Одаренный коммерсант

Марк Горбовец
После перестройки и распада СССР началась приватизация гос. предприятий, как в СССР, так и в бывших советских республиках. Вновь созданные ООО и другие коммерческие предприятия начали  поглощать государственные организации превращающиеся в банкротов, не способных осуществлять хозяйственную деятельность без поддержки государства. Процесс приватизации в 1990 года пошел полным ходом. Появились хваткие дельцы в различных отраслях, в том числе в строительстве и промышленности стройматериалов.

Плохо обстояли дела и в ведущих  НИИ проектно – конструкторских организациях, которые в отсутствии господдержки с удовольствием брались за любые коммерческие заказы.

Однажды в наш институт забрел коммерсант из Узбекистана, разбогатевший на перепродаже компьютерной техники и решивший заняться производством стройматериалов для домостроения.

Цель коммерсанта состояла в заказе проекта для создания нового завода по производству железобетонных конструкций для малоэтажного строительства в одном из городов Ташкентской области.

Директор нашего НИИ созвал совещание на которое пригласил и меня, организовавшего в институте проектно – конструкторское отделение для малоэтажного домостроения и единственного руководителя владевшего рассматриваемым вопросам.

Коммерсант сообщил о своем намерение заключить с институтом договор на разработку, завода, просил назвать ориентировочную стоимость работы и выделить специалиста для выбора строительной площадки.

Я задал ему необходимые вопросы и выразил принципиальное согласие на разработку.
Директор института обещал проработать со своими экономистами стоимость работы в короткое время. После совещания и разговора с директором института коммерсант зашел в мой кабинет и завел конфиденциальную беседу. Он сообщил, что не намерен кормить целый  институт и предложил мне лично заняться этим вопросом напрямую с ним. Я ответил, что это будет не тактично по отношению к институту, но дал согласие проконсультировать его на месте. Мы договорились, о времени моего выезда и через неделю я прибыл в  Ташкент, был встречен там и привезен утром в его Ташкентский офис, заваленный компьютерной техникой. После короткого ланча в офисе мы отправились на его машине в бывший соцгород, находившийся в сотне километров от Ташкента.

Коммерсант был среднего возраста – лет около сорока. Ведя  машину, он непрерывно давал какие – то  указания по телефону.

В соцгороде нас встретил его управляющий, который тут же засыпал его своими вопросами. Например, он сообщил, что есть предложение по приобретению за малую цену нескольких вагонов автомобильных шин и других материалов. Коммерсант заглянул в свой блокнот и тут же за пять минут предложил ему систему  тройного обмена с выходом на требуемую  продукцию станков вместо шин. Управляющий так же сообщил о готовности отправки им огромной фуры с продукцией для заказчика. Коммерсант  дал разрешение на отправку и сообщил, что он уже договорился о предоставлении «зеленой улицы» на всем протяжении маршрута длиной около 1000 километров. Он обещал мне, на следующий день с утра показать свои владения и договориться с властями города о проведении совещания и  выезда для выбора площадки для завода, а пока предложил  отдохнуть и переночевать в гостиничном помещении куда  меня и доставил.

Утром в назначенное время он  позвонил мне, подъехал, связался с предисполкома города, договорился о проведении  совещания с выездом властей на место будущей стройки и провел для меня автоэкскурс по городу.

  В ходе экскурсии выяснилось, что 90% предприятий и организаций, включая фабрики, магазины, швейные мастерские, карьеры песка и т.д. уже находятся в его ведении, что крупная турбаза с 4-х  этажным корпусом уже рассматривает вопрос о переходе к нему, как и еще несколько организаций.

Показывая мне на городской клуб стандартного Советского образца с красивым фасадом и колонами он посетовал на то, что городские власти не хотят отдавать его, хотя он очень хотел бы его заполучить для организации в нем элитной школы для десятка детей богатых семей.

По окончанию экскурсии мы  подъехали в назначенные время к горисполкому, где  в кабинете председателя нас уже ожидало человек 10 чиновников собранных по его просьбе на совещание. Чиновники  были во внимании и сидели с заискивающими подобострастными лицами, ожидая выступления коммерсанта. Коммерсант кратко доложил собравшимся о своем твердом намерении организовать строительство своего личного нового завода стройматериалов, и представил меня как специалиста – консультанта из крупного Московского института. Далее он предложил выехать на предполагаемые объекты строительства завода, чтобы на месте с помощью моей консультации оперативно решить данный вопрос. Чиновники были весьма послушны и наш экспорт из нескольких волг с чиновниками выехал на объекты.
Мы посетили несколько объектов и я предложил остановиться на площадке с заброшенным заводом ЖБИ, находившимся в близи намечаемой стройки жилья. Предложение было принято и одобрено городскими властями.

На следующий день коммерсант отвез меня в Самарканд и провел экскурсию поэтому замечательному историческому месту. Далее мы вернулись в Ташкент.
В ходе наших длительных автомобильных переездов коммерсант непрерывно общался с кем-то по телефону и выдавал четкие задания. На его коленях   лежали какие-то проспекты и ценники, в которые он постоянно заглядывал. На мой вопрос: «по поводу открытия «Зеленой улицы для  фуры?» он ответил,: «это значит, что фура  свободно проедет мимо многочисленных  постов ГАИ без каких либо проверок».  Мне  захотелось узнать: кто он такой этот преуспевающий коммерсант и я выяснил, что это бывший учитель физики одной из школ соцгорода. Он был первым и единственным в городе кто образовал коммерческое предприятие и благодаря только своим необычным способностям, без какой либо протекции, сумел за короткий срок на компьютерной  технике заработать крупные по тому времени капиталы, позволившие ему завладеть организациями и предприятиями всего соцгородка, возникшего на месте шахты по добыче урановой руды.

 Город долгое время пользовался большими дотациями государства и не был приспособлен для самообеспечения.

На примере моего знакомого коммерсанта я понял, что создание коммерческих обществ под руководством  талантливых бизнесменов в период перехода на рыночную экономику способно делать чудеса.

Однако таких талантливых людей  на первых порах было ничтожно мало, зато бандитов и мошенников приватизировавших государственную собственность оказалось куда больше.

За проектирование завода я не взялся, но порекомендовал известную  мне местную Ташкентскую проектную организацию, которая  впоследствии достойно справилась с поставленной задачей.