Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Дидим Слепец
Древние афанаситы прокляли Дидима на двух Вселенских соборах – Трулльском (691-692) и VII (787). А так же уничтожили все его сочинения, в том числе и греческий оригинал книги «О Святом Духе», которую Иероним перевёл на латинский язык и, как я считаю, сфальсифицировал.
Нынешние афанаситы объявили Дидима православным. Если бы они согласились с мнением своих учителей, что Дидим – еретик, тогда получилось бы, что и монах Антоний Великий (251-356), похваливший Дидима, тоже был еретиком.
Однажды Антоний Великий спросил Дидима, не сожалеет ли он, что у него нет зрения? Дидим смутился и промолчал. Антоний спросил ещё один раз. Дидим ответил, что сожалеет о потере зрения. Тогда Антоний сказал: «Я удивляюсь, что мудрый муж скорбит о потере того, что имеют муравьи и мошки, и не радуется, что имеет то, чего удостоились одни святые и апостолы»[1].
По моему мнению, Антоний Великий был оригенистом (арианином). Никейский собор осудил Оригена косвенно, «как источник Ария» (Иероним[2]). Если бы Антоний не был оригенистом, он не похвалил бы оригениста Дидима.
Афанасий Великий утверждает, что Антоний был афанаситом.
«Однажды ариане распустили ложный слух, будто и Антоний одинаковых с ними мыслей. Тогда вознегодовал он и раздражился против них; а потом, по просьбе епископов и всей братии, сошёл с горы и, прибыв в Александрию, осудил ариан, сказав, что арианство есть последняя ересь и предтеча антихриста» (Афанасий[3]).
Антоний не мог сказать именно так: он был подданным императора Констанция, который поддерживал ариан. Его сразу репрессировали бы.
Ложный слух распустил Афанасий Великий. Он объявил Антония членом свой партии, зная о том, что тот был арианином.
«Под именем Антония Великого до нас дошло несколько творений. В арабской версии сохранился корпус из 20 посланий... Основной проблемой интерпретации посланий Антония Великого является тот факт, что их автор был знаком с идеями Оригена... К тому же послания, по признанию некоторых исследователей, написаны философски образованным человеком, что не согласуется с образом Антония Великого, известным по житию святого Афанасия. С. Рубенсон высказал мнение, что послания действительно принадлежат Антонию Великому, в то время как образ Антония Великого, данный в его житии, сильно искажён»[4].
Для афанаситов, современников Иеронима, Дидим был оригенистом, а значит и арианином: согласно Оригену, Иисус и Святой Дух были творением Бога. Афанаситы упрекали Иеронима за то, что тот назвал Дидима своим учителем.
Иудеи «доселе преследуют Господа нашего Иисуса Христа в сатанинских синагогах. Ужели же кто возразит мне: зачем у меня был учителем иудей? (Иероним изучил еврейский язык с помощью иудея Варанина. – С. Ш.). Неужели кто-нибудь будет выставлять на вид мои письма к Дидиму, как учителю? Великое преступление для ученика, если я назвал человека учёного и старца учителем. Однако я хочу взглянуть на само письмо, которое столько времени оставалось в пренебрежении. В нём нет ничего, кроме почтения и приветствия. Это пустяки и вздор. Лучше докажите, где я защищал ересь, где я хвалил нечестивое учение Оригена?» (Иероним[5]).
Иероним назвал Дидима учителем только потому, что тот был старцем и учёным. В его письме к Дидиму нет ничего, кроме почтения и приветствия. Объявить Иеронима оригенистом на этом основании, – всё равно, что объявить иудеем. Дидим никогда не был учителем Иеронима: нет ни одного письма, в котором Иероним защищал нечестивое учение Дидима и Оригена.
Нынешние афанаситы, записав Дидима в свою партию, вложили своё доказательство в уста Иеронима, Сократа, Руфина и Палладия.
Дидим написал две книги «Против ариан» (Иероним[6]). Дидим «спорил с арианами, разрушал их софизмы и обличал лукавые и ложные их речи» (Сократ, 4: 25). Афанасий назначил Дидима начальником Александрийской школы (Руфин, 2: 7).
Нечестивый царь Юлиан Отступник ополчился на святого Афанасия. Дидиму стало настолько грустно от этих мыслей, что у него пропал аппетит: он ничего не ел до позднего вечера. Дидим заснул на скамейке. И увидел во сне двух всадников на белых конях. Один из всадников обратился неизвестно к кому: «Скажите Дидиму, сегодня в седьмом часу Юлиан скончался». А потом сказал Дидиму: «Встань и ешь и пошли весть епископу Афанасию на дом, чтобы и он узнал об этом». Дидим запомнил час и день, – так и оказалось: Юлиан умер именно в этот час и день (Палладий[7]).
Делегаты двух Вселенских соборов, проклявшие Дидима, знали его подлинные сочинения. Если бы он написал книги против ариан, был «величайшим поборником веры», «спорил с арианами и разрушал их софизмы», увидел во сне всадников, которые сообщили ему, что нечестивый царь Юлиан умер, – делегаты собора не осудили бы его.
Дидим не видел сна. И Палладий не рассказывал о сне. Афанасий не назначал Дидима начальником Александрийской школы. Иероним не сообщил, что Дидим написал две книги против ариан. И Сократ не хвалил Дидима.
Почему редактор вложил свою небылицу о сне Дидима в уста Палладия?
Для доказательства того, что Иоанн Златоуст был афанаситом. Палладий – соратник Златоуста, его первый биограф. Если Палладий и Дидим уважали Афанасия Великого, значит, Златоуст тоже уважал и ценил.
Дидим был крупнейшим писателем. Он написал столько книг, что их перечисление «составило бы особый каталог» (Иероним[8]). Афанаситы украсили свою богословскую корону талантом Дидима. Им некомфортно без талантливых учителей. Афанаситы есть, а талантливых учителей нет. Нелогично.
Нынешние афанаситы решили найти книгу Дидима «Против ариан». Они предположили, что древние афанаситы, прокляв Дидима, не уничтожили его сочинения, а приписали их себе. И поиски афанаситов сразу дали положительный результат!
Григорий Нисский написал книгу «Против Ария и Савеллия». Нынешние афанаситы объявили автором этой книги Дидима.
Василий Великий написал книгу «Против Евномия». Нынешние афанаситы объявили автором этой книги Дидима (автором четвёртой и пятой книги).
Сократ объявил Дидима автором книги «О Троице» (4: 25). Иероним, перечислив труды Дидима, не указал этой важной книги. Сократу доверять нельзя: он объявил арианина Евсевия Кесарийского злостным афанаситом.
Никто не видел книгу Дидима «О Троице» полторы тысячи лет. Итальянец Мингарелли объявил в 1759 году, что нашёл эту книгу.
У рукописи нет первых и последних страниц. Учёные датировали рукопись XI веком. А «на покрышке манускрипта рукою, ещё более позднею (вероятно, XV века), написано имя "божественного Кирилла"» (Архимандрит Киприан[9]).
Некий учёный, живший в XV веке, решил, что эту книгу написал «божественный Кирилл». Мингарелли объявил автором этой книги Дидима.
Афанаситы признают, что Дидим верил в учение о падении ангелов, всеобщем восстановлении, переселении душ. «Однако, в учении о Троице Дидим далёк от Оригена и свободен от его нелепостей и неточностей, – даже Иероним категорически признавал это» (Флоровский[10]).
«А что ты скажешь за Дидима, который мыслил о Троице несомненно православно?» (Иероним[11]).
Иероним мог солгать: афанаситы объявили его учеником еретика Дидима. А тот ответил, что Дидим тоже считал, что Иисус и Святой Дух – это Бог.
Моё доказательство, что Иероним сфальсифицировал книгу Дидима «О Святом Духе».
Он сообщил своим друзья Паммахию и Океану, что афанаситы лгут, объявив его учеником Дидима. Он назвал его учителем только потому, что тот был учёным и старцем. В его письме к нему нет ничего, кроме почтения. А Руфину сказал, что Дидим мыслил о Троице православно. Если бы Дидим на самом деле мыслил о Троице православно, Иероним сообщил бы об этом своим друзья Паммахию и Океану. Он сказал бы им, что Дидим тоже считал, что Святой Дух – это Бог.
В божество Святого Духа не верили даже некоторые афанаситы. Они сказали Григорию Богослову: «Что ж скажешь о Святом Духе? Откуда вводишь к нам чуждого и незнаемого по Писанию Бога?»[12] Даже не все афанаситы верили, что Святой Дух – это Бог. А еретик Дидим, почитатель еретика Оригена, якобы верил.
Древние афанаситы, знавшие подлинные сочинения Дидима, объявили его еретиком: прокляли на двух Вселенских соборах. Нынешние афанаситы не видели его сочинений, но считают православным.
У идеологов Римской церкви есть рукописи Дидима и Оригена, не искажённые переписчиками, но они скрыли некоторые из них.
Началась Вторая мировая война. Английские военные решили переоборудовать пещеру, находившуюся в пригороде Каира, рядом с руинами монастыря Арсения Великого, под склад для боеприпасов (август 1941). Углубляя и выравнивая пол пещеры, они обнаружили керамический сосуд с сочинениями Дидима и Оригена. «Общий объем находки определяется в 150 тетрадей, составляющих 8 кодексов, т. е. около 2 тысяч листов рукописного текста». Учёные датировали рукописи IV веком. И вдруг кто-то украл несколько рукописей. «Однако из-за хищений не все обнаруженные тексты стали доступны читателю»[13]. Украденные рукописи недоступны читателям до сих пор.
По моему мнению, украли идеологи Римской церкви: больше некому. Оригинальные книги Дидима и Оригена обличали их, как фальсификаторов.
[1] 63. Письмо Иеронима к Каструцию. Т. 2. С. 230.
[2] 77. Письмо к Паммахию и Океану. Т. 2. С. 365.
[3] «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах», 69. Т. 3. С. 233.
[4] Православная энциклопедия.
[5] 77. Письмо к Паммахию и Океану. Т. 2. С. 362-363.
[6] «О знаменитых мужах», 109.
[7] «Лавсаик», 4.
[8] «О знаменитых мужах», 109.
[9] «Золотой век святоотеческой письменности».
[10] «Восточные Отцы IV века». Глава «Дидим Слепец».
[11] «Апология против Руфина», книга вторая, 17. Т. 5. С. 63.
[12] «Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе», 1. Т. 1. С. 376.
[13] Сочинения Дидима, найденные в пещере: «Толкования на Книгу пророка Захарии», фрагменты толкований на книгу «Бытие», на «Книгу Иова», на «Книгу Екклесиаста», на псалмы, на «Евангелие от Иоанна», догматический «Диалог с неким еретиком» (Православная энциклопедия).