Из набросков о Гоголе

Дмитрий Ромашевский
   Николай Гоголь  приехал Санкт-Петербург зимой 1828 года. Ему было 19 лет. Позади осталось детство в родительском доме, небольшая деревенька Васильевка, имение отца - драматурга Василия Гоголя, где родительская усадьба почти так же, как дворы крестьян, была окружена частоколом,  отрочество в Нежинской гимназии, где не без успеха играл он на сцене комедийные роли,  где, благодаря одному из профессоров,  столкнулся он с передовыми идеями, узнал о восстании декабристов, где увлечённо и восторженно читал Пушкина. Уже там, подростком, пробовал он сочинять.  К сожалению, эти первые литературные опыты  остались нам неизвестными.
   В Петербург он привёз своё незаконченное произведение «Ганс Кюхельгартен», которое, конечно, мечтал издать.
  Ему это удалось. Поэма вышла тоненькой книжечкой и ввела его в расход. Критика встретила её насмешливо. Но молодой чиновник Гоголь не мог не писать. Эта неудача его не остановила. Уже зимой 1830 года в «Отечественных записках» появляется «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала - малороссийская повесть из народного  предания, рассказанная дьячком Попровской церкви».
  Редактируя повесть, П. Свиньин внёс в  произведение молодого автора много изменений. Гоголь был этим чрезвычайно возмущён и больше с «Отечественными записками» дела не имел, а со временем устранил все  его поправки и в предисловии к новому изданию высмеял самоуверенного литератора от имени рассказчика.  Более того, он сократил повесть, заменив описания живой речью, включив в предисловие перевод малоросских слов.
  Необыкновенной смелостью обладал талант Гоголя. Он просто не мог писать иначе, не мог согласиться с поправками редактора.
  «Сорочинской ярмаркой» открывает он целый цикл повестей, который позже получит название «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  Его проза - есть поэзия, она благоухает, всё в ней живёт. Как обидно мне, что мы в советской средней школе получили прививку от Гоголя! Не изучать его надо, а наслаждаться чтением вслух.
  Не всякий учитель литературы может открыть Гоголя своим ученикам. Для этого надо самому любить его, восторгаться им, преклоняться перед его талантом.
  Когда написал он «Сорочинскую ярмарку», ему было всего лишь 21 год. Он писал о своей родине, о народе, среди которого жил, писал яркими красками, с народным юмором, деликатно избегая некоторых пикантных подробностей, как бы переводя разговор на иную тему.
  Путешествуя по Малороссии, Иван Бунин, как будто чувствовал там присутствие Гоголя, восхищался им, так   всё, написанное им, было узнаваемо  и живо.  «Топазы и яхонты насекомых» возникало в памяти… Что это? Сказка? Нет, это живая до сих пор земля, отображённая творцом,  художником, поэтом…
  Описания Гоголя я сравнил бы с импрессионистическими картинами природы. Юмор Гоголь возводит до гротеска, и вдруг охватывает читателя пронзительная, светлая печаль, как будто автор смотрит на эту землю откуда-то из космоса,  а она удаляется от него в прошлое, и грустно ему, потому что он любил её.

Деревня Знаменка Орловской обл. Лето 2015 г.