Соната

Олег Бочаров 47
Олег Бочаров 47.
       Курьёзный случай произошёл в начале 1990 стых.  В один из первых дней января к нам в гости пришла подружка моей жены, Татьяна. Она очень любила подарки, и, особенно их дарить. К каждому Новому году  она заранее покупала подарки своим близким людям. Тщательно их выбирала, учитывая особенности и вкусы того, кому подарок предназначен.
И вот…  Жене досталась штучка из косметики, а мне аудио-кассета с записью Сонаты № 2 Фредерика Шопена – знаменитого польского пианиста и композитора 19 века. Я подарку очень обрадовался. Татьяна, можно сказать, попала в точку.  Это очень редко исполняемое (на публике) произведение. А купить его на пластинке мне не удавалось. Просто она не попадалась мне в музыкальных магазинах. За всю историю моего пятидесятилетнего хождения в филармонию это произведение я видел на афише только один раз. Пианисты предпочитают его записывать на диски в студии, а не играть на публике.
      А между тем, вторую часть сонаты знают все. Её играют на похоронах духовые оркестры. Играют, как правило, очень плохо, так что узнать оригинал довольно трудно. Во времена моего детства этот марш можно было услышать на улицах Ярославля довольно часто. По самой центральной улице нашего города, где ходят троллейбусы, автобусы и т.д.  проходили похоронные процессии. Это почти каждую неделю. Весь транспорт на улице останавливался. На звуки музыки из близлежащих дворов выбегали ребятишки, и шли гурьбой параллельно процессии, разглядывая идущих в процессии. Зачем? А кто его знает?! Развлекуха такая у нас была. Я лично шёл и слушал духовой оркестр, а покойник мне был совсем не интересен. Духовые оркестры различных предприятий нашего города радостно звучали на улицах  всего лишь 2 раза в год, а именно: 1 го мая и 7 го ноября. А мне хотелось почаще.
     В филармонии я слышал эту сонату и марш из неё в исполнении очень знаменитого советского пианиста, лауреата престижных международных конкурсов, обладатель многих государственных премий СССР, кажется, Якова Флиера, а, может быть, Льва Оборина. Давно это было. Примерно в 1964 – 66 году. В исполнении  пианиста вторая часть сонаты (тот самый траурный марш) никаких ассоциаций с похоронными процессиями  не вызывала. Это очень красивая лирическая музыка – шествие, расставание с чем-то очень дорогим. Может быть с юношескими мечтами, может быть с первой любовью, с какими-то надеждами на будущее. А вот третья часть – бурная, жизнеутверждающая.  От прошлого надо освободиться. Прошлое не должно тянуть назад.
     И вот…  Получив в подарок аудио-кассету, я тут же её поставил на магнитофон, и сразу на вторую часть, дабы удостовериться, что он (траурный марш) там есть. Ой, что тут было…  Жена восприняла сей подарок, как пожелание похорон, зная, как тщательно Татьяна выбирает подарки.  Подружки рассорились надолго. Так вот наша психика устроена. Слушать у нас в доме, эту красивейшую сонату было запрещено навсегда.   
       Много лет спустя, я унёс кассету к себе на работу. В лихие девяностые мы в обеденный перерыв в столовую не ходили. Дорого! Приносили обед с собой.  Для поедания обеда, нам руководство выделило отдельную комнату. Там мы все, работники мастерской, собирались в обеденный перерыв, и поедали каждый свой, с собой принесённый обед. Кто-то принёс в эту комнату и поставил разбитую магнитолу с колонками. Когда-то, магнитола упала с какого-то этажа и разбилась так, что целой от неё осталась только передняя панель. Её принёс хозяин для разборки на драгметаллы. А наши мастера – умельцы, что-то там припаяли, и она заиграла, как новая. В обед работники ставили на магнитолу свои любимые кассеты, и мы кушали под музыку.
    В один из дней я поставил, с самого начала, свою подарённую кассету со второй сонатой.  Народу понравилось кушать под музыку Шопена. Свежо и необычно! Но когда заиграла вторая часть, в пищеварительном тракте  многих присутствующих пошла обратная реакция. Не аппетит, а наоборот.  Женщины забросали меня вопросами, где ты взял эту… Говорю, подружка жены мне на Новый год подарила.  Они из-за этого рассорились вдрыск. «Ну, и правильно!»,- так вот женщины, мои сотрудницы, высказали своё резюме.
    Помните? Есть такое выражение: «Когда о человеке нечего сказать, то говорят, что у неё (него) глаза красивые».  На одном из таких споров о красивых глазах, в нашей компании наш молодой сотрудник Володя (он серьёзно увлекался художественной фотографией) взял портрет женщины с очень красивыми глазами ( по мнению многих здесь присутствующих) произвёл на глазах у всех эксперимент. Он закрыл всё лицо бумагой, оставив одни глаза. И все присутствующие убедились, что глаза эти самые обычные. Просто, одна анатомическая часть человека, и только.
   К чему я это всё подвожу?
Любое произведение искусства нужно слушать или смотреть целиком.