Ноябрь. Или как умирают города. Экспериментальный

Элья Лапа
- Как там с работой?
- Да как с ней может быть? Всё так же глухо. Никогда не думал, что могу попасть под сокращение.
- Вряд ли есть кто-то, кто знает это наперед.

     Повисла тишина, которая явно не устраивала Артёма. Он озирался вокруг, периодически ёрзал на стуле, зажав бутылку пива на столе между ладонями, и лихорадочно обдумывал тему для разговора.
     Наконец он наклонился ко мне, и намеренно громко, совершенно неожиданно для такой доверительной позы заявил:
- Давно надо было валить из этого города, пока это было ещё возможно. Вот Макс не растерялся, переехал, и теперь работает себе спокойно, квартиру купил, да еще и жениться собрался летом, я бы…
- Чего-чего? ЖЕНИТЬСЯ?
     Если бы я был чуть эмоциональнее, у меня бы просто отвисла челюсть. Не поймите меня неправильно, я не давал клятву остаться холостяком до самой смерти и не собирался отпускать шуточки вроде: «пожил и хватит», к тому времени я вообще был уверен, что меня почти невозможно удивить, однако от этого парня не мог и ожидать такого. Максим женится? Это шутка?


     С Максом Артём дружил с детства и познакомил нас лет 6 назад на вечеринке у общих друзей, на которой я был вместе со своей девушкой, Настей. Тогда Артём, как всегда безостановочно болтая, подошёл к нам вместе с этим долговязым парнем, который напомнил Насте её любимого Эдди Редмэйна (как она потом призналась), и почти сразу предложил выпить за знакомство. Тогда он показался мне подозрительным парнем. Манера общения у Макса весьма своеобразная: многие буквы в словах он произносит на свой лад и весьма резко меняет интонации, отчего иногда кажется, что его речь – это нарезка дикторов из радиопрограмм. К тому же, он почти никогда не смотрит на собеседника, так что часто непонятно, слушает он тебя или нет. Эти сомнения усиливаются тем, что он часто вставляет комментарии совершенно невпопад. Однако я почти уверен, попроси вы его повторить последнее сказанное вами, он ухмыльнется и совершенно осознанно повторит, сам же я ни разу не набрался наглости провернуть этот трюк. В ту ночь, ближе к концу вечеринки Настя с Артёмом куда-то испарились, Макс только что довольно грубо отвязался от хозяйки квартиры, и между нами завязался полупьяный разговор.
- Жёстко ты её.
- Ага, весь вечер мне проходу не даёт, кто угодно свихнется от такого преследования.
- Она вроде ничего.
- Ничего??? Ты видел её ногти? С такими руками я бы ей даже посуду мыть не разрешил.
     Мы посмеялись. Только потом я понял, что это была не шутка. Чтобы вы понимали, он вообще был очень требовательным к женщинам, что иногда доходило до абсурда. Втайне я всё время ожидал, что вот-вот он заявит, что «у неё слишком большая голова».

     После этой вечеринки мы очень часто вместе выпивали. Он никогда не рассказывал, чем он зарабатывает на жизнь и чем занимается, зато много говорил о своей семье и детстве. Каждый раз крепко напивался и очень часто завязывал драки, ни одна из которых не могла обойтись без моей поддержки с переменным успехом, отчего каждый раз приходя домой я выслушивал от Насти парочку крепких нотаций: новоиспеченного Эдди Редмэйна она считала редкостным придурком. А он в свою очередь каждую встречу традиционно критиковал очередную женщину, но никогда не говорил о Насте, хотя её откровенное к нему презрение для него не было секретом. Лишь однажды он позволил себе поднять эту тему. Незадолго до этого мы сидели вчетвером: мы с Настей, Артём и он. И она в этот день, как говорится, встала не с той ноги, была всем недовольна и позволяла себе капризы, на почве чего у нас случилась ссора. В следующую встречу Макс был чем-то особенно раздражен, и среди всего прочего завязал такой разговор:
- Знаешь, вот меня все достают с тем, почему у меня нет девушки, нет регулярных отношений. Мать просто съела весь мозг с этим.
- Моя требует свадьбы и внуков. С каждым разом всё тяжелее и тяжелее отвечать на её звонки.
- А я вот смотрю на знакомые пары и думаю, вот как? Как ты её терпишь, я не понимаю? Она только что закатила тебе истерику, что ты не купил ей попкорн! Или что ты называешь её не так, смотришь не туда, не отвечаешь на ее ежечасные звонки, как-то не так поздравляешь её с днём рождения и вообще... Да я бы выкинул её из окна просто, тут же! О каких долгосрочных отношениях здесь может идти речь?
- Не знаю. Может, наедине они ведут себя по-другому? Поддерживают там или что еще. Или в чём-то они особенно хороши.
- Мне всегда было непонятно, как такие девушки умудряются держать при себе хороших парней и годами трепать им нервы. Если ты не можешь быть тем, кем хочешь, очень здорово иногда притвориться, что ты сделал для кого-то всё и ждать благодарности. А если он порядочный дурак, то можно его убедить, что ты всю жизнь на него положил. Ведь это же уловка, старая как мир, понял? И как она до сих пор работает, я не понимаю. Неужели мы такие идиоты?
- Это ты точно подметил.
- Нет, знаешь, уж лучше я подохну один, как дворняжка, под дверью какого-нибудь грязного бара, чем вот так.

     Повисла тишина. Он выпил почти полбутылки пива, прежде чем снова заговорил, ухмыляясь:
- Да уж, только поистине любящий человек способен меня вытерпеть. Ведь один хрен, кто-нибудь выйдет за меня замуж. Хочется верить, что и я буду испытывать к ней то же.
- По-другому тебя не затащишь под венец даже под наркозом.
- Это точно.
      Мы засмеялись, оба мы не особо-то и верили в любовь. Вдруг он резко перестал смеяться, прочистил горло и необычно тихо спросил:
- Слушай, а как там у вас с Настей? Мне показалось, что у вас не всё ладно.
      Меня так удивил этот вопрос, который явно дался ему с трудом, что мне вдруг впервые захотелось поговорить об этом откровенно.
- Ну, знаешь, наша жизнь стала похожа на... как бы это объяснить. Как обезумевший паровоз, который ревёт и рвется, и не способен остановиться. А внутри паника, люди бегают из вагона в вагон, слышны крики, что дальше обрыв, но чёрт разберешь, что происходит и куда подевался машинист.
- Трудновато. А ты что?
- А я сижу в углу кабины и пью, будто это совершенно обычный день. Макс, я ведь её сто лет знаю, мне кажется, по-другому уже и нельзя.
     Он помолчал, сделал глоток и вдруг сказал:
- Знаешь, парень, Бротиган как-то написал: «Как прекрасно просыпаться утром одному, без необходимости говорить кому-то, что ты их любишь, когда ты не любишь их больше».

     Помню, как я возвращался домой после этой встречи. Это было раннее утро, я ехал в холодном трамвае, рядом стоял мужчина за 50, с седыми усами и в больших очках и читал газету. Это показалось мне странным видением из прошлого, отчего я перестал осознавать, где я. Очнулся только когда мы проезжали дом, рядом с подъездом у которого белой краской было крупно выведено: «ДОСТРОЙТЕ НАШ ДОМ!». К слову сказать, город начал умирать уже тогда. Остановки всё больше покрывались объявлениями типа «КРЕДИТЫ», «ЗАЙМЫ», «ЗАПЛАТИМ ВАШ КРЕДИТ», самые решительные знакомые уже начали продавать жилье, если таковое имелось, пока оно не обесценилось совершенно, и уезжать в другие города. Спустя пару месяцев после этой встречи переехал и Макс. А спустя полгода состоялась последняя наша ссора с Настей. Не знаю почему, но я помню её так, будто она случилась вчера. Это был август, лето, время года, которое Макс терпеть не мог. Он вообще предпочитал промозглую осень, особенно ноябрь, что всегда казалось мне странным.

     В то время обострились проблемы с работой, в этот день я вернулся домой совершено выжатый, взял бутылочку холодного пива и упал в кресло. Меня бросило в холодный пот, и с закрытыми глазами я видел, как передо мной кружится колючая пыль. С подоконника радио орали AC/DC, и ощущения были такие, будто здоровый мужик долбит двумя ладонями по моей голове рядом с ушами. Из другого конца комнаты воздух прорезал женский голос. Видимо, от меня требовалось участие в разговоре. Я аккуратно, как будто от этого зависит моя жизнь, открыл глаза. По ним тут же резанул солнечный свет. Настя сидела на табуретке в странной позе, поглядывала в окно и курила. Я прислушался к её словам.
- Мне кажется, ты не со мной. Мы почти перестали общаться.
     «Никакой, никакой помощи от тебя» - вот уж точно, старина. Это был не самый лучший расклад, но деваться некуда. Я провёл ладонью по лицу, пытаясь собраться с мыслями.
- Не неси ерунды. Я просто устал. Сегодня был длинный день.
     Получилось не очень. Её голова резко повернулась ко мне, и она воскликнула:
- Твоя работа здесь не причём! Дело в тебе.
     Осечка. Переносицу распирала боль.
- Дорогая, давай обсудим это потом.
     Наверное, я так уже говорил, потому что она вскочила как уличная кошка, рядом с которой разбилась бутылка. Когда радио стихло, я понял, что пути назад нет.
- Уже полгода каждый день одно и то же, сплошные отговорки! Ты не хочешь работать над нашими отношениями.
     Её стало слишком, слишком много. Почему женщину нельзя выключить, как радиоприёмник? И вот она приближается ко мне, неизбежная как бронепоезд. Её лицо исказила гримаса, она открыла рот…

     Спустя две недели из её вещей остались только разноцветные флакончики в ванной. Так закончились отношения, длившиеся около пяти лет и подававшие огромные надежды нашим семьям.   

     Как-то в период временного облегчения после тяжелого расставания я забрёл в магазин за пополнением для моего опустевшего холодильника, и, ожидая своей очереди на кассе, стал свидетелем миниатюрной постановки, разыгранной кассиршей и мужчиной в возрасте. По какой-то причине эта сцена отпечаталась в моей памяти так же подробно, как ссора с Настей. Началось всё с того, что мужчина перешёл от одной кассы к другой.
- Что же вы, мужчина, мне изменяете? – громко среагировала кассирша первой кассы, поводя бровями и перевешиваясь полной грудью через кассу к покупателю.
- Нет, дорогая, что вы! Вы ведь были заняты, я и решил… - улыбаясь замялся бессовестный изменник.
- И что же? Это повод меня бросать?
- В следующий раз обязательно пойду к вам, милая моя! – расшаркиваясь молил пощады уже лысеющий мужчина.
- Следующего раза может и не быть, теперь я зла и вообще.. Может я обиделась, да! – она надула губки.
     Тогда я подумал, что если бы сцены ревности и вообще выяснение отношений в жизни были чем-то вроде этого, было бы весьма занятно. Однако всё немного сложнее.


     И вот теперь зима, раннее утро, я плетусь из бара обратно к себе в пустую квартиру. Из головы не выходили слова Артёма, и я почти ничего не видел вокруг. И вдруг на снегу впереди меня образовалось чёрное пятно. Я слегка опешил, но оказалось, что это просто чёрный кот. Он совершенно невозмутимо сидел прямо посередине тропинки, левее, чем шел я. То есть, возможно, он уже использовал возможность перебежать мне дорогу. Но я никогда не верил в приметы, поэтому не собирался искать у кота белые пятна или ждать, пока кто-то пройдет впереди меня. Вместо этого я  поддался внезапному желанию, крутанулся и упал спиной на снег рядом с котом, отчего тот тут же исчез в неизвестном направлении. Я закрыл глаза и никак не мог избавиться от одной мысли.

"Что он нашёл в этом чёртовом ноябре?"