Ида. Шедевр Павла Павликовского

Светский Экран
Операторы - Лукас Зал и Рышард Ленчевский.

Почему стоит смотреть это, как кажется многим, тоскливое кино? Ответ прост – потому что это и есть кино! Настоящее! Когда при просмотре чувствуешь себя не зрителем, не творцом – боже упаси, а пленкой, на которую снимают фильм. Несколько минут просмотра и кино уже в твоей ткани, или ты в его – неважно, но оно точно проходит через тебя, отображается на тебя и оставляет отпечаток. Ты больше не забудешь и кадра, каждое движение камеры будет отдаваться экстазом в эрогенных зонах твоей души.

Теперь, когда вы поняли (надеюсь!), как круто снят фильм «Ида», скажем пару слов о сюжете. Польша 1962 год. Девушка Анна собирается постричься в монахини, но настоятельница отправляет ее в город к тете Ванде, чтоб и одобрения получила, и жизнь вне монастыря увидела. Тетей оказывается бывшая судья и прокурор Ванда, известная своими жесткими приговорами в сталинские времена, кстати, у героини есть реальный прототип. Ванда сообщает племяннице, что она не Анна вовсе, а Ида, к тому же еврейка, и что ее настоящие родители были убиты во время войны. Дальше они вместе едут искать могилы родителей и убитого сына Ванды. Не буду рассказывать перипетии их поиска – сами увидите - они как и весь сюжет – мощны и одухотворенны. Вообще, видно, что режиссер, он же сосценарист, долго погружался в тему, как результат - фабула фильма слилась с метафизикой, и картине удалось задеть болевые точки не только евреев, войны, истории Польши, но и задать и (что важно!) ответить на вопрос о смысле жизни. (Тоже не буду говорить ответ, он легко читается в финале, в потрясающем по выразительности киноязыка финале!)

Все это сразу ставит Павликовского в один ряд с Тарковским, Брессоном, Бергманом, при этом польскому режиссеру удалось отточить свой самобытный почерк. И все это бес сомнения заслуживало Оскара. И то что премию дали именно этой картине, а не «Левиафану» говорит об абсолютной объективности киножюри.

Пишут скептики - ну, зачем надо было снимать «Иду» в черно-белом? На что я могу ответить - это ваши мозги в черно-белом, а «Ида» это полотно мирового искусства, и в нем, я вас удивлю, нет белого и черного. Так что, не смущайте своими бесцветными мнениями людей, изголодавшихся по настоящему кино.

Люди, смотрите «Иду» , никого не слушайте, разве только... меня и Моцарта!

Читай киноблог "Светский ЭКРАН" на Facebook
https://www.facebook.com/svetskyekran/