  вытащил и под свою ИСПРАВНУЮ машину положил...               

 Или такой случАй. Смотрю "крендельки"(по выражению ротного) мои, ну ДМБ май-76, на элеватор по 8-м с лишним тонн на ЗиЛках-130 возят. Пристроился им в "кильватер" на ГАЗ-52, что на ТО оставлен был в парке, и ... Заезжает первый на весы элеваторские и останавливается напротив окошечка весовой, а в это время следующий передние колёса на платформу весов ставит, причём тормозит точно в тот же момент, как и передний: весы качаются всего один раз и женщины-весовщицы подвоха не замечают.

  Дожди пошли проливные. Спать приказал всем - правда выматывались, что называется, все, не только водители, но и ремонтники.
  Приезжает ПРЕД Госхозспецобъединения "Кызыл Жулдыз", в котором мы работали,
 просит шесть машин для доставки зерна на элеватор и называет известную шестёрку.
На моё предложение взять любых других из числа резервных водителей потому как этим отоспаться надо, отвечает:
 - Нэт, других не надо.
 Зашёл в палатку - не спят, предложение о выезде приняли с "энтузазизмом". В хвост, естественно, я им пристроился.
 Подъезжают к элеватору. Девчонка пробу зерна у Лёвы Варжавина на влажность берёт, а эта рыжая огромнейшая детина как-то так её обнимает и щупает одновременно, что та хихикает и всё забывает, а пред в это время мокрое зерно в пробнике меняет на сухое из собственного кармана...
 Когда все шесть машин уехали на разгрузку пред увидел меня, подошёл.
 - А не стыдно тебе,- говорю,- будет, что зерно в башне по твоей вине пропадёт?!
 - Э-э! Я сдаю при одной влажности (не помню цифири), а в башни они ссыпаются в десять раз суше, на своих сушилках сушат, то есть моё дольше доводить до кондиции будут...

   В общем минимум 1500 РЭ заработал каждый из шестёрки "смелых" на этой уборке.