Лабиринты судьбы

Валентина Кочегарова
     ЛАБИРИНТЫ СУДЬБЫ.


В семье Ивана Петровича Ивашова все было благополучно. Прожил он со своей супругой Еленой Ивановной в мире и согласии двадцать лет. Сына вырастили хорошего, трудолюбивого. Только к учебе он с детства был не охоч. Но  среднюю школу закончил, на шофера выучился и второй год уже служил на Дальнем Востоке. Их Валера родителей никогда не омрачал, послушным и добрым был всегда. Елена Ивановна работала бухгалтером в конторе. Сам Иван Петрович, хоть и без диплома, всю жизнь проработал механиком в Сельхозтехнике. Свою работу знал лучше любого дипломированного инженера.
Все бы и было по-прежнему. Но вдруг Иван Петрович ни с того, ни с сего заскучал. Да так сильно, что жена забеспокоилась. Лежит, бывало, муж на диване, раньше ему и времени-то не было полежать, газету в руках держит, а сам в потолок смотрит, о чем думает, не понятно. Жена подойдет, сядет рядом, по волосам волнистым рукой проведет, ласково обнимет и тихонько спросит: «О чем задумался, Иванушка ты мой?». Муж промолчит, только так посмотрит на свою Елену, будто на пустое место, совсем равнодушно.
Все изменил один рядовой случай. Елена в свободное от работы время любила шить да так классно. Все соседки к ней заранее записывались. Подруг обшивала, родственников. И хоть было в поселке ателье, но считалось  большой удачей попасть к портнихе Ивашовой.. Приглашали ее на работу в ателье, даже из районного центра приезжали, звали ее , обещали квартиру дать. Но не согласилась Елена, осталась в родном поселке. Тогда и из райцентра поехали к ней с заказами. Однажды она шила модное платье своей соседке Ирине Николаевне, местной учительнице, которая год назад появилась в их поселке вместе с пятнадцатилетней дочкой. Ирина Николаевна была очень красивой, какой-то светлой, воздушной. Она больше всего подходила на роль сестры  своей юной дочке. Так вот они и жили в соседях у Ивашовых. Ирине Николаевне было лет тридцать пять, но, как было отмечено выше, выглядела она намного моложе.  Сегодня и заглянула к ним соседка на примерку. Она крутилась перед большим зеркалом в новом платье, и была просто неотразима. Иван Петрович читал газету в соседней комнате и невольно вслушивался в беседу двух женщин. Они говорили и о моде, и о погоде, и о детях. Жена радостно сообщила, что скоро придет из армии сын, потом найдет себе невесту, женится, внуки пойдут. «Иван, пойди сюда»-, вдруг раздался голос жены из соседней комнаты. Он вздрогнул от неожиданности, но вышел к женщинам. «Посмотри, муженек, какая Ирина Николаевна у нас красавица, правда?»- спросила его Елена. Обе женщины смотрели на него и ждали ответ. И тут впервые за всю свою жизнь Иван Петрович увидел, как его жена выглядит плохо на фоне этой молодой красивой женщины. Кое-как прибранные волосы прихвачены шпилькой на затылке, старый застиранный халат туго обтягивал располневшую фигуру жены. Иван понял, что нужно не молчать, и сказал на ходу, не останавливаясь: «Да, вы просто красавица, Ирина Николаевна. А тебе, Елена, и о себе пора задуматься. Всех красивыми хочешь сделать, а на себя когда в зеркало смотрела?» С этими словами он вышел из дома. Елена быстро закончила примерку и простилась с соседкой. Ирина Николаевна бочком прошла мимо сидевшего на крыльце соседа и пошла к калитке. Иван Петрович невольно залюбовался легкой походкой соседки. За ним из окна наблюдала жена. Ей впервые стало тревожно за себя. Она подошла к зеркалу. На нее смотрела женщина средних лет, усталая, неухоженная. «Прав муж,  возьмусь-ка я за себя. 3+Завтра же схожу в парикмахерскую, ткани себе куплю на новое платье»-, решила Елена и пошла готовить ужин. За столом сидели молча. Елена решила разрядить обстановку. Она первая заговорила и спросила: «Чего же ты, муженек, меня при соседке позоришь? Ей и надо наряжаться, завлекать мужиков, а мне чего надо. У меня все есть.» Иван встал из-за стола, тихо поблагодарил жену за ужин и ,уходя, сказал: « Сегодня есть, завтра нету. Завоевать легче, чем удержать.» Елена долго сидела на кухне. Она поняла, что ей нужно срочно предпринимать меры.      
Елена назавтра же сделала себе модную стрижку, купила в магазине дорогую ткань на костюм, яркий шелк на блузку и счастливая пошла домой. Ивана дома не было. Вторая соседка на вопрос, не видела ли она Ивана, ответила, что Ирина Николаевна его позвала электропечь починить. «Смотри, Ленка-, доверительно зашептала соседка Нина,- такой радостный к ней побежал, держи муженька, трудный возраст у него сейчас.» Елена засмеялась, ну, мол, скажешь, и пошла домой. Уж очень ей захотелось хоть одним глазом посмотреть на своего благоверного. За всю свою семейную жизнь Елена никогда не ревновала мужа, так была в нем уверена. А здесь сердце заныло. Вдруг Елена вспомнила, что купила по просьбе 4+Ирины бисер в магазине ,и решила его ей унести. Радостный смех мужа она услышала еще у калитки. Когда Елена вошла в дом, то Иван и Ирина пили чай, громко 5+разговаривали и смеялись. Увидев Елену, Ирина засмущалась, но быстро справилась с волнением и пригласила соседку за стол. Иван мельком взглянул на жену и промолчал. Елена отдала бисер Ирине и заспешила домой. «Ты, Иван, идешь домой или здесь остаешься?»- спросила она мужа и пошла к двери. Иван попрощался с хозяйкой, та в свою очередь поблагодарила его за помощь, и пошел вслед за женой домой. Нина стояла у калитки и бесцеремонно проговорила: «Правильно, Ленка, гони его домой. А то вишь какой шустрый ходок оказался.». Иван с презрением посмотрел на соседку и процедил сквозь зубы: «Вот ведь какие бабы дуры, им же помогаешь, они тебя же и обвиняют. Тебе я что не чинил то одно, то другое. Не обращайся теперь, поняла?». Нина жила вдвоем с матерью, муж ее бросил давно, детей не было. « Да ты что, Иван, я же пошутила, да куда же я без твоих золотых рук-то теперь. Не сердись на меня, да прости меня дуру. Не знаю, что и сбрехнула»-, жалобно кричала вслед Ивашовым Нина.
Вернулся из армии Валерий. Красивый, возмужавший. Девчата местные как с ума сошли. Каждая старалась влюбить в себя бравого парня. Он первое время  ни на кого не обращал внимания. Отдохнул две недельки и устроился на работу водителем. Однажды он подъехал к дому на обед и увидел выходящую из соседской калитки юную девушку. Она была ему не знакома. Девушка ослепила его белоснежной улыбкой и весело сказала: «Здравствуйте, Валерий, а я Юля, ваша новая соседка. Мы уже год здесь живем. И родителей ваших я хорошо знаю. . Ну, пока, до свидания». Валерий не проронил ни слова, так поразила его эта девушка. В своей калитке он увидел мать. Елена ждала сына, любуясь им со стороны. «Мама, что это за чудное создание?»- спросил сын, головой кивая вслед убежавшей девушки.  «Пойдем, сынок, обедать»-, уклонилась мать от ответа. Валерий за столом вновь задал свой вопрос. Елена коротко ответила, что это новые соседи, и Юлия учится еще в школе, в одиннадцатом классе. Сын сразу же после обеда уехал на работу. Елена помыла посуду и присела у окна. После того случая, когда ее муж впервые зашел к Ирине Николаевне, прошло полгода. Иван сильно изменился, повеселел, что ли. К соседке он не ходил, и учительница перестала к ним заходить, как бывало раньше. Юля иногда прибегала, очень ей хотелось научиться шить, как тетя Лена. Добрая девочка, ласковая, разговорчивая. Вот Лена и обучала ее азам шитья. В поселке судачили, что встречается ее Иван с учительницей. Но Елена не верила. Все время он при ней да на работе. А злых-то языков везде хватает.
Вот и забеспокоилась Елена, когда ее сын приметил соседскую девушку. Она против Юлии ничего не имела. Но родниться с Ириной Николаевной ни за что не хотела. Но, поразмыслив, она подумала, а может и к лучшему, если сын с Юлией подружится, а потом и поженятся, так ничего. Зато ее муж и мать Юлии постесняются крутить шашни на глазах у детей. Но потом решила, пусть будет так, как будет. Жизнь расставит все по своим местам.
Прошел год. Юлия закончила школу и поступила на работу в ателье ученицей швеи. Пригодились навыки, полученные от тети Лены. Валерий и Юлия полюбили друг друга и собирались пожениться. В ноябре сыграли свадьбу, веселую, комсомольскую. Уважали на селе молодых за их трудолюбие и скромность.  Даже ключи от новой квартиры молодым вручили на свадьбе. Но через год Юлия поступила в технологический институт, и молодые уехали в город. Удачно сняли квартиру. Валерий сразу же нашел работу. Казалось бы, ничего не предвещало беду. Но однажды Юлия, вернувшись с переговорного пункта, рассказала Валерию новость, от которой молодые долго не могли прийти в себя. Юлина мама, Ирина Николаевна сообщила, что отец Валерия, Иван Петрович, перешел жить к ней, оставив свою жену, и что они ждут ребенка. К тому времени, Юлия была тоже беременная ,и через полгода у молодых должен был родиться малыш.
Елена после ухода мужа два дня пластом пролежала в постели, проревела. Ей было стыдно и перед детьми, и перед сельчанами. Однако, ни Иван, ни Ирина никого не стеснялись и вели себя так, как будто жили вместе всю жизнь. Они вместе ходили по улицам, в кино. Ездили на природу отдыхать. Более того, они, как молодые, ждали появления ребенка. Поселок гудел. Эта новость смаковалась на всех улицах, в общественных местах. Одних она только не тревожила, это Ирину и Ивана. Им ни до кого не было дела.
Ирина и Юлия родили сыновей почти одновременно. Валерий, беспокоясь за мать, попросил ее переехать жить к ним. Обосновал свою просьбу тем, что Юлии нужно учиться, а с ребенком некому нянчиться. Елена с радостью переехала в город к детям. Ей невыносимо тяжело было жить рядом с Иваном и Ириной. Когда Елена жила рядом, Иван ее не замечал. А когда она уехала в город, он затосковал. Ему стало не хватать светящихся напротив окон и ее одинокого силуэта. Но он понимал, что обратного хода нет. Он навсегда ее потерял. С сыном он не виделся ни разу с тех пор, как ушел к Ирине. Иван полностью окунулся в новую семью, возился с малышом, помогал Ирине.
Прошел еще год. Подрастал Никитка. И вот однажды Валерий и Юлия сказали Елене, что собираются съездить в их родной поселок. Соскучилась Юлия по матери. Валерий тосковал по отцу. «Да, и с братом надо познакомиться, внука им показать. Съездим мы, мама?- боясь обидеть Елену, тихо спросил Валерий. Но та вроде бы даже обрадовалась. «Конечно, дети, поезжайте, погостите, чего уж там»-, улыбнулась Елена. Она уже как полгода работала ночным дежурным в институте. Работа нетрудная, опять же зарплата какая никакая есть, да и детям глаза мозолить не хотелось. Днем с Никиткой занималась, а к вечеру спешила на(Ис работу. Успокоилась на людях, повеселела.
Целый месяц гостили дети в поселке. Встретили их с радостью. Вначале и Ирина и Иван чувствовали себя неловко. Но как-то все улеглось. Никитка и Иванушка ( сынок Ирины и Ивана) вместе играли, с аппетитом кушали и меньше капризничали. Дочь с матерью , уединившись, никак не могли наговориться. Иван с Валерой чуть ли не каждый день ездили на рыбалку, охотились. О Елене разговор не заводили. Хотя чувствовалось, что Ивану хочется спросить о ней, но он боялся. Ему стыдно было перед сыном за происшедшее.
В город молодые вернулись отдохнувшие, загоревшие, с корзинами деревенских гостинцев. Для Никитки выделили место в яслях. Елена устроилась в этом же институте бухгалтером. Ей предложили комнату в семейном студенческом общежитии. Елена с радостью переехала на новое место жительства, огорчив своим поступком детей. «Вы молодые, вам одним нужно жить, а я тут мешаюсь со своими советами. Да и я буду рядом, в гости друг к другу будем ходить»-, успокоила она детей.
Прошло еще два года.  Юлия получила диплом и направление на работу. Ее оставили в этом же городе. Она стала преподавателем в ГПТУ. Вскоре молодые получили двухкомнатную квартиру и переехали. Правда, на другой конец города, далеко от Елены Ивановны, но зато в собственную квартиру в новом доме. Когда Никитке исполнилось четыре года, у Ивашовых родилась дочь Аннушка. Маленькая дочка заняла все время родителей, и Никитка почти постоянно находился у бабушки, да и садик был рядом с ее домом.
Но как говорится, радость и беда так и ходят друг за другом. Так получилось и здесь. В поселке, где жили старшие Ивашовы, случилась беда. В автомобильной катастрофе погибла Ирина Николаевна. Остались Иван Петрович с маленьким сынишкой вдвоем. Юлия и Валерий, ездившие на похороны матери, рассказали Елене Ивановне, как сдал отец, замкнулся, ни с кем не разговаривает. Мальчишка бегает сам по себе, да соседи за ним присматривают. «Прощения у тебя просит отец,- сказал тихо Валерий,- считает себя во всем виноватым.» Елена ничего не сказала на слова сына. Вскоре из поселка позвонила соседка и сказала, что Иван Петрович с инфарктом попал в больницу. «Я поеду, за отцом поухаживаю, да и Иванушку заберу к себе. Юлия в отпуске, пусть за ним присматривает»,- сказал Валерий матери и хотел уже выходить из дома, как его остановила мать:  «Поедем вместе, сынок, я и отпуск уже оформила. Звонил мне несколько раз отец, зовет к себе, прощение просит за все. Да я на него зла не держу. Поедем вместе, а там видно будет».
Елена Ивановна забрала к себе Иванушку, они вместе ходили в больницу к отцу. Валерий побыл немного, но мать отправила его домой. Из больницы Иван Петрович пришел к Елене Ивановне. Самое интересное, охочие до сплетен да пересудов односельчане восприняли происшедшее как само собой разумеющееся.
Да, жизнь преподносит такие лабиринты, по которым трудно сразу выбрать правильную дорогу. И приходится долго ходить по ее коридорам, совершая ошибки и обратные ходы.