Прощание славянки...

Владимир Бородин 2
Прощание славянки.

Как же часто в нашей жизни, казалось бы, совсем незначительное событие, приводит нас к неожиданному решению.
Ты не думаешь об этом. Ты просто находишься дома, в тепле и уюте. Смотришь вполглаза телевизор, сидя у печки с сигаретой.
Это воскресение. С утра телезрителей радуют юмором и музыкой. Они не новые и шутки не новые и поэтому проскальзывают мимо твоего сознания...
Идет передача «Утренняя почта».
Ведущие объявляют Лайму Вайкуле... Она начинает петь и внизу экрана появляются титры: «Прощание славянки»... Песня звучит, наверное, минуты три... и все куда-то улетает — я не слышу слов, не вижу самой Лаймы, а марш славянки звучит в ушах совсем другой. Тот, который я услышал много-много лет назад, девятнадцатилетним парнем. Я услышал его впервые!!!
И память вернула меня туда, на далекий-далекий остров. В Кольской губе, напротив г. Полярный. С таким интригующим названием — ЕКАТЕРИНИНСКИЙ.
Мне совсем недавно исполнилось 19. И был позади год службы в армии.
Еще две недели назад, я служил в Североморске, в спортивной роте.
Вся моя служба там состояла из тренировок и дежурств в бассейне.
Я — пловец. И находился в прекрасной спортивной форме. Никого из начальства не удивило, что я выиграл Чемпионат Северного Флота и должен был вскоре ехать в Геленджик, на Чемпионат Вооруженных Сил СССР.
Беда была в том, что этот самый чемпионат совпал с моим днем рождения.
12 апреля. 1969 год.
За все последующие годы жизни, я ни разу не вспоминал своего товарища плохим словом; я помню и его имя и его фамилию; именно благодаря ему, я оказался там, куда сегодня перенесла меня память.
Мы оба ужасно напились!! Адмирал был в ужасе! И это наш «чемпион» - вскричал он и уже вечером того же дня, мой день рождения продолжился на «губе».
Я благополучно «отслужил» свой срок там и, сразу по освобождении, был вызван в штаб. К другому адмиралу (везло мне на них).
После того, как адмирал излил на меня весь свой (довольно богатый) запас мата, я был приговорен к службе в Караульной роте. Сгниешь там, долбаный чемпион, с автоматом в руках, 4 через 4 часа за 2 оставшихся года — таков был вердикт начальства.
Сейчас, отсюда, я вижу того парня. Он стоит и вежливо улыбается, хотя внутри у него все трясется от ужаса.
На следующий же день, уже не в Североморске, а в Полярном, я стоял перед очередным адмиралом. Я ни о чем не думал, не строил никаких планов... просто — закусил «удила» и был настроен хамить до конца. Я прекрасно знал, что такое АМОК и прекрасно знал себя. И спокойным голосом «не советовал» адмиралу давать мне в руки оружие.
А ты знаешь, что с тобой будет, если ты откажешься?
 
А Вы знаете, что будет, если я для вида, соглашусь... а потом, использую его не так, как полагается по уставу?
Я вижу тот кабинет адмирала. Он сидит за столом, покрытым зеленым сукном и катает по сукну карандаш.
Я вижу и себя, стоящего перед ним. Мне кажется, что взгляд мой не выражал ничего, кроме ожидания.
Странно, ведь я никогда не вспоминал его. А сейчас вижу ясно его приветливую улыбку и слышу слова: ну, что, матрос С..., не легко тебе было, а впереди все еще тяжелее! А меня везут в Мурманск, в аэропорт. На самолет и домой. Прошел год, с того разговора с ним в его кабинете...
А там... Внезапно, остановив движение карандаша по сукну, адмирал задал вопрос:
Так, что же ты сам предложишь? Где видишь дальнейшую службу?
 Помню, как напряжение куда-то ушло и я, не обдумывая, ответил:

Я хотел бы служить на корабле. Далеко, на острове.
Хорошо. И корабль и остров я тебе обещаю...

Так я стал рулевым-сигнальщиком на минном тральщике. На о. Екатерининском. Кроме нашего, на острове базировалось еще три совершенно таких же тральщика. Борт о борт. В первый день я устраивался и знакомился с кораблем. А вот... второй день...
После завтрака, на всех четырех кораблях загремела музыка!!!
Я впервые такую слышал! Она гремела из динамиков. Будоражила кровь.
Это и был марш «Прощание славянки»!!! Дело было в прощании с кораблем и командой ребят, закончивших службу.
Они ходили по кораблю такие нарядные. Такие счастливые. Теперь такие доброжелательные. А марш все гремел и гремел над кораблями...
Я прекрасно помню свои чувства. У меня впереди были еще 2 года. Но... прошел всего год. Очень тяжелый год. И прекрасный год!

Все было хорошо, товарищ вице-адмирал, отвечал я и отдал ему честь.
Я остался тем же. Адмирал пожал мне руку и я отправился в путь. Домой.

Все эти картины пролетели в моей памяти за три минуты! Вайкуле закончила петь. Некоторое время я еще сидел у печки... Думал о том, как же мне удалось тогда выкрутиться??? Кто и как руководил мной? Что вело меня?
Сейчас я отец. И сыновей и дочерей. Я думал о том, что многие родители изо всех сил стараются направить жизнь своего чада и часто делают ему только вред. И я совершил одну такую ошибку... Ужасную!
В большой печали, я сел за компьютер. Нашел «Прощание славянки» и надел наушники. Звуки гордой музыки вернули мне хорошее настроение!
Я не стану указывать детям, как им жить! Никогда больше....
А марш все гремел в моих наушниках...