Автобиография

Владимир Венецкий
На фотографии:Венецкий Иван Михайлович 1878 год - 1946г. и  Венецкая Мария Александровна 1883 ---1977 год,мои любимые дедушка и бабушка.          " Жизнь моя,ужель приснилась мне. Словно я, весенней гулкой ранью,проскакал на розовом коне." ( С.Есенин.)      Ваш совет - начать с автобиографии.Не знаю с чего и начать. Родился Я, видимо в  неудачное время.Это произошло 4 февраля 1933 года,в городе Кинешме,Ивановской области.Отец - Кукушкин   Александр Алексеевич 1901 года рождения , работал в Семёновском ЛПХ,заместителем начальника по заготовкам леса.Жили мы в центре Кинешмы, в двух этажном доме.Первый этаж занимала семья Дектярёвых а второй этаж мы. В мае 1936 года родился брат,Евгений.Но семейное счастье продолжалось не долго.В июле 1936 года Александра Алексеевича арестовали.21 сентября 1936 года Ивановским областным судом осужден по ст.58-10 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы и отправлен этапом в Магадан,где и погиб в 1942 году. Архивно-следственное дело №7933с находится на хранение в центре документации новейшей истории,города Костромы,пл.Конституции.Осталось тайной,кого он агитировал против советской власти в Берендеевом, лесном царстве,может медведей? А может и не медведей, в семёновском леспромхозе,служил бухгалтером Эдуард Каменец, женат на сестре Алексея Пазухина - Нине Александровне Пазухиной. А у них рос сыночек Володя, 1923 года рождения ,очень был похож на "Павлика Морозова".Во время войны ,служил в ОГПУ, если кто помнит,были такие автомашины,оборудованные мощными динамиками и на этих автомашинах, разъезжали по линии фронта- агитбригады и орали на немецком языке - призывали немцев сдаваться !В ответ обычно немцы открывали ураганный огонь. За время войны,тётка Нина ,дважды получала " похоронки", но он вернулся,после войны живым.Но кто автор доноса,это мои предположения. Я в Архивно - следственный отдел ,запроса не делал. В результате , маму в 28 лет, с детьми из дома выгнали,разрешили взять с собой только вещи ,для грудного ребенка.У бабушки,Венецкой Марии Александровны,дела были не лучше,в селе Борисоглебском,имущество и дом  был конфискован и отдан пот детский сад, а мужа,Ивана Михайловича, отправили  в Соловецкий лагерь.Семья у Ивана Михайловича и Марии Александровны Венецких была большая. Старший сын Михаил,работал в Иваново- Вознесенском банке,женат был на дочери лесозаводчика - Надежде Павловской. Дочь,Мария,замужем за дворянином - Алексеем Пазухиным. Дальше, сын Сергей,дочь Александра ( моя мама) и сыновья Борис и Николай,последние - оба погибли на фронте. Бабушка Мария в 1939 году ,получила известие,что муж,Иван Михайлович,сосланный на "Соловки"болен и от голода (дистрофии) в очень плохом состоянии.Она срочно выехала к нему.Ехала осенью,по морю,на верхней палубе,какого то ,маленького судёнышка. Ей,каким то чудом, удается забрать и вывезти  мужа, из Соловецкого лагеря .И не удивительно, Бабушка Мария Александровна обладала уникальным характером, не какие стрессовые ситуации, не могли её " вывести из себя", никогда ,в жизни. не повышала голос. И от общения с ней, получаешь какую то. в себе уверенность. С ней всегда было интересно. Я иногда ей пытался аккомпанировать на гитаре,а она тихонько исполняла свой любимый романс, я был на вершине счастья. В нашей семье, играли на гитаре все, а дядя Боря,даже закончил, в Нижнем Новгороде консерваторию. В 1942 году,погиб, на Волховском трудовом фронте. Говорили,что в этом районе,не пролетела ни одна пуля. А вот морозы, болота, вши и тиф - сделали своё дело. Бабушка не только вывезла мужа,а и выходила.Во время войны, он даже служил в храме,в каком то глухом селе,по моему в Бабанове и я даже когда то присутствовал, во время его службы. Он умрет  уже после войны в 1946 году,в возрасте 68 лет.И так,мы остались без крыши над головой.По этому,мама отправила меня в Семёновское-Лапотное,село старинное ,основанное ещё в 1352 году,  к своей старшей сестре Марии.Мария была замужем за Алексеем  Александровичем Пазухиным.Отец Алексея Пазухина- Александр Всеволодович,в 1895 году,занимал должность - заседателя дворянской  опеки в городе Кинешме,мама -Елена Алексеевна Пазухина ( Ратькова). Они взяли меня к себе,хотя у них было своих четверо детей.Тётя Мария работала в школе учительницей, в школе же и жили. Позже ,семью Пазухиных ,приютили у себя в доме, Александр Александрович и Лидия Николаевна Нарышкины и относились к ним ,как к родственникам.Бабушкин старший брат,Александр Александрович Лебедев был учителем в местной школе и в послереволюционный период,пока строил свой дом, снимал у Нарышкиных комнату с обедом. Братья Нарышкины Александр и Фёдор имели несколько домов, а вот имеют ли они родственные отношения к известному роду - не знаю. Когда Нарышкиных выслали в Сибирь ,семья Пазухиных ,так и осталась жить в этом доме , правда в дом подселили ,еще одну семью учителей .Дядя Алексей,работал на молокозаводе в должности инженера.К этому времени Пазухиных лишили родового гнезда, в селе Воздвиженском.На работе к нему относились с уважением,но не забывали,что он дворянин и офицер царской армии.И вот, даже это хлипкое равновесие нашего бытия,рухнуло! 1941 год,война!Дядя Алексей,тут же добровольцем ушел на фронт и погиб,тетя Мария осталась одна и четверо детей,но статус - семья погибшего офицера, защитника Родины Позднее,на гибель отца,младшая дочь Милина написала:"Посвящается --моему папе-- "Алексею  Пазухину к 9 Мая.-----     Лейтенанту с петлицей с кубарём.               
                Шоссе под Брянском,алый свет заката. Гнетущая пред боем  тишина. 
   
Стоят в окопах  сборные солдаты.  Заслон последний  на пути врага. И понятно без слов, этим юным солдатам. Спазмы горло сжимают,хрустят желваки. Видно лечь нам костми здесь придётся ребята, И никто  не напишет домой, мужики...Они узнать друг друга не успели. Там списки было некогда писать. Ценою жизни  задержать сумели. Фашистскую озлобленную рать.  Померкло солнце под огнём бризантным.  Был страшен бой, кровавым этим днём...Сложили головы солдаты и сержанты. И лейтенант,в петлицах с кубарём. Не зовите солдат тех,без вести пропавшими. Не позорьте священные их имена,  Они были героями,Родину  спасшими,  Кто ж повинен,что так начиналась война?          Меня отправили к маме и к дедушке с бабушкой.Жили они в Кинешме, в Заволжъе,посёлке Скрипцово.Там дед Иван приобрел крохотную пристройку,вот в ней все и поселились.Мама работала бухгалтером (счетоводом) в столовой Анилзавода,но с началом войны он приобрел военный статус и №756.С приобретением военного статуса,маму уволили,как жену "врага народа".Вскоре её вызвали в органы НКВД и предложили работу,от которой нельзя отказаться.Так мама,бабушка Мария и мы с братом,оказались далеко в лесах,в лагере для жен "врагов народа" - "Нодоге".Мама работала счетоводом,а мы с бабушкой Марией,занялись хозяйством,строили сарай для коз.В нашем сарае поселились две козы,и мы ходили по лесным полянам,выкашивали траву,сушили и собирали в общий стог.Места здесь дикие,и медведи, не сколько не стесняясь,подходили к самим баракам.По моему,я сразу стал взрослым.На нас с бабушкой Марией лежали обязанности: собирать ягоды,грибы,сеять (сажать)горох,картошку,турнепс,репу.Женщины лагеря заготавливали берёзу,подтаскивали лошадьми к цеху.А за тем резали и изготавливали  болванки для прикладов автоматов,карабинов и отправляли на заводы.1943 год,сводки с фронтов радовали победами! Пришла новость,лагерь решено расформировать,лица женщин засветились улыбками,на их места решили пригнать пленных немцев из под Сталинграда.Жители лагеря засобирались по домам.Поехали домой в Скрипцово и мы.Однако,мы только приехали,как маму забрали в больницу,а в избушке санитары провели дезинфекцию,диагноз - тиф.Осенью 1944года семью кормить нечем,решено - меня отправить в Ивановский детский дом или в спец школу.Меня привезли к старшему маминому брату Михаилу Венецкому.Затем определили в детский приемник.К этому времени я уже был личностью и не мог терпеть без церемонное отношение взрослых.К тому же я был очень начитанным парнишкой,решение бежать на фронт, было твердым. У меня был единомышленник и вот пустой товарный вагон, уносит беглецов куда то на юг.Там где приходилось пересаживаться на другой товарняк,искали тыловые воинские части.Обычно они кушали за длинными сколоченными столами,солдаты видели "шкетов"и сознательно оставляли на столах сухари,галеты и даже американскую тушенку. Как только они выходили из за столов,мы выскакивали из засад с тяпкой в руках.  Тряпкой захватывали добычу со столов.Дальше делились с теми кому не досталось.И вот весной 1945 года я появился на берегу Черного моря в городе Феодосии.Какое произвело потрясение на меня море,слов нет.В порту высились пирамиды из кип хлопка,так вот,чтобы далеко не отходить от берега моря ,я по ночам и спал на хлопковых пирамидах,маскировался,чтобы меня не обнаружила охрана.В пище недостатка не было,ловили бычков,крабов,мидий - вари и ешь.У меня появились друзья: Вадим Земборовский,Дима Окладной. Вадим был как брат,полное единомыслие.В те времена,беспризорная братия жила по своим законам чести не ведая страха не перед властью,не перед  смертью или тюрьмой .По моему, очень правдиво,было отражено в кинофильме "Сволочи".Вместе ходили на разбитую табачную фабрику,забирались в подвалы,доставали папиросы,растирали табак,сушили на солнце,продавали или шли в порт,где стоял дивизион торпедных катеров и угощали моряков табачком.Моряки нас угощали макаронами по флотски, да и одеты мы были по флотски,в тельняшки ,клеша и бушлаты.К стати,табачок мы сами  не закурили не разу.У Димы Окладного отец,бывший лётчик, был начальником отдела по борьбе с безпризорничеством, в милиции села Ислам - Терека.И вот в конце 1945 года,он меня и Вадима определил учиться в ФЗО по специальности электросварщики - арматурщики. ФЗО находилось как раз на против домика бабушки Вадима Земборовского, по улице к церкви.В январе 1946 года приступили к занятиям,день теория,день практика - работа по восстановлению торпедного завода в бухте Двуякорной или шлифовали мозаичные полы и ступени лестниц , в  восстанавливаемых зданиях,на набережной Айвазовского. Время учебы пролетело мгновенно,в июле мы получили первые в жизни профессиональные удостоверения.В конце июля распределение на место работы.Вадим получил назначение в Феодосии,а мне выпало - ехать на Донбас.На Донбасе в эту пору было голодно,посоветовавшись с Вадимом,я решил бежать на Кавказ.И вот мой первый профессиональный документ в печке, Володьки Венецкого больше НЕТ.А я, в конце августа 1946 года появился на сортировочной железнодорожной станции города Туапсе. В те времена ,за побег,могли посадить ,года на три.В моих путешествиях - Всевышний хранил меня в годы войны и в послевоенные голодные годы.Всевышний укрепил мой дух в мечтах моих.Если ,после встречи, с бывшим лётчиком, майором Окладным,мечтал стать авиатором,я закончил МАТУ и служил в авиации. Если мы с Вадимом Земборовским, мечтали быть моряками, мы моряками и стали. Но стоит учесть и другой фактор - шел 1946 год,солдаты массово возвращались,со всех фронтов,домой,к родным семейным очагам.На фронте,в минуты опасности,в человеке проявляется его истинная суть,оголяются все его истинно человеческие качества,а наносная шелуха облетает.Вернувшиеся люди с фронта,как бы прошли очищение.Вот почему мне попадалось столько добрых,готовых помочь людей.И так, в августе 1946 года,я в городе   Туапсе, шел от сортировки, вдоль железнодорожной колеи к городу.На одном из участков,бригада из молодых,крепких женщин,меняла подгнившие за войну шпалы.Рядом стоял молодой человек во флотской робе,увидев меня,одетого в такую же робу,подозвал,протянул руку - ну что моряк,давай знакомиться,меня зовут Иван Макаров,бывший морской пехотинец.Рассказывай кто ты.Я коротко объяснил ситуацию.Ну вот что мореман,видишь, у меня в бригаде одни женщины,нужен мужчина,пойдёшь ко мне работать? Я тут же согласился.Ну вот и хорошо,жить будешь у меня. Так я стал работать путейцем на Туапсинском "околотке",Сочинского участка.Жить я стал у Ивана и Марии,их не большой домик находился в пятой щели.Своих детей у них не было,поэтому мы с Иваном быстро сдружились,вместе пешком ходили на работу,обратно то же,эх ,если бы Ивану не мешала привычка - "фронтовые сто грамм".На участке,был ещё старший мастер,Егор Кукушкин Два года промелькнули - как два дня.Наступил 1947 год,пришло время подумать о паспорте,а у меня нет документа о моём рождении.О том,жива ли моя мама ,я не знал. В октябре 1948 года Иван посадил меня в поезд Туапсе -- Москва,с билетом до Кинешмы.Когда я появился на пороге дома бабушки Марии,радости не было предела,так как у них было известие о моей гибели ещё в 1945 году. Вечером пришла с работы мама с младшим братом - Женей.Мама сказала,что она ни когда не верила в мою гибель.В городском загсе возникла проблема выдачи свидетельства о рождении - воскресшему.Маме пришлось хлопотать,ходить по кабинетам и всё же  свидетельство выдали,но почему то день рождения перенесли на 04 февраля 1933 года,на основании этого документа я получил паспорт на имя:Кукушкина Владимира Александровича родившегося в городе Кинешме 04 февраля 1933 года.Летом 1949 года,я вернулся в Туапсе с паспортом и новой фамилией.Осенью Иван устроил меня учиться в вечернюю школу рабочей молодёжи и работать на туапсинский машзавод,в котельный цех электросварщиком.Маме посоветовали уехать из Кинешмы и её направили работать бухгалтером в Армению на строительство Севанского каскада "Гюмушгэс".В 1950 году она приехала в Туапсе,устроилась бухгалтером на небольшое предприятие - " Кофе - Цикорий",сняла квартиру в домике по улице Высокой 15,сюда же приехала любимая бабушка Мария с внуком, Женей,я - то же перешел жить в свою семью.А Иван с Марией усыновили четырёх - летнего мальчика Виктора.В 1952 году я  поступил,через военкомат,в Молотовское авиотехническое училище (МАТУ).Служил на Кольском полуострове,в городе Мончегорске.В 1956 году женился,жена, Нина Николаевна,по образованию медик.В августе 1957 года родилась дочь Ирина.Однако, служебная карьера не состоялась,Никита Хрущев сократил численность армии на 1 миллион 200 тысяч, у Хрущёва появилась "Кузкина мать" и как следствие --сняли с вооружения самолёты Ил-28 и в марте 1958 года,я со своей семьей,уже был у мамы в Туапсе.Пришлось переучиваться,Закончил факультет "Монтаж и ремонт промышленного оборудования".Работал мастером в СМУ-76 "Минспецмонтаж",Вели строительство Л 35/11-300 на туапсинском нефтеперерабатывающем заводе,реконструкцию нефтепирса и новую станцию балластных вод в порту. В 1961 году,родился сын ,Александр и ещё,благодаря Никите С.Хрущёву снято  "клеймо-врага народа",реабилитация,удостоверение А 675486.  .В 1964 году,в городе Новороссийске образована компания - "Новороссийское морское пароходство, танкерного флота"В состав пароходства входили танкера отечественной постройки,а так же постройки в Югославии,серии Сплит и Риека,Японской постройки - в Ай-ой и Хиросиме , так же Италии.Для укомплектовании экипажей,для этих танкеров - требовалось большое количество специалистов.Я воспользовался этим спросом,поехал в механическую службу пароходства,встретился с бывшим туапсинцем
 Борисом Тимофеевичом Туренко,занимавшим должность  заместителя начальника пароходства.Он проверил мои документы (диплом авиотехника) и  дал мне программы по подготовке, на судового электрика. Подготовившись ,я успешно сдал. А главный инженер КМУС Полудённый,одобрил мой выбор и подписал,моё заявление - переходом в пароходство. Летом ,в 1966 году меня направили работать,в качестве моториста на танкер,работавший в каботаже - т/х "Маштаги",а в 1967 году мне открыли визу и я стал членом экипажа,- судовым электриком танкера "Житомир".Моему счастью не было предела! Позднее я закончил Ростовское мореходное училище имени Г. Седова.- Эксплуатация силовых судовых установок.( ЭССУ.) (На танкерах "Новороссийского  морского пароходства",я работал до 1997 года. Впереди предстояла работа в Отдельной индийской эскадре, остров Маврикий,порт Луи,в течении года.Вот с этого первого рейса я и попытаюсь рассказать о множестве островов и стран,в которых я побывал за тридцать лет работы в "НОВОШИПЕ".Я помню, работая на танкере "Гудермес",в экипаже замечательного капитана и человека - Эдуарда Капра,как он печатал свои морские рассказы в журнале "Морской флот".Удивительно просто и талантливо,показывал читателю,особенности красот тропических морей,островов,стран и менталитет жителей - населяющих эти страны. Вот и я,постараюсь изобразить свои впечатления - записки  из дневника старого моремана,в своё время море определило мою судьбу и образ жизни.Вот, мой послужной список,  на танкерах пароходства " НОВОШИП": 1966 год-- танкер "Масштаги" -моторист. 1967 - "Житомир"-- судовой электрик,1969 год т/х "Будапешт"--судовой электрик,1969 --июль,т/х "Лебедин"- суд.-электрик, 1970 год-т/х "Рафаэль", 1974 год ,"Туапсинский  подменно--стояночный экипаж".1977 год т/х "Мос Шовгенов"-- четвёртый механик,1979 год, т/х "Епифан Кофтюх" --суд. механик,1980 год, т/х"Риека"--донкерман, 1981 год,т/х"Апшерон"--донкерман.1982 год, т/х  " Гудермес"--донкерман, 1983---1987 год, т/х "Сплит"--донкерман, 1987---1988 год,т/х "Махачкала" --донкерман  ,пенсия ,работа на бункеровщике, т/х "Митрофан Седин",рейд порта Новороссийск. 1993--1997 год,т/х "Липецк"-- донкерман, работа в чартере английской компании "MOLASSES". 1997 году, уволен --пенсионер. Оказавшись на берегу,в образе пенсионера - "бича",жизнь преподнесла невосполнимые потери, умерла жена,моя самая надёжная опора. В 2001 году,используя свой судовой опыт,устроился на работу в " Туапсинские тепловые сети" в КИП ,по наладке котельной автоматики и работал до 2009 года. С этого времени,я 100% пенсионер.Однако и моя "колея" имеет предел, -как говорил В.Высоцкий,- "мы успеем - в гости к богу,не бывает опозданий".Каждому прожившему свой отрезок жизни, хотелось бы оставить свой след, не винтика а как это у Высоцкого - более значимую роль и  воскликнуть " Быть или не быть" вот в чем вопрос.    С уважением Владимир Венецкий.(Кукушкин.)