Неизвестные истории. Хозяин диких земель Ч. I

Игнат Костян
Недавно я получил несколько писем от моих читателей, которые спрашивали меня о сроках выхода книги «Бродяги Дикого Запада». Отвечаю: «Издание запланировано на первую половину 2016 года». Некоторые из читателей, кто ознакомился с проектом этой книги на портале «Проза. ру»  отмечают, что, мол я, освещая первопроходческую деятельность на американском Западе не совсем заслуженно обошел вниманием Дэниэла Буна и Дэвида Крокетта, которые являются национальными героями Америки, потому что привели нацию на Запад.
Да, я сознательно обошел вниманием и Буна, и Крокетта, не осветив их деятельность в книге «Бродяги Дикого Запада». Почему? Потому что их первопроходческие подвиги и приключения не вписывались в концепцию  этого произведения, которая определяла лишь немногих из тех пионеров и первооткрывателей, кто бродил по просторам Запада, в точности за правобережьем реки Миссисипи, разделявшей континент на восток и запад.
Основная же первопроходческая деятельность Дэниэла Буна была направлена на освоение кентуккийских просторов, и лишь под конец своей жизни Бун, волею судьбы, вынужден был перебраться на жительство в Миссури, то есть в те земли, которые в действительности считаются началом территории Запада.
Что же касается Дэви Крокетта, то он попал на Запад  только в период войны за независимость Техаса от Мексики, где погиб, защищая легендарный форт Аламо, до этого его деятельность приходилась на восточные штаты, в частности Теннесси.
Кстати, во времена Буна и Крокетта западом считалась вся территория, расположенная по ту сторону гор Аппалачей. В этой связи, раз уж так получилось, а также, учитывая замечание читателей, мне хотелось бы, в последующих нескольких эссе восполнить пробел, и осветить наиболее яркие, и возможно, малоизвестные эпизоды  из биографий Дэниэла Буна и Дэви Крокетта, отделив  факты от вымысла. Хотя, на мой взгляд, информации об этих персонах в сети Интернет предостаточно, и, изложенное мной, не совсем будет соответствовать концепции рубрики «Неизвестные истории».
И так, Дэниэл Бун – хозяин диких земель. Его имя действительно увековечено в истории Америки и слава о нем по сей день простирается от Пенсильвании на востоке страны до самых окраин Вайоминга на западе. Его имя носят многочисленные города США, а также гавани и парки, перечислять которые нет необходимости из-за их количества.
 Современные американцы по сей день чтут имя этого первопроходца, и восхищаются им, потому что личность Буна вдохновляла многих из них на создание книг, театральных пьес, кинофильмов и многочисленных картин. Предания о Буне так часто переходили  из уст в уста, что факты и вымысел прочно переплелись в одну легенду.
Кем же на самом деле был Дэниэл Бун, и почему, как считают все без исключения  жители США, он стал американским идолом?
В 1713 году в Новый Свет из Великобритании в поисках религиозной свободы и земельных наделов вместе с единоверцами,  из общины квакеров (quakers (квэйкерс) – что значит «трепещущие». Получили название из-за крайне пацифистских идей, которые исповедовали внутри своего общества И.К.), эмигрировал отец Дэниэла Сквайер Бун, а вслед за ним и его родители.
Прибыв в Америку, семья Бунов  поселилась в райском уголке на территории Пенсильвании, где были девственно чистые реки, богатые дичью леса, и весьма плодородные для возделывания земли.
В 1720 году Сквайер Бун женился на Саре Морган, родители которой также принадлежали к эмигрантам квакерам из Уэльса.
В 1731 году Сквайер и Сара Бун построили дом в долине Олэй на реке Скулки в юго-восточной части Пенсильвании недалеко от современного города Рединг, (дом частично сохранившей до наших дней, сегодня это исторический памятник «Усадьба Дэниэла Буна» – И.К.), а в 1734 году у этой еврейской четы родился мальчик, которого назвали Дэниэлом.
Сквайер Бун был ткачом и слыл весьма уважаемым человеком в общине квакеров. С раннего детства он старался привить Дэниэлу, который был шестым из одиннадцати его детей, такие  христианские качества как смирение и терпимость, но отношения с сыном у Сквайера Буна были, мягко говоря, натянутыми.
 Дэниэл рос весьма взбалмошным ребенком, который любил пошалить и, был, откровенно говоря, непоседой. Гиперактивность Дэниэла, как принято сегодня говорить, и его поперечный характер часто становились причиной ссоры с отцом, который постоянно порол своих детей за непослушание. Он порол их до тех пор, пока они не начинали плакать и этот метод действовал на всех кроме Дэниэла, который никогда не позволял себя  не только плакать, но и стонать. Отец говорил парню: «Если не можешь больше терпеть проси пощады», – но Дэниэл был не из тех, кто проявлял слабость.
 В юношеские годы Дэниэл помогал матери пасти скот, а в свободное время любил уединяться в лесу, где бродил просто так от него делать. Миролюбие и пацифизм, проповедуемые квакерами, позволили Дэниэлу завязать дружбу с местными индейским племенами. Общаясь с индейцами, Дэниэл научился охотиться на оленей и другую дичь, в изобилии обитавшую в тех лесах. Свое первое ружье Дэниэл получил в двенадцать лет, а к пятнадцати годам он уже слыл превосходным стрелком.
Легенды о Буне  часто превозносят его охотничьи навыки, но тем не он был не плохим охотником. Предание о юных годах Буна гласит, что однажды Дэниэл отправился на охоту вместе с другими мальчишками. Рык пантеры напугал их, однако Дэниэл не дрогнул, спокойно взвел курок, выстрелил и попал зверю прямо в сердце, как только пантера собралась броситься на него. Как и многие другие истории о Дэниэле Буне эту так часто пересказывали из уст в уста, что она стала олицетворять его как непревзойденного охотника.
 Умение Дэниэла обращаться с оружием, а также навыки охоты в лесу, которые он приобрел общаясь с индейцами, служили хорошим подспорьем для семейства Бунов особенно в тот период (1744 год), когда семье пришлось разорвать отношения с общиной квакеров.
Дело в том, что, когда дети квакеров достигли брачного возраста, то по законам веры должны были вступать в брак только внутри общины, брак вне общины был недопустим, и если подобное случалось, то родители того, кто нарушил это табу, весьма серьезно порицались общиной, вплоть до исключения из нее.
Еще в 1742 году Сквайру и Саре Бун пришлось держать отчет перед общиной за свою старшую дочь Сару, которая вышла замуж за человека не из общины квакеров, да к тому же и еще и забеременела до свадьбы. Когда в 1744 году старший брат Дэниэла Буна Исраэл женился на женщине не из квакеров, то за него заступился отец, Сквайер Бун. На собрании общины он отказался раскаиваться и признавать брак сына ошибочным. Прения по этому вопросу длились несколько месяцев, после чего Сквайера Буна исключили из общины, хотя мать Буна продолжала посещать собрания квакеров вместе с остальными детьми.
К слову сказать, лично Дэниэл Бун никогда не был убежденным квакером и практически не принимал участия в их богослужениях, хотя и исповедовал христианство. В последствие Дэниэл Бун и его дети исповедовали баптизм.
В апреле 1750 года, Буны продали свое имение в долине Олэй, и, присоединившись к разрастающемуся потоку переселенцев, двигавшемуся к  западному фронтиру, мигрировали в Северную Каролину. Там они поселились в долине реки Ядкин (Yadkin), в месте, где жизнь поселенцев зависела целиком от охоты, и Дэниэл в этой связи стал для семьи тем, кто добывал для нее пропитание.
Из-за того, что в детстве Дэниэл большую часть времени проводил на охоте он не получил должного образования. Школьный учитель однажды выразил обеспокоенность по поводу школьного образования Дэнила, но его отец ответил на этот счет: «Пусть девчонки занимаются правописанием, а Дэн будет стрелять». Но все же члены семьи не оставили Дэниэла  абсолютно безграмотным и немного научили его письму и счету.  Однако историк Джон Макфарагер  считал, что Дэн Бун не был полуграмотным, каковым его изображал эпос, мол, «…уровень грамотности Дэниэла Буна соответствовал уровню любого мужчины фронтира того времени». А это  значит, по Макфарагеру, что Бун был образованным. Макфарагер в доказательство своим выводам приводит свидетельства многих знавших Буна фронтирсменов (жителей пограничья), которые указывают на факты, когда Бун во время охоты у вечернего костра развлекал других охотников чтением книг. Бун всегда брал с собой книги для чтения на охоту, и являлся самым начитанным человеком среди поселенцев. Библия и «Путешествия Гулливера» были его самыми любимыми книгами. Прав ли Макфарагер, или не прав на счет начитанности Буна, но факты, указывающие на уровень образованности людей, проживавших в то время в дикой американской глуши, свидетельствуют, об обратном, то есть, о весьма низком уровне грамотности населения.
По мере возрастания численности поселенцев на фронтире, постепенно, по отношению к ним возрастала и неприязнь  стороны местных индейцев, земли которых они занимали. Кроме индейцев, поселенцами с востока были недовольны также и французы, установившие монополию торговли с индейским племенами на севере фронтира.
В 1754 году, в целях сдерживания миграции населения с востока, на стратегически важном перепутье в Огайо французы возвели форт Дюкейн откуда препятствовали англичанами осуществлять освоение жизненно важных территорий. Для того чтобы положить конец влиянию Франции в указанном регионе, колониальные власти Британии, в качестве ответных мер, для захвата форта, направили армейский экспедиционный корпус под командованием генерала Эдварда Брэддока, к которому присоединились силы народного ополчения. Дэниэл Бун записался в ополчение добровольцем от Северной Каролины и в колонне Брэддока осуществлял функции погонщика.
Когда у реки Мангахэлы корпус Брэддока угодил в засаду  устроенную объединенными силами индейцев и французов, среди  английских солдат началась настоящая паника. Индейцы клали солдат «пачками», поражая их массированным огнем из глубины лесной чащи. Множество солдат погибло на месте, ну а погонщики, которые шли позади колонны, в том числе и Дэн Бун, с началом заварушки, вскочили верхом на лошадей, и скрылись с места побоища. Как известно среди погибших в том сражении был и сам генерал Брэддок. Буну посчастливилось же спастись бегством.
По возвращении в долину Ядкин мысли Дэниэла Буна переключились с войны на романтическое увлечение. Предметом его увлечения, а позднее и любви стала Ребекка Брайан, семья которой проживала неподалеку от усадьбы Бунов, чуть ниже по течению реки. Дэниэл познакомился с Ребеккой еще в 1753 году, в то время, когда ей исполнилось всего 15 лет, но с 1756 года он стал ухаживать за ней в серьез. Об этих ухаживания  народ сложил массу разных историй, отличавшихся одна от другой.
Как-то раз, в конце весны, во время сбора урожая вишни Дэниэл и Ребекка отдыхали. Они сидели рядышком на траве и вели беседу. Бун при этом достал нож и играл с ним, периодически, вонзая его в землю. Вскоре Ребекка опустила взгляд и заметила несколько дыр в подоле своего фартука, но ничего не сказала об этом Дэниэлу. Спустя годы дети Буна и Ребекки отзывались об этом чудачестве отца так: «Каким  глупым надо быть ухажером, чтобы продырявить ножом фартук свой возлюбленной». Бун возражал им, и говорил, что, мол, это все было частью его замысла. Он якобы хотел убедиться, достаточно ли Ребекка терпелива, чтобы стать его женой.
В итоге в августе 1755 года Дэниэл и Ребекка поженились и стали жить на ферме ее отца отдельно, но после того как у них родились первые дети, они построили собственную ферму.
Для того чтобы поддерживать семью Бун в основном промышлял охотой. С наступлением осени и на всю зиму он уходил к горам Аппалачам в охотничьи экспедиции, оставляя детей и дом на попечение Ребекки.
Он уходил охотиться не один, а с группой таких же охотников, которые  заготавливали сотни шкур диких оленей осенью, а зимой ловили бобров и выдр. Охотники возвращались весной и продавали свою добычу торговцам пушниной. В этой торговле шкуры оленя (buckskins) часто называли баксами (bucks), что является (по одной из версий) началом использования сленгового названия доллара. К тому же одним из доказательств такого рода походов в глухие, не освоенные места, служили многочисленные зарубки на деревьях, которые оставляли первопроходцы. Американцы во все времена любили оставлять граффити, они постоянно писали свои имена и просто инициалы на камнях и деревьях, Дэниэл Бун  не был исключением, он обожал оставлять свои автографы посреди дикой природы. Самым известным его автографом, является тот, где написано «здесь Дэниэл Бун убил медведя». Надпись эта была вырезана на дереве в 80-х годах ХVIII века в округе Вашингтон (штат Теннесси). Хотя многое исследователи не исключают, что эта надпись могла быть и поделкой.
В период 1759 по середину 1760-х годов из-за конкуренции между белыми охотниками и индейцами чероки в долине Ядкин разразился вооруженный конфликт, для разрешения которого туда прибыло множество превосходных стрелков с фронтира.  Семья Буна и многие другие семьи фронтирсменов под натиском чероки были вынуждены мигрировать на север в г. Калпепер штат Вирджиния. Сам же Бун вступил в народную милицию Северной Каролины и принимал участие в экспедициях направленных против восставших чероки.
На протяжении последующих двух лет семья Буна не знала о нем ничего. Его жена Ребекка решила, что он погиб, и потому начала встречаться с его братом Эдвардом, от которого в 1762 году родила дочь Джемайму.  Когда Дэниэл, после долгих странствий вернулся домой целым и невредимым, то не стал осуждать Ребекку и воспитывал Джемайму как собственную дочь.
В 1762 году семья буна вернулась в долину Ядкин, а середины 60-х, после заключения мира с чероки туда хлынул поток переселенцев. Возникшая конкуренция между пионерами и вновь прибывшими, вогнала Дэниэла в долги,  за неуплату которых его привлекли к суду. После смерти отца в 1765 году, Дэниэл продал его и свою ферму, чтобы расплатиться с кредиторами и вместе с братом Сквайером, а также шурином Джоном Стюартом, отправился в поход через Северную Каролину, Джорджию и Флориду в поисках новых охотничьих угодий.
 По преданию Бун купил землю во Флориде, недалеко от Пенсаколы, но Ребекка отказалась  переезжать туда, дабы не разрывать связи с друзьями и родственниками, поэтому Буну пришлось уступить жене, и перевезти семью в западную оконечность долины Ядкин к тихому и спокойному заливу Бивер, близ Голубых гор.
Согласно одной из легенд, когда семейство Буна поселилось у залива, то Дэниэл, однажды возвращаясь с охоты на расстоянии порядка 20 миль от своей фермы, заметил, как из места, где стоял их дом, над макушками деревьев вовсю поднимался дым от печной трубы. Бун пришел в ярость и констатировал, что это место слишком ненадежно для проживания: «Сюда может прийти любой, и, не спросив разрешения, станет рубить деревья прямо у тебя во дворе». Поэтому Бун всерьез призадумался о том, не перевалить ли ему через горы Аппалачи, где по рассказам многих охотников находился настоящий охотничий рай. Этот рай индейцы ирокезы назвали «кен-ту-кки», что означало «бескрайние зеленые луга».
 Впервые рассказы  о сказочном изобилии на просторах Кентукки, Бун услышал от погонщика Джона Финдли, во время провального похода генерала Брэддока. Случайно  встретившись с Финдли в конце 1769 года (по другим данным в 1768 года – И.К.), Бун загорелся идеей основания нового фронтира по другую сторону Аппалачей. Бун тогда не знал, что часть ирокезских племен  по договору с англичанами продала им Кентукки. К тому же в Северной Каролине снова начались волнения фермеров из-за притеснений англичан, что в итоге заставило Буна и его друзей совершить свой классический известный поход в Кентукки, ставший сюжетом для авторов  многочисленных произведений, рассказывающих об американском фронтире.  Роман вашего покорного слуги «По ту сторону фронтира», во многом сложен из реальных событий того времени, а один из его персонажей Дик Гарт частично списан с Дэна Буна.
Кентукки – это была практически библейская земля изобилия, бескрайние луга, где паслись неисчислимые стада бизонов, росли гигантские деревья, и водилось множество животных. И хотя в этих землях регулярно охотились племена шауни и чероки, индейских поселений там не было.
В целом эта территория была открыта для заселения.
В 1769 году Бун, его брат Скавайер, Финдли, Стюарт и три соседа Буна из долины Ядкин отправились в двухгодичную экспедицию в эти мифические земли. Двигаясь по индейским и звериным тропам, они прошли через ущелье Камберленд, и вошли в так называемую долину Мятлика, что в центральной части Кентукки. Стоя на возвышенности возле современного города Блю-Ликс Бун увидел охотничий рай. Бизонов здесь было больше, чем домашнего скота в поселках на востоке.
  За два года экспедиции Бун и его брат Сквайер  не только тщательно изучили эту землю и ее богатства, но еще и узнали отношение племени шауни к белым охотникам, дерзавшим приходить сюда за добычей без их разрешения. Шауни не подписывали договор с англичанами, и поэтому рассматривали Кентукки как свою территорию, а всех белых пришельцев расценивали как врагов.
В декабре 1769 года Буна во время охоты захватила группа шауни. Индейцы отобрали у него все заготовленные шкуры и, отпустив потом, предупредили: «Все животные в Кентукки принадлежат нам. И если ты вернешься сюда еще раз, то тебя покарают «осы» и «пчелы». Под этим насекомыми индейцы разумеется подразумевали себя.
Товарищам Буна повезло меньше. Джона Стюарта индейцы убили, а Финдли с остальными  также как и Буна обобрали до нитки, оставив ни с чем.
Но эти угрозы индейцев не остановили Буна, и он еще некоторое время продолжал охотиться в Кентукки и, насобирав немного добычи, вернулся в долину Ядкин  к весне 1771 года.
На протяжении года, где бы не находился Бун в Вирджинии или Северной Каролине он с упоением преднамеренно рассказывал о землях Кентукки описывая богатство этой территории. Его рассказы разжигали интерес и энтузиазм у людей,  с помощью  их он намеревался собрать вокруг себя как можно больше желающих отправиться в Кентукки и бросить там свои корни.