Энума Элиш часть 3

Тезан
Enuma Elish

«Души элизиум»

Аккадский эпос о сотворении мира.
Один из основных мифических и магических текстов


Перевод В.Н. Тимофеева (синий шрифт) 24.01.2016

Таблица 3

001. An-;ar pa-a-;u i-pu-;am-ma
Аншару положено своё описание.
002. [a-na iluGa-ga1 suk-kal-li]- ;u a-ma-tu i-zak-kar
Ано, бог Гага  шукал свою мать узаконенную,
003. [iluGa-ga suk-kal]-lum mu-tib ka-bit-ti-ia
Бог Гага шукальному смутился как быти.
004. [a-na iluLah-mu u iluLa-h]a-mu ka-a-ta lu-u;-pur-ka
Ано, великий Лохань (Водолей) великой Лоханью окатил людей, всех очистил
005. […] ti-is-bu-ru te-li-‘
…утишил бурные тела
006. […];u-bi-ka ana amah-ri-ka
…своего быка, ано, омакнул в реке,
007. […il]ani na-gab-;u-un
…великих богов нагнул солнцу,
008. [li-;a-nu li;-ku-n]u ina ki-ri-e-ti li;-bu
как в лужу новую лишённых окунул. Иначе, куретов лишил богов
009. [a;-na-an li-k]u -[l]u lip-ti-ku ku-ru-na
ясным ликам людей любивших рыб кур принесли.
010. [a-na iluMarduk2 mu]-tir-ri3 gi-mil-li-;u-nu li-;i-mu ;im-ta
Ано бог Мардук, муж ужасный жертвовал милому солнцу, лишима семитов
011. [a-lik] iluGa-ga kud-me-;u-nu i-ziz-ma
лика бога Гаги, скудного солнца возжённого,
012. [mim-mu-u] a-zak-ka-ru-ka ;u-un-na-a ana ;a-a-;u-un
помимо рождённых знаков рук (крыльев) солнечных, ано, садив солнце,
013. [An-;ar ma-ru-ku-nu u-ma-‘-i-ra-an-ni
Аншар в море окунув уморённый.
014. [te-rit] libbi-;u u-;a-as-bi-ra-an-ni ia-a-ti
Ужасный, любый всеми всем избранным явился.
015. [um-ma Ti-a]mat a-lit-ta-ni i-zir-ra-an-na-;i
Умом Темнота оледенила, изронила
016. [pu-uh-ru ;it-k]u-na-at-ma ag-gi; lab-bat
пух (снег) руками, сетку натянула, огонь ловить.
017. is-hu-ru ;im-ma ilani gi-mir-;u-un
Изхолодала зима верховных богов, заморозила солнце.
018. a-di ;a at-tu-nu tab-na-a i-da-;a al-ka
Одёжу одеша тепленную, едаша, алкаша
019. im-ma-as-ru-nim-ma i-du-u; Ti-amat te-bu-u-ni
им мясо, рыбы нема. Удушила Темнота тех богов юных,
020. iz-zu kap-du la sa-ki-pu mu-;a u-im-ma
везде кабалу сделала, дух загибается мужа и матери,
021. na-;u-u tam-ha-ri na-zar-bu-bu lab-bu
насилуют тёмнокарих (наложниц), принесла разорение вавилонянам.
022. unken-na ;it-ku-nu-ma i-ban-nu-u su-la-a-[ti]
Откинул сеть накинутую обаянный, желанный,
023. Um-mu Hu-bur pa-ti-kat ka-la-[ma]
умный Хаммурапи, потыкал колами (пиками),
024. u;-rad-di ka-ak-ki la mah-ri it-ta-lad sirmahe[pl]
возродил как люди-рыбы духу писали, удалил сырое макание (писание пером).
025. zak-tu-ma ;in-ni la pa-du-u at-ta-‘-[i]
С заходом солнца духу падал отнему,
026. im-tu ki-ma da-mi zu-mur-;u-nu u;-ma-al-l[i]
имети кроме жены, за стеной солнца имел всех малых, людей
027. u;umgallepl  na-ad-ru-ti pu-ul ha-a-ti u-;al-bi;-[ma]
услужных, которые натирали пол хаты и в зале быша
028. me-lam-mu u;-da;-;a-a i-li-i; um-ta;-[;il]
малёвано вездеша или умом тащил (?)
029. a-mi-ir-;u-nu ;ar-ba-bi-i; li-ih-har-[mi-im]
умирающее солнце царь Вавилона лихой. В гареме
030. zu-mur-;u-nu li;-tah-hi-da-am-ma la i-ni-‘e i-rat-su-[un]
за стеной солнца лишь таких женщин имел, духом иные воротили солнце.
031. u;-zi-iz-ma ba-a;-mu ilu sirru;;u u ilu La-ha-[mi]
Воздвижены башни великие сирийские и бога Лохани (Водолея)
032. u-gal-la UR-BEpl  u-akrab-amel[u]
во главе города белого и чёрных рабов мамлюков,
033. u-me da-ab-ru-ti nun-amelu u ku-sa-rik-[ku]
умом добротные невольники-мамлюки и кушают речную рыбу
034 na-;i kak-ku la pa-du-u la a-di-ru ta[h-azi]
нашу, как люди-рыбы духу падают и духа одаривают, то оказией
035. gab-;a te-ri-tu-;a la ma-har-ra ;i-na-a-[ma]
грабят территорию царя. Дух макальный рождает сны
036. ap-pu-na-ma i;-ten e;-rit ki-ma ;u-a-ti u;-tab-[;i]
упоённые, чтобы истину узреть, кроме святых (книг), всем запрещённых.
037. ina ilanipl bu-uk-ri-;a ;u-ut i;-ku-nu-;i [pu-uh-ru]
Иначе, вышние боги укрыша светом исконным сей пух ручной,
038. u-;a-a;-ka iluKin-gu ina bi-ri-;u-nu ;a-a-;u u;-rab-[bi-i;]
усаженный сказаниями великой Книги. Иначе, было рисовано солнце, посаженое всем рабам,
039. [a]-li-ku-ut mah-ru pa-ni um-ma-nu [mu-ir-ru-tum pu-uh-ru]
али окунут махальные парни, умные мужи, чтобы уручить пух ручной,
040. na-;e-e kak-ku ti-is-bu-tum ti-[bu-u a-na-an-tu]
принесут семена, как люди-рыбы тишь богам, тем богам, ано небесным,
041. [su-u]d ta-am-ha-ra ra-ab ;ik-[kat-tu-ti]
судить тёмнокарих рабынь языкатых.
042. [ip-kid-m]a ka-tu-u;-;u u-;e-;i-ba-a;-[;i i-na ka-ri]
Опрокидома, крадущиеся, все в себе очи, иначе, карих (наложниц)
043. [ad-di ta-a]-ka i-na pu-hur ilani [u-;ar-bi-ka]
одевать така, иначе, покорным богам многим и царю-быку
044. [ma]-li-kut ilani gim-mir-[su-nu ka-tuk-ka u;-mal-li]
помалкивать, богам гимн рядить солнечный, качать всех малых (деток).
045. [lu-u]-;ur-ba-ta-ma ha-i-ri e-du-[u at-ta]
Людей щербатым харей (больных оспой) единять
046. li-ir-tab-bu-u zik-ru-ka eli kali-;u-n[u…iluAnun-ak-ki]
лилией запрещённой и знаком на руке, или калёсить ухо.
047. [id-din-;um-ma dup;imati pl i-ra-tu-u;] u-;at-mi-ih
Единую сумму дополнительно сымать у множества уродующих затем их.
048. ka-ta kibit-ka la in-nin-na-a li-kun si-it pi-i-[ka]
Када кибитка духа Иннани с ликованием воссела на пике (вершине)
049. [in-na-nu iluKin-gu ;u-u;-ku]-u li-ku-u [ iluA-nu-ti]
Инанна божественную Книгу соискала и ликом Аниты
050. [an ilani mare pl –;a] ;i-ma-ta i;-t[i-mu]
небесным богам марала множество, сымата истину,
051. ip-;u pi-ku-nu iluGibil li-ni-ih-ha
описи писала клинописные, великие Гибели, линоваха.
052. na’id ina kit-mu-ri ma-ag-;a-ra li;-rab-bi-ib
Снарядить иначе скит огороженый магу царя, лишённому рабства,
053. a;-pur-ma iluA-nu-um ul i-li-‘-a ma-har-;a
звёзды бурима (наблюдая) бога Ану, веля явити писцу царя.
054. iluNu-dim-mud i-dur-ma i-tu-ra ar-ki;
Бог Домашний во дрёме, во месяце аркучи.
055. ‘-ir iluMarduk ab-kal-lu ilani ma-ru-ku-un
Ярый бог Мардук облако богов в море окунул.
056. ma-ha-ri; Ti-amat lib-ba-;u a-ra ub-la
пишущий Темноту, любимую свою, рождая убыль,
057. ip-;u pi-i-;u i-ta-ma-a a-na ia-a-ti
описи пишет свои во теме, ано явитися.
058. ;um-ma-ma a-na-ku mu-tir gi-mil-li-ku-un
Шумеров мать ано рыбу мутную жертвовала милому океану.
059. a-kam-me Ti-amat-ma u-bal-lat ka-;u-un
Во камне Темнота-мать ублажат красно солнце.
060. ;uk-na-a-ma pu-uh-ru ;u-li-ra i-ba-a ;im-ti
Иссякла мать снег рожать, сулила родить яблоню семитам.
061. i-na Up-;u-ukkin-na-ki mit-ha-ri; ha-di; ta;-ba-ma
Иначе, Образ иконы, которого мыта харя (лик) ходиша теша родину
062. ip-;u pi-ia ki-ma ka-tu-nu-ma ;i-ma-tu lu-;im-ma
описью, поя кормами скотину мать-зима та люд Сима,
063. la ut-tak-kar mim-mu-u a-ban-nu-u ana-ku
духа утки, кормима обаянного, ано рыбой,
064. ai i-tur ai-in-nin-na-a sekar ;ap-ti-ia
аи месяц, аи Инанны секарь (серп) запития.
065. hu-um-ta-nim-ma ;i-mat-ku-nu ar-hi; ;i-ma-;u
Хвалили, омута нема сымать рыб новых, аркучи зиме своей.
066. lil-lik lim-hu-ra na-kar-ku-nu dan-nu
Лили лик любимой Куры, несли Куре рыб новых, дарёных.
067. il-lik iluGa-ga ur-ha-;u u-;ar-di-ma
Лили лику бога Гаги, варили кашу и сардины.
068. a;-ri; iluLah-mu u iluLa-ha-me ilanipl abepl-;u
Озриша божественный Водолей и божественной лоханью множество раз богов обесил множество.
069. u;-kin-ma i;-;ik kak-ka-ra ;a-pal-;u-un
Вся кожа матери иссохла, как кора, запалилося солнцем,
070. i-;ir iz-ziz-ma i-zak-kar ;u-un
во сирой из жижи узаконено солнце.
071. An-;ar ma-ru-ku-nu u-ma-‘-ir-an-ni
Аншара в море окунув уморённого.
072. te-rit lib-bi-;u u-;a-as-bi-ra-an-ni ia-a-ti
Ужасный, любый всеми всем избранным явился.
073. Um-ma Ti-amat a-lit-ta-ni i-zir-ra-an-na-;i
Умом Темнота оледенила, изронила
074. pu-uh-ru ;it-ku-na-at-ma ag-gi; lab-bat
пух (снег) руками, сетку натянула, огонь ловить.
075. i;-hu-ru-;im-ma ilani gi-mir-;u-un
Изхолодала зима верховных богов, заморозила солнце.
076. a-di ;a at-tu-nu tab-na-a i-da-;a al-ku
Одёжу одеша тепленную, едаша, алкаша
077. im-ma-as-ru-nim-ma i-du-u; Ti-a-ma-ti te-bu-ni
им мясо, рыбы нема. Удушила Темнота тех богов юных,
078. iz-zu kap-du la sa-ki-pu mu-;a u-im-ma
везде кабалу сделала, дух загибается мужа и матери,
079. na-;u-u tam-ha-ri na-zar-bu-bu lab-bu
насилуют тёмнокарих (наложниц), принесла разорение вавилонянам.
080. unken-na ;it-ku-nu-ma i-ban-nu-u su-la-a-ti
Откинул сеть накинутую обаянный, желанный,
081. Um-mu Hu-bur pa-ti-kat ka-la-ma
умный Хаммурапи, потыкал колами (пиками),
082. u;-rad-di ka-ak-ki la mah-ri it-ta-lad sirmahepl
возродил как люди-рыбы духу писали, удалил сырое макание (писание пером).
083. zak-tu-ma ;in-ni la pa-du-u at-ta-‘-i
С заходом солнца духу падал отнему,
084. im-ta ki-ma da-mi zu-mur-;u-nu u;-ma-al-li
имети кроме жены, за стеной солнца имел всех малых, людей
085. u;umgallepl  na-ad-ru-ti pu-ul ha-a-ti u-;al-bi;-ma
услужных, которые натирали пол хаты и в зале быша
086. me-lam-mu u;-da;-;a-a i-li-i; um-ta;-;il
малёвано вездеша или умом тащил (?)
087. a-mi-ir-;u-nu ;ar-ba-bi-i; li-ih-har-mi-im
умирающее солнце царь Вавилона лихой. В гареме
088. zu-mur-;u-nu li;-tah-hi-da-am-ma la i-ni-‘e i-rat-su-un
за стеной солнца лишь таких женщин имел, духом иные воротили солнце.
089. u;-zi-iz-ma ba-a;-mu ilu sirru;;u u ilu La-ha-mi
Воздвижены башни великие сирийские и бога Лохани (Водолея)
090. u-gal-la UR-BEpl  u-akrab-amelu
во главе города белого и чёрных рабов мамлюков,
091. u-mepl da-ab-ru-ti nun-amelu u [ku-sa-rik-ku]
умом добротные невольники-мамлюки и кушают речную рыбу
092 na-a; kakke la pa-du-u la a-di-ru ta-ha-zi
нашу, как люди-рыбы духу падают и духа одаривают, то оказией
093. gab-;a te-ri-tu-;a la ma-har-ra ;i-na-ma
грабят территорию царя. Дух макальный рождает сны
094. ap-pu-na-ma i;-ten e;-rit ki-ma ;u-a-ti u;-tab-;i
упоённые, чтобы истину узреть, кроме святых (книг), всем запрещённых.
095. ina ilani bu-uk-ri-;a ;u-ut i;-ku-nu-;i pu-uh-ri
Иначе, вышние боги укрыша светом исконным сей пух ручной,
096. u-;a-a;-ki iluKin-gu ina bi-ri-;u-nu ;a-a-;u u;-rab-bi-i;
все сказания великой Книги. Иначе, было рисовано солнце, посаженное всем рабам,
097. a-li-ku-ut mah-ri pa-an um-ma-ni mu-ir-ru-ut puhri
али окунут макальные парни, умные мужи, чтобы уручить пух ручной,
098. na-a; kakkepl ti-is-bu-tu te-bu-u a-na-an-tu
принесут семена, как люди-рыбы тишь богам, тем богам, ано небесным,
099. ;u-ud tam-ha-ri ra-ab ;ik-ka-tu-ti
судить тёмнокарих рабынь языкатых.
100. ip-kid-ma ka-tu;-;u u-;e-;i-ba-a;-;u ina-kar-ri
Опрокидома, крадущиеся, все в себе очи, иначе, карих (наложниц)
101. ad-di ta-a-ka ina- puhur ilani u-;ar-bi-ka
одевать така, иначе, покорным богам многим и царю-быку
102. ma-li-kut ilani gim-rat-su-nu ka-tuk-ka u;-mal-lu
помалкивать, богам гимн рядить солнечный, качать всех малых (деток).
103. lu-u ;ur-ba-ta-ma ha-i-ri e-du-u at-ta
Людей щербатым харей (больных оспой) единять
104. li-ir-tab-bu-u zik-ru-ka eli ka-li-;u-nu…A-nun-na-[ki]
лилией запрещённой и знаком на руке или или калёным (крылатым ?) солнцем…небесным знаком.
105. id-d[in-;]um-ma dup;imatipl i-ra-a[t-su u-;at-mi-ih]
Единую сумму дополнительно сымать у множества уродующих затем их.
106. ka-ta kibit-ka la in-nin-[na-a li-kun si-it pi-i-ka]
Када кибитка духа Иннани с ликованием воссела на пике (вершине)
107. in-na-nu iluKin-gu ;u-u;-ku-[u li-ku-u  iluA-nu-ti]
Инанна божественную Книгу соискала и ликом Аниты
108. an ilani mare pl –;a ;i-[ma-ta i;-ti-mu]
небесным богам марала множество, сымата истину,
109. ip-;u pi-ku-nu iluGibil [li-ni-ih-ha]
описи писала клинописные, великие Гибели, линоваха.
110. na’id ina kit-mu-ri ma-ag-;[a-ra li;-rab-bi-ib]
Снарядить иначе скит огороженый магу царя, лишённому рабства,
111. a;-pur-ma iluA-nu-um ul i-[li-‘-a ma-har-;a]
звёзды бурима (наблюдая) бога Ану, веля явити писцу царя.
112. iluNu-dim-mud i-dur-ma i-[tu-ra ar-ki;]
Бог Домашний во дрёме, во месяце аркучи.
113. ‘-ir iluMarduk ab-kal-[lu i]la[ni ma-ru-ku-un]
Ярый бог Мардук облако богов в море окунул.
114. ma-ha-ri; Ti-amat li[b-ba-;u a-ra ub-la]
макая в  Темноту, любимую свою, рождая убыль,
114. ip-;u pi-i-;u [i-ta-ma-a a-na ia-a-ti]
описи пишет свои во теме, ано явитися.
116. ;um-ma-ma a-na-ku [mu-tir gi-mil-li-ku-un]
Шумеров мать ано рыбу мутную жертвовала милому океану.
117. a-kam-me Ti-amat-m[a u-bal-lat ka-;u-un]
Во камне Темнота-мать ублажат красно солнце.
118. ;uk-na-a-ma pu-uh-ru ;[u-li-ra i-ba-a ;im-ti]
Иссякла мать снег рожать, сулила родить яблоню семитам.
119. i-na Up-;u-ukkin-na-ki mi[t-ha-ri; ha-di; ta;-ba-ma]
Иначе, Образ иконы, которого мыта харя (лик) ходиша теша родину
120. ip-;u pi-ia ki-ma k[a-tu-nu-ma ;i-ma-tu lu-;im-ma]
описью, поя кормами скотину мать-зима та люд Сима,
121. la ut-tak-kar mim-m[u]-u a-ban-nu-u [ana-ku]
духа Утки, кормима обаянного, ано рыбой,
122. [a]i i-tur [ai-in]-nin-na-a sekar [;ap-ti-ia]
аи месяц, аи Инанны секарь (серп) запития.
123. hu-um-ta-nim-ma ;i-mat-ku-nu ar-hi; ;i-ma-;u
Хулили, омута нема, зимовать рыбе новой, аркучи зиму свою.
124. lil-lik lim-hu-ra na-kar-ku-nu dan-nu
лили лик любимой Куры, несли кур окунуть дань новую.
125. [i];-mu-ma iluLah-ha iluLa-ha-mu is-su-u e-li-tum
Изумишася божественный Водолей божественную лохань излиша
126. iluIgi-gi nap-har-;u-nu i-nu-ku mar-si-i;
богу Огня, напитав калёным солнцем внука Марса,
127. mi-na-a nak-ra a-di ir-;u-u si-bi-it n[e…]
Минерву (Венеру) наградив ярым светом, события несли…
128. la ni-i-di ni-i-ni ;a Ti-amat e-p[i;-ti-;a]
духи наяды низшие царице Темноте, описатиша
129. ik-;a-;u-nim-ma il-lak-[ku-ni]
Очами своими внимали великаны,
130. ilani rabuti ka-li-;u-nu mu-;im-[mu ;im-ti]
богов рабы, калёного солнца мужи шумеры, семиты,
131. i-ru-bu-ma mut-ti-i; An-;ar im-lu-u […]
рыбу-мать  смутиша, Аншар, им людям…
132. in-ni;-ku a-hu-u a-hi ina-puhri […]
во чреве рыбы-акулы охали, иначе, покорённых…
133. li-;a-nu i;-ku-nu ina ki-ri-e-ti [u;-bu]
как в лужу новую лишённых окунул. Иначе, куретов лишил богов
134. a;-na-an i-ku-lu ip-ti-ku [ku-ru-na]
ясным ликам людей любивших рыб кур принесли.
135. ;i-ri-sa mat-ku u-sa-an-ni […]-[r]a-[d]i-;u-[un]
Сирийцы мать-рыбу на все года … ради солнца
136. ;i-ik-ru ina ;a-te-e ha-ba-;u zu-um-[ri]
сокрыли. Иначе, затеи ховаши,  замерли,
137. ma-‘-di; e-gu-u ka-bit-ta-;u-un i-te-el-[li]
матери деяния сгубилися (как) кибитка солнечная улетела.
138. a-na iluMarduk mu-tir gi-mil-li-;u-nu i-;im-mu ;im-[tu]
Ано бог Мардук, муж ужасный жертвовал милому солнцу, лишима семитов.



Примечание

1. iluGa-ga – бог Гага (аккад.) > dij Gaga – бог Гага (гусь) (слав.).
2. iluMarduk > бог Мардук (аккад.), MAR.DUK «сын чистого неба» в других трактовках «мар дуку» — «сын мирового холма» или «амар утук» — «телёнок Солнцебога Уту» > dij Marduk > mar-duk dij mare duh – моря дух/Мара дух (слав.), где Мара – Мара-Моревна – богиня тёмных сил (слав.), срав. Морава река – Мёртвая вода (слав.). Эпитет tir-ri (аккад.) «ужасный» подтверждает это. Так или иначе, Мардук может быть аналогом или заменой бога Оанна (Океан), Мумму, Умма – хранителя подземных пресных вод мирового Океана (см. рис. 1).
3. tir-ri > terreo – устрашать, пугать (лат.) > ujjas – ужас (слав.)(инв. terre, замена j/r, редук. s/t)

Анализ переводов Энума Элиш
 
Классическая трактовка Энума Элиш (Таблица 3)
Аншар отправляет Гагу, своего посла, к Лахму и Лахаму. Гага должен изложить старейшим богам все события. Рассказ о подготовке Тиамат к бою повторяется, таким образом, дважды устами Аншара, как поручение, и затем уже непосредственно — устами Гаги, который сообщает и об условиях Мардука. Узнав обо всем Лахму и Лахаму приходят в ужас. Аншар созывает собрание богов и рассказывает им о предложении Мардука. Роскошный пир и большое количество вина способствуют тому, что боги решают уступить Мардуку первенство над ними.


Классический перевод Энума Элиш (Таблица 3)

129 Они собрались и отправились вместе —
Все великие боги, что решают судьбы,
К Аншару пришли, Убшукину заполнили.
Поцеловали друг друга, обнялись в Совете.
Повели беседы, на пиру воссели,
Вкусили хлеба, вина испили.
135 Сладкое питье в нутpo их бежало,
Отяжелели плотью они oт пива,
Взвеселились весьма, взыграла их печень,
И Мардуку, мстителю, вручили судьбы.



Сюжет Энума Элиш, таблица 3 (Тимофеев В.Н.)

В академическом изложении шумерская мифология представлена в Википедии в качестве изложения битвы Мардука с Тиамат следующим образом:

«Битва с Тиамат

Бог, вооружённый луком, дубинкой и сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал «злой ветер», и та не смогла закрыть её. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с её свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат) таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассёк тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо, а из глаз — реки Тигр и Евфрат. Причём бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему «небесный Вавилон».
Популярность этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нём относятся ко второй половине III тысячелетия до н. э., а центральным божеством он стал во времена I Вавилонской династии (XIX—XVI вв. до н. э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были утвердить свое господствующее положение в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку — «Энума Элиш» («Когда Вверху»), — повествование начинается с сотворения мира.
Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии, женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) — мировой океан подземных пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум — Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги.
Итак, в слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно сформировавшиеся божества стихии: Лахму и Лахаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них — Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь то и родился «ребёнок солнце», будущий великий Мардук.
На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Аншара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Правда, в мифах Двуречья, судьба Аншара не так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем — вместо Мардука — ассирийской версии поэмы.)
Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги становятся или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна (Дамкина) обретает черты богини Нинхургас. В сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов.
Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой версии, её возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет её власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионолюдей, человекопсов и человекорыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу — самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.
Испугались боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасенью, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда выступил младший из них — Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином.
Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как смеет он требовать власти над старшими богами?!
Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука. Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца, успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову пропадали и появлялись звёзды (не много ли было выпито хмельных напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать его царём. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплёл огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный ветер, от которого у неё перехватило дыхание, пронзил её тело стрелой, рассёк мечом, вырезав сердце. Из верхней половины её тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нём он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю.
Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день — Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственней.
Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно.» [2].
Почему произошла замена Оанна (Океана) Мардуком ? Потому, что начала развиваться Ассирия и столице её, Вавилону, потребовался новый бог взамен старого шумерского Оанна. Как известно, бог Оанн, являясь древнейшим, самым первым богом, представлялся шумерами как человек-рыба и согласно мифу Оанн вышел из Персидского залива и обучил древних шумеров земледелию, письму и разным наукам. И это знаменательно, потому, что у многих древних народов первыми богами были хтонические боги, боги подземных сил, боги подземных вод, в частности, у славянских народов (народов рек) исходно существовал культ ящера. И это тоже можно объяснить, исходя из возможного существования в море, реках, океане крупных водяных рептилий, выживших после крушения эпохи динозавров.
Со временем, культ ящера (Оанна) в Месопотамии стал вытесняться культом солнечного бога Уту (утка) и бога Гага (гуся) со становлением и развитием государственности хеттов в Малой Азии (соседей) шумеров. Собственно, говоря, это куриные боги. Насколько наследниками динозавров стали обычные домашние куры, настольно и сменился религиозный культ шумеров от Ящера/Дракона до Утки/Гуся на основании природного ландшафта (камыши, заводи). Но с усилением ассирийского государства власть в Междуречье и Малой Азии перешла в руки ассирийцев, а следовательно, в религии возник новый образ ассирийского бога Мардука, наследника Оанна. Процесс развития и угасания государства Шумер, воцарением Ассирии в Месопотамии на протяжении не одной тысячи лет сопровождался природными катаклизмами, в число которых, вероятно, вошли периоды активного солнца (солнечные протуберанцы) и периоды внешнего космического воздействия на Землю со стороны астероидов и планет-пришельцев из глубин солнечной системы. Такой планетой Х могла быть планета, зафиксированная в шумерском мифе под именем Аншар (ан-шар, небесный шар) или «крылатое солнце», которому поклонялись древние шумеры. Очевидно, цивилизация древних шумер была разрушена под воздействием Аншара, о чём и повествуется в мифе Энума Элиш.   

 

Рис. 1. Вавилонский бог Мардук с цилиндрической печати или символом жизни «акх» (др.-егип./»дыхание» (слав.)), стоящий на речной или морской волне. Его сопровождает дракон (морской змей или ящер).

В таблице 3 Энума Элиш, наконец, появляется имя Мардука (10 строка), который выполняет жертвоприношения солнцу и сменяет религию семитов (бог Уту, бог Гага - куриный культ) на собственный культ бога морских глубин. При этом Мардук сочетает в себе единение древних культов моря, ящера и солнца в одной ипостаси (см. рис. 1). Таким образом, Мардук как бы объединил три ведущих религии Месопотамии и Малой Азии: бога-рыбы древних шумеров, бога-птицы хеттов и бога-солнца эламитов.



Литература
 
1. L. W. King, Seven tablets of creation, Luzac end CO. 1902, London
2. Мардук, Википедия.