О поиске элементов протоментальности

Виталий Шолохов
1. «Вместо серьезного анализа социальных, экономических, политических , культурологических, исторических и иных проблем сегодня гуманитарные науки завязли в пустых дискурсах и спекулятивных рассуждениях.» / Гобозов И.А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодерному трепу (Философский очерк)» Москва. Издатель Савин С.А. 2005/
2. Среди гуманитарных наук на первом месте стоит философия. Хотя философия всегда отвечает на потребности практики и ее содержание пролагает себе путь между иррациональным и рациональным, тем не менее, сейчас для философии  характерно увлечение  иррационализмом.
3. Питирим Сорокин своим авторитетом способствовал тому, что направление модерна в философии сменилось на постомодерн. Однако он стоял твердо на позиции, что необходим интегральный подход, то есть, поиск общих оснований мышления и познания человека.
4. Поиск причин и оснований бытия идет от Платона и Аристотеля. Точней, эта проблема существовала всегда. Однако, наука древности еще не была в состоянии дать системную модель бытия.
5. За последние двадцать лет известный ученый-астрофизик Роджер Пенроз, не менее известные английские ученые Абнер Шимони, Нэнси Картрайт и Стивен Хокинг исследовали парадоксы квантовой механики /физики/ и выявили их связь с вопросами астрофизики, теории познания и художественного восприятия /культуры/.
6. Роджер Пенроуз, отвечая на вопросы своих коллег, говорит о родовой сущности сознания. «Мне бы хотелось вновь вернуться к основному вопросу Нэнси Картрайт: почему я так уверен, что научное объяснение сознания необходимо искать именно в новой физике? Очень краткий ответ, согласующийся и с возражениями Абнера Шимони, заключается в том, что в современной научной картине мира /основанной на физике и включающей в себя биологию и химию/ я не вижу другой дисциплины, в рамках которой можно найти объяснение феномена сознания. Более того, я не вижу, каким образом можно «вычленить» биологию из научной картины мира, не изменяя основ физики. Будем ли мы по-прежнему считать наш мир «физически обоснованным», если вдруг выяснится, что где-то на фундаментальном уровне он содержит элементы протоментальности? Этот вопрос относится скорее к терминологии, однако, мысль о такой возможности дает мне, по крайней мере, в данный момент ощущение счастья.» /177 стр. из книги Хокинг С. И др. Большое, малое и человеческий разум / пер. С англ. А.Хагояна под ред. Ю.Данилова/ СПб.: Амфора ТИД Амфора, 2012. – 191 с./
7. Центральное понятие квантовой механики – энтропия и законы ее изменения. Наше исследование свойств энтропии  привело в выяснению соотношения между категориями Аристотеля и физическими переменными. Этот результат нашего исследование представлен в форме таблицы.
8. Стационарные категории выражают основание материальных тел, а категории динамики оказываются  первыми причинами бытия души.
9. Дрейф энтропии к экстремальному значению осуществляется в соответсвие с алгоритмом поиска экстремума функции энтропии. Наиболее характерное свойство экстремального управления заключается в том, что экстремум функции цели не достигается, будучи  всегда ограниченным  существующими случайными процессами в природе /шумами/.  В применении к функции энтропии найденное свойство недостижения точного максимального значения функции энтропии означает, что самоуправляющаяся система «тонет» в шумах в зоне экстремума функции энтропии. Приращение функции энтропии можно выразить методами дифференциального исчисления через производную функции энтропии около зоны/радиуса нечувствительности.
10. dM/M +2*dX/X – dT/T 
11. Сравнивая этот конкретный результат с «четырьмя началами» Аристотеля, мы приходим к выводу, что «цель»  - стремление к максимуму энтропии, dM/M – соответствует «материи», - dX/X - соответствует «форме», - dT/T - соответствует «действующей причине».  «Цель», как уже было сказано выше, есть выполнение закона возрастания энтропии ради физического принципа сохранении энергии. Так как квантовый стохастический ансамбль удовлетворяет перечисленным специальным принципам (условиям) бытия, то по Аристотелю такой ансамбль есть живая субстанция, то есть Субъект. Принцип универсальности бытия позволяет нам перенести полученный результат на другой уровень и рассмотреть с позиции полученного результата человеческое общество. Следствием такого переноса оказывается то, что человеческое общество есть физический объект, который может быть описан с помощью трех особых переменных: материя, пространство, время и одной всеобщей переменной – информация /как установила теория информации, отрицательное приращение энтропии и есть количество информации о состоянии квантового ансамбля .
12. Такое описание не является единственным. Эквивалентным преобразованием размерной части функции энтропии мы получаем другой набор перемнных. Новым переменным мы дали названия, которые определены эвристически и соответствуют социально-технологической деятельности в человеческом обществе. Это: труд (размерность – время); продукт (размерность – масса); ресурс (размерность – масса); энергия (физическая размерность энергии); инфраструктура (размерность указана в нашей статье); и ценность, которая может быть выражена любой из перечисленных переменных, а также «деньгами», моральными  и этическими оценками «Добро», «Красота», «Истина», «Польза» [Питирим Сорокин].
13. Полученные результаты были положены в основу  конкретных исследований, проведенных с использованием размерных физических переменных общества.
14. Энтропия – сложная структурная функция, содержание которой раскрывается применением эквивалентных преобразований размерностей (Кузнецов 1975). Эквивалентным преобразованием размерной части функции энтропии мы можем получить другой вид размерности функции энтропии:
15. [время *(масса)2 *энергия *площадь канала* период* (1/массовый расход)* (1/скорость)2 *(1/объем)]
16. Каждая из пяти переменных представлена фактически дважды: как скорость изменения переменной и как сама переменная. Мы полагаем, что изменение времени соответствует /мы используем названия 10 категорий Аристотеля/ “состоянию”, а время есть “положение”. Дальше, изменение массы есть “обладание”, а масса – “качество”. То же самое относится ко второй массе. Изменение энергии это есть “действие”, а энергия – “отношение”. Изменение инфраструктуры – “претерпевание”, а сама инфраструктура – “пространство”. Категория “количество” не субстанционально в человеческом обществе и относится к изменению энтропии, то есть к оценке ценности блага, то есть к информации.
17. Субстанциальной основой общественной жизни является предметная деятельность общественного человека. Потребности человека являются первопричиной его активности. Мерой деятельности является величина богатства, создаваемого и потребляемого людьми за какой-то интервал времени (в экономике это один год). Богатство является центральным понятием в анализе социально-экономического положения государства.  В экономике под богатством  обычно понимают валовой национальный продукт, измеряемый как суммарная стоимость всего, что было создано за год. Энциклопедический словарь дает следующее определение: “Богатство общественное (национальное) есть совокупность материальных благ, находящихся в собственности всего общества или отдельных его классов, групп и лиц”. Это определение отличается от известных учетом накоплений и естественных запасов (потенциалов). Сюда же следует отнести и такой специфический “продукт”, как интеллектуальный и моральный потенциалы.
18. На языке физики понятие “Богатство”  вводится так. Известно, что энтропия физических систем возрастает. Есть такой закон – это второй закон термодинамики. Благодаря сознанию деятельность человека превращается в труд, который ведёт к уменьшению энтропии. В первом приближении (некоторые продукты, которые производит человек, направлены не на удовлетворение потребностей людей, а идут человеку во вред) можно считать, что величина понижения энтропии и есть мера произведённого богатства. В то же время уменьшение энтропии является мерой информации. Значит, богатство имеет размерность информации. Это даёт нам возможность выявить направления роста богатства (Шолохов 2003).
19. Социальные механизмы общественной координации. Проблема формы и содержания социальных регуляторов периодически рассматривается в философских и экономических исследованиях. Так, А.Чикан выделяет четыре социальных регулятора, которые он называет «координационными механизмами». CHIKAN “A globalizacio es a gazdasagi tevekenysagak koordinacioja “Ezredfordulo.” 2001. №1. 24-29 o. // «Глобализация и координация экономической деятельности». Реферативный бюллютень №1’2002. Государственная служба за рубежом. Глобализация: проблемы, перспективы, Изд-во РАГС, М., 2002, С. 30-35.//
20. При этом, он руководствуется концепцией венгерского философа и экономиста Яноша Карнаи. Последний утверждал, что различаются следующие основные механизмы общественной координации: этическая, рыночная, бюрократическая,  и агрессивная. Все эти механизмы, по мнению Я.Карнаи, действуют одновременно в любом обществе, но один из них обязательно является доминирующим. Сущность перечисленных механизмов можно понять из их названий. Но открытым остаётся вопрос об условиях действия того или иного регулятора и причинах смены их.
21. Нами выдвигается предположение, что каждому социальному механизму при заданном уровне производительности труда соответствует своя комбинация потребностей общества и человека в труде и продуктах. В то же время, так как все социальные регуляторы в любой конкретный момент действуют одновременно, то в период действия каждой формации должны присутствовать все четыре комбинация потребностей общества и человека в труде и продукте. Результаты нашего предположения подтверждают наши предположения. Однако идентификация социального механизма для каждой комбинации потребностей пока не может считаться завершенной, так как очевидно, что каждая комбинация соотношения потребностей может нуждаться в отдельном виде социального координационного механизма для обеспечения своего существования.
22. Этический механизм общественной координации действует в силу того, что общество и человек не нуждаются в продукте, а человек продолжает много трудиться, хотя у общества нет необходимой потребности в его труде. Это, повидимому, – общество творческих людей. Но однозначно, что это есть общество наивысшей производительности труда. Этот механизм будет действовать в глобальной цивилизации.
23. Рыночный механизм функционирования общества опирается на государство. Глобальная цивилизация развивается внутри капиталистической цивилизации, что вызывает их борьбу и значительное возрастания кризисных явлений во всем мире.
24. Наука должна показать историческую прогрессивность  глобальной цивилизации и пути реализации ее исторической  миссии.

11/16/13

© Copyright: Шолохов Виталий, 2013
Свидетельство о публикации №113111801382