Загадка долины загадок 2

Галина Черонова
ЗАГАДКА ДОЛИНЫ ЗАГАДОК


 
Щедрым солнцем палим
        казахстанский Тянь-Шань.
Речек сеть - и долина! -
        о сказочный вид.
За границей восточной
        китайский Синь-Цзянь.
Как священное чудо
        мой город стоит!
Из истории древней за множеством бед
        Он, как крепость возник,- оберег-талисман.
Путник здесь отдыхал, продлевая свой век
        На пути из далёких неведомых стран.
Средь великих народов в единой семье
        Здесь казак и казах породнились тогда.
Свадеб тайный обряд, и в огне, и в вине
        Зазвенел, как домбра, засверкал, как звезда.
            2.
Так в битве слов, их сочетаний
Людей, их быта и культур
Изящной вязью в плоть врастает
Великий дух святых натур.
        Из Тибета в Союз многоликой толпой
           Толпы беженцев шли, привнося свой напев.
        Может лама из Лхасы - буддийский святой
           Усмирял рок болезней и голода гнев?-
        Так спасало могущество горных хребтов -
           Шли по тысяче в день, горький вкус бытия.
        Те, что ведали тайной восточных волхвов...(!)
           Пограничный Хоргос*) -
                принимал всех, любя!
Был лукав и доверчив соседний Пиджим.
И Панфилов объятья раскрыл, и Коктал.
Пёстрой лентой Усёк**) устремился в Или***)
Он рекою-прибежищем страждущим стал.
       Грозным временем,
                дальневосточной волной
       Привнесён Океана
                крутой колорит -
       Зажигательной музыки
                полнится строй.-
       Дальний Запад!.. Кавказ!..
                тоже песней звенит.
                3.
       В горной связке сошлись мировые хребты -
       Гималаи, Памир, и Тянь-Шань, и Тибет.
       Да и люди, как пчёлы, летя на цветы,
       Дарят миру присущий им внутренний свет.
       Вот индийцы, иранцы, и тюрки. Китай
       С европейской диаспорой. И с высоты
       Смотрят зоркие звёзды. Алтай как алтарь, -
       Да святятся все лучшие наши мечты.
       Семиреченской правдой
                ситар и дутар
       Говорят и поют,
                призывая к добру.
       Скрытой магией струн
                семиструнных гитар
       Вторят ноги танцовщиц
                скользя по ковру.
       Вьюги пылкой Евразии! - Этногенез -
       Африканской закваски поток...
                Эверест!
       Среди верных друзей и счастливых подруг
       Принимаю уверенно, данный мне крест.
Ведь весёлое детство и юность - не сон,
А ведущий сквозь тернии праздничный луч.
Пусть он даже любви неудавшейся стон.
Он - маяк среди бури, несчастий и туч.
                4.
 
С эдельвейсами ли к ледникам восхожу,
       К караванной тропе ли бреду по пескам,
Гордый город героев, тебе я скажу,
       Что тобою гордимся, что дорог ты нам.
Выше, в горных ручьях серебрится форель.
       Из алмазов рождается утро, из рос!..
В изумрудных садах соловьиная трель.
       Чай не чаю души средь кустов чайных роз.
Тёплый персик пушком прикоснулся к щеке.
       Из Шанхая шелковицу кто-то прислал.
Пусть в шелках иль лохмотьях,
                вблизи ль, вдалеке,
Ты - весенний мой Лель,
                драгоценный мой лал!-



                5.



       Стану ласточкой-щебетуньею

       Или бабочкою вспорхну.

       Над гвоздичкою и петуньею

       Снова встречу свою Весну.



       Семиречье! Что Тигр, Евфрат,

       Что экзотика дальних стран,

       Водопадов, Великих озёр каскад -

       Несравненен ты, Уйгурстан!...



       Эти солнечные мгновения,

       Небо синее, о Д*Жаркент!

       Белопенных садов кипение,

       Сеть прохладных арычных лент!



Здесь восторг, и веков коварство.

      Здесь гирлянды легенд и быль,-

Заилийское чудо-царство,

      И дорог золотая пыль.



Вон за стенами многогранными

     Блещут Каменка или Или?..-

Едут тропами караванными

     Кукурузные корабли.



     Председатель колхоза с честью жил,

          Новый мир для людей творя.

     Он, вошедший в энциклопедию,

          Возглавлял "40 лет Октября"****).



     Благодарно склониться хочется.

          Выше всех межусобиц и гроз,

     Головацкого Николая вотчина

          Процветал знаменитый колхоз.

 

              6.



Как давно не была на родине!

     Обнимаю полынь-траву,

Позолоченной и свободною

     Вижу церкви святой главу.



Небо шитым ковром раскроено.

     Вон луна повисла, как меч.

Без гвоздей, мастерски построена

     На д*жаркентской земле мечеть!



Будет время, приду-взгляну, любя,

     На Великий Шёлковый путь.

На груди земли успокоюсь я,

Чтоб в последний раз отдохнуть.



             7.



Мне домой бы! Стать гибкой ивою,-

     Там, где шепчутся камыши.

Стать бы иволгой!, чт об над нивами

     Зазвенеть Песнею души.



Виноградной лозой целительной,-

     Чистым соком людей спасти.

Эволюции путь мучительный

     В русло Радости возвести!!!



             8.



Ледники мои! - Воды талые!

     Жемчуг льда - родник ключевой.-

Горы снежными великанами

     Шапки скинули предо мной.



Вот орлы в мои руки просятся,

     Дремлют голуби на плечах.

Снежный барс, как котёнок носится,

     Веселы маралы в стадах.



Люди рядом добры и счастливы.

     Мощной силой наделены.

Дарит Космоспри их участии -

     Всем расцвет! Красоту весны!

========


Плейкаст «Загадки долины загадок...,»
playcast.ru›view/9162189/…


===========================

*)Хоргос - пограничный пункт, застава, в т.ч. на Великом Шёлковом пути,

          находится в 29 км от города Панфилова.\он же, Джаркент, Жаркент\



**)Горная река Усёк - течёт с севера на юг, из горных ледников Джунгарского Алатау.



***)Река Или пересекает загадочную Илийскую \Кульджинскую\ долину

    с востока на запад. Истоки в горах, недалеко от Хан-Тенгри,

    символизируя союз трёх государств: Китая, Казахстана и Киргизии,        призывают к Единству..

    Река Или из горного озера, находящегося в Китае, следует в озеро-море   

    Балхаш.



****)"40 лет Октября" - знаменитый колхоз-миллионер, председатель 
которого  Николай Никитич Головацкий, прославил его на весь мир! Земляки
 и поныне чтят память этого замечательного человека и гражданина.

 

*****) До 19 века сюда \в Центральную Азию\, в т.ч. в Кульджинскую \Илийскую/ долину, европейцам путь был закрыт -

"под страхом смертной казни". А нам посчастливилось

 жить в этих сакральных краях, чувствовуя себя в

 необычайно возвышенном состоянии. Нечто происходит

 в природе невероятное!..



........ Это место так просто не найти! Но если соберётесь в Жаркент - 
 спросите про него и Вам бывалые подскажут. В рубрике "Фантастический
Казахстан" новая история о красивейших, необычных и загадочных местах.



.....Марьям Ниязова -звеньевая колхоза "40 лет Октября". Алдабергенов
Нурмолда (которые здесь не упомянуты) - председатель колхоза " 22-го
партсъезда\ТАЛДЫ-кУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ\, дважды Героя соцтруда.

    1


Это - Земля в миниатюре...

         Из 14 климатических зон - здесь их 12.

         Соответственно, и почти все природные чудеса света.

         "Восьмое чудо света или Рио-де-Жанейро по-казахстански"...

            8 чудо света - смотреть онлайн...



Местечко под Жаркентом! 8 чудо света

kivvi.kz›watch/yr9sj71wccd0/



Красивые места! Где бы нам ни приходилось путешествовать, когда знакомимся с людьми, они оказывается, жили или приезжали в Жаркент. И называют
долину Илийскую волшебной. Климат здесь тоже замечательный!
---
 "Что можно сказать? Много думала об этом,- повторила она.- Видела людей и хороших и плохих среди разных национальностей. Когда нашей семье было трудно, нам помогли реально семьи с Дальнего и Ближнего Востока - советские корейцы и евреи. И благодаря им мы выжили. Говорю это с чистой душой - так было!

Как мне не любить этих добрых благородных людей?- сказала она.- Сама я выходила замуж за украинца, кто теперь мои дети по-национальности, самые любимые, и кто теперь моя родня? Мои вторые папа и мама очень любили меня, просто боготворили. Хотя когда впервые увидели меня на фото, спросили у своего сына: она хоть русская? А будущий муж старался быть только всегда на моей стороне, не признавая их диалекта "гырканья" - как он говорил.

Когда сейчас во мне бушует кровь, видя происходящее в мире, я ощущаю себя гражданином мира, всех люблю, таких необыкновенных, чудесных, неповторимых и прекрасных людей - с ними я всё - а без них никто. (О тех дефективных 2% преступных элементов у меня противоположное мнение - они больны, им нужна помощь)...

Когда в юности в Москве я встречала на улице толпы разноплеменных людей, они принимали меня за южанку и пытались говорить со мной на своих языках. Когда я заболела, врачи сказали, что, мои руки гимнастки и пианистки нужно держать в тепле, хотя контрактура Д. больше присуща жителям Скандинавии, хотя открыл её француз. Когда я что-то хорошо делаю, меня спрашивают: "А кто ты по-национальности?" Мне ближе юг я обожаю жару и мне снятся караваны верблюдов, бредущие по пустыне, я ощущаю себя сильной, смелой, независимой и даже очень богатой, хотя мне,- чем скромнее, тем лучше! Вот недавно вечером шла я по улице, в простой одежде, вокруг идут люди, разные, но, слава Богу, никто не обращает на меня внимания, а уже темно. Решила пройти другой дорогой, и вместо того, чтобы идти левее, пошла правее. И получилась, что значительно отклонилась от пути среди громад домов и непонятно как проложенных улиц, забрела незнамо куда, почти никого нет. "Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой!" И спросить почти некого. Поскользнулась, упала в снег и рада, что никто меня не видит. Каких там национальностей кто идёт, неважно. Сама поднялась, вышла ближе к другим домам, спросила, куда идти. Мне показали. В темноте не видно, кто они, какой цвет их кожи, европейцы они, или азиаты, а может африканцы?

Душой я русская. - "Вся эта бизнес-машина войны прекратится тогда, когда мы все, Земляне, перестанем делиться на славян, неславян, арийцев, сирийцев, и т.д. и т.п."

---

Хуэйзў Бо - Дунганская Газета
;2012 год/ Мечеть в Жаркенте. ...