Капитаны песчаных карьеров?

Татьяна Ложкина 2
- Я начал жить в трущобах городских… - печальный и глубокий голос из радиоприемника вещал о трагической судьбе брошенного человека. Эта песня прервала наше беззаботное общение во время оклеивания обоев  у моей сестры. Минутная пауза и я первая начала обсуждение :
- Уж больно жалостливая песня. Герой так жалеет себя, что забывает, как по ходу фильма он изнасиловал девушку, а его друг обворовал приютившую его семью.
Реакция сестры была диаметрально противоположной:
- Ты не понимаешь. Они выросли в такой среде, у них не было положительного примера. Я работаю с такими. И реально вижу, как с ними обращаются и педагоги, и старшие дети.
Я поспешила сменить острую тему, так как просто не сразу нашлась, что ответить. Но эта песня не уходила из памяти, она возвращалась снова и снова, заставляя глубже задуматься о теме, которой многие (да и я сама) стараются избегать. И я решила честно поговорить. Прежде всего – с самой собой, потом – с теми людьми, мнением которых дорожила. Итак – передо мной проблема человека. И не стоит останавливаться только на беспризорниках и детях в детских домах. Есть дети, которые живут в семье, но глядя на эту «семью», невольно думаешь – а не лучше ли ребенку будет в гос.учреждении? А брошенные старики и инвалиды?  Они что, не могут подписаться под этой песней? Я почувствовала острую жалость к этим людям. И первый порыв – собрать что-то, отнести куда то.… Потом – мысль, а что есть жалость и является ли она синонимом милосердия?
Как смотрит Бог на таких людей? Такая же у них ответственность за грехи или для них существуют поблажки из-за того, что некому было их воспитать нормально? Как правильно относиться к таким людям? И что есть в конце концов МИЛОСЕРДИЕ? Про материальную помощь таким людям я особенно не стала задумываться – это как аксиома – если человек нуждается, долг христианина – помочь ему. Я не об этом. Есть и другая сторона медали. Я знаю, что большинство детских домов очень хорошо снабжаются государством, а «жалостливые» подачки только сформировали в обитателях этих учреждений мысль, что весь мир им должен.
Итак, рассуждая над этой темой, для меня выявились две проблемы (или цели, если хотите). Первая – спасение, возможное только при покаянии и признании себя грешником (а совсем не как в песне: «Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват»). Вторая – воспитание полноценного гражданина, адаптированного в обществе, а не агрессора, мстящего за загубленную судьбу и живущего только плотскими наслаждениями.
За поиском ответов я обратилась к Библии, как единственному непогрешимому источнику Истины. Что бы работа моя спорилась быстрее, я частенько заглядывала в Симфонию. Открытие меня поразило. Нигде, понимаете, нигде в Библии не говорится о жалости, как рекомендуемой повседневной практике человека к человеку. Единственное место говорит:
« Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею». Рим. 9:15. То есть Бог ставит разницу между милосердием и жалостью. Но жалость Бога весьма отличается от жалости человека, формирующейся в чувствах и чаще в них и выражающейся. Что вы чувствуете, когда видите брошенного котенка или щенка? Жалость, конечно. А кто взял его к себе, вымыл и обеспечил воспитанием, заботой? Лес рук сразу редеет. Потому что жалость способна побудить только на кратковременное внимание и сопереживание. В лучшем случае – дать поесть и дать (скорее всего самому уже не нужную) одежду человеку. Милосердие же всегда требует жертвы. И жертвы далеко не всегда материальной. Самая большая ценность для человека, что бы ни говорили прагматики, это во первых – быть чьим то, кому то принадлежать. Если хотите поспорить – просто представьте себя никому не принадлежащим ( ни вашим родителям, близким, друзьям). Не думаю, что вам послужит утешением подарок на Новый год в бумажном пакете. Именно поэтому дети кричат от ужаса, когда их забирают от пьяниц – родителей в сиротский дом.
И второе – иметь общение, не формальное, а общение, в котором тебя слышат, понимают и принимают таким, какой ты есть. Сразу вспоминается один телефонный разговор, когда мальчик в приюте звонил своей матери и умолял придти к нему повидаться. Мать на другом конце связи оправдывалась, что у нее нет денег, что бы купить ему подарок и придти. И знаете, что сказал этот ребенок? Он сказал: « мама, ты просто приди, поговори  со мной, мне не надо подарка». И для себя я сделала следующий вывод из своего рассуждения: ценность жалости в том, что она способна растормошить нас, частенько дремлющих в своем благополучии, а милосердие поведет нас туда, где боль, разорванные судьбы, измученные одиночеством и отсутствием заботы сердца. Милосердие побудит взять на себя ответственность за чью то судьбу. Оно напомнит нам об одиноких стариках и инвалидах, позовет нас из теплых квартир в дождь и сырость, что бы сходить к кому то, может, с кульком дешевой карамели и сделать чей то день светлым, разрушить холодные цепи одиночества. И вот тогда, именно тогда мы сможем достигнуть наших целей – донести Евангелие Спасения и изменить судьбу человека.