Уроки Учителей

Лилия Галимова
                Моим Учителям посвящается.

Самолет приземлился, но трап никак не спешили подавать.  Это я торопилась – меня ждет Учитель.
Выйдя в зал ожидания, Учителя я не увидела. Меня встречал ее ученик. Я насторожилась, но виду не подала.
В голове так и свербел  вопрос; «Где Учитель?»
- Она ждет тебя дома, - мне  сразу ответили
Мы замолчали
 и остаток дороги проехали каждый  в своих мыслях.
В доме Учителя меня встретили еще два ученика .
- Она ждет тебя наверху, - поймав мой блуждающий взгляд,  ответил самый старший ученик.
Я  бросилась вверх по лестнице и, забыв постучать в дверь, ворвалась  в кабинет.
- А вот и я! -отрапортовала моя детская часть.
Моя эйфория была остановлена правой рукой Учителя. Меня попросили подождать, но из кабинета не выгнали.
Я простояла напротив около пяти минут, но и они показались мне вечностью. Учитель записывала что-то в свою тетрадь. Я стояла и недоумевала.
- Для чего ты приехала?- не поднимая головы спросила она.
- Чтобы быть с вами рядом и поддержать вас в трудную минуту,- растерялась я.
- Ты считаешь, что меня нужно поддерживать? Ты что сомневаешься в моей силе?
- Не сомневаюсь, - заикаясь от волнения прошептала я. Мне хотелось  расплакаться и провалиться под землю.
- Как ты думаешь я раньше без тебя обходилась? Это ведь тебе нужен был Учитель. Ты ко мне пришла.
- Вы сказали, что я могу приезжать, когда захочу, - сказала я в свое оправдание. Внутри меня что-то заклокотало. Челюсть моя стала сжиматься, а кисти рук собрались в кулак.
-Это была моя фраза. Я озвучила для  тебя возможность. Ты с какой целью здесь? Время просиживания дивана прошло.
Я стояла в оцепенении. Мой гнев, поняв, что он здесь не уместен, исчез. Спрятался в свои тайники. В голове не было ни единой мысли. Во  рту пересохло.  Я стояла и сама себе задавала вопрос: «А действительно, для чего я приехала к Учителю?» Чем готова наполнить свое и ее время ?»
- У меня пока нет ответа, кроме того, что я озвучила ранее, - ответила я. Внутри меня зародилось смирение. Ни жалости к себе, ни злобы – ничего.  Пустота. В моей голове только пульсировал вопрос «Для чего я  приехала к Учителю?»
Я сама попросила Учителя у Бога. А для чего  я его просила? – возник новый вопрос. И теперь вопросы стали  сыпаться один за другим.
-Какова цель моего ученичества?
- Чему и как я хочу учиться?
- Что готова буду сделать с полученными результатами уроков?
-Что должна изменить в себе, чтобы понять весь смысл ученичества?
Я уснула в ее кабинете.
Открыв глаза, я обнаружила себя в собственной кровати. Я поняла, что это был сон. Однако, что-то во мне изменилось, а в голове по-прежнему звучал вопрос «Для чего мне Учитель?»
Я лежала и смотрела в потолок.  Передо мной, словно кадры из фильма, пронеслась вся моя жизнь.  Я вспомнила всех своих Учителей – школьных или случайно-неслучайных попутчиков, друзей и коллег, взгляда или одного слова которых было достаточно, чтобы понять и усвоить урок. Я вспомнила, что мои отношения с  Учителями всегда были богатыми на опыт. Одними, поддерживающих меня, я вдохновлялась; другими, приносящих дискомфорт и неудобство для  моего сознания, я пренебрегала, но их уроки уже через других Учителей возвращались ко мне с новой силой.
Я вдруг вспомнила своего учителя русского языка и литературы.  Ее требовательное отношение ко мне и справедливость оценок тогда не была воспринята мной как урок.  Только сейчас ко мне пришло осознание того, как много она сделала для меня и моего развития.
В школе мне казалось, что я лучше нее разбираюсь в стилях и жанрах языка. Ее уроки мной воспринимались как «скучные». Ее речь была сухой и не убедительной. Так я считала до сих пор и бережно носила купоны обиды и несправедливости, чтобы в любой удобный момент показать свое превосходство над ситуацией. Я рассказывала  друзьям и уже теперь своим детям о том, как со мной несправедливо поступили, занизив мне оценку на экзамене.  И не заметила, как  уже мои дети  транслировали мой этот опыт в свою жизнь.
Наверное, ученики в определенный момент вырастают  из своих Учителей. А  ведь именно ее невидимая глазу работа научила меня  думать  и отстаивать свою позицию, иногда не соглашаясь с автором. Она  подарила мне  способность чувствовать  русский язык, проживая каждое слово. Она открывала нам свое сердце, переживая за судьбы героев. Она восхищалась своими учениками и их талантами, забирая себе на память тетради со школьными сочинениями. Она, на примере персонажей  М. Лермонтова,Е. Замятина,В. Шукшина и  А. Солженицына,  учила нас быть сильными, пробуждая и воспитывая наш Дух. Она открывала  нам тайники Души через поэзию  М. Цветаевой, Ф. Тютчева,И.  Северянина и  А. Ахматовой.
Наверное, в жизни каждого человека  были  похожие ситуации. У каждого были свои  Учителя – любимые  и не очень.
Уроки Учителей не ограничиваются прямыми наставлениями и указаниями. Порой, их послания отражают  лишь то, что уже есть в нас самих.  И то,  что  нам нужно изменить, трансформировать, в нас же и заложено.
Я вновь вспомнила свой сон. Я задавала  в нем вопросы, а ответы на них были во мне самой – в моем поведении, чувствах, отношении.
 Я вспомнила притчу о чашке чая, когда университетский преподаватель философии пришел к Учителю с тем, чтобы тот показал ему, что такое дзен. Преподаватель не умолкал и самого начала стал  делиться своими представлениями об этом удивительном явлении. Учитель предложил попить чай. Наливая его профессору, он не останавливался до тех пор, пока чай не стал переливаться за край чашки. Профессор остался сидеть в недоумении, а Учитель сказал:
-Как я могу показать вам, что такое дзен, когда вы переполнены своими представлении о нем? Сначала освободите чашку.
Мне увиделось, что  и моя чашка в ситуации с Учителями всегда была переполнена самомнением и собственным авторитетом. Разве в таком состоянии можно чему-нибудь научиться? И разве эти качества проявляются только с Учителями? Как часто мы  в простом общении с детьми, коллегами, друзьями вперед выпускаем свой ум и собственное представление о  жизни, с завидным постоянством подвергая сомнению позицию другого, особенно если она отличается от нашей? И, если «никто нам не друг, никто нам не враг, а все – Учителя», тогда,   быть может,  Учителем является сама Жизнь, а люди, повстречавшиеся нам на Пути,  – это лишь  проводники тех уроков, которые нам нужно усвоить?
И хорошо, что в моем сне образовалась пустота. Я освободила свою чашку.   А вы?