Апостолы. 1. 13. Расставание

Евгений Прохоров-Гашев
   Когда в просиявшей мгле на вершине горы появился Назарет, утопающий в зелени садов, то синего неба стало, как буд- то, еще больше, а нагромождения белокаменных домиков так мило перекликались с огромными кучевыми облаками , что глаза Иосифа засветились радостью и стали зорко выискивать свое оставленное  два года тому назад жилище, - тогда он и беременная Дева Мария, в окружении родственников, отправились в Вифлеем на перепись .
   Обрадованный еврей даже не заметил, как идущий впереди охотник отступил в сторону и, пропустив вперед Святое Семейство, повернул обратно.
   Когда Иосиф, ведший за собой груженого тюками осла, спохватился и оглянулся, то увидел, что Мария с Младенцем Иисусом стоят, держась за руки, и молча смотрят вслед уходящему Идумею.
   Иосиф бросил осла и запоздало побежал за ним, но охотник, буд-то растворился в воздухе.
   Раздосадованный Иосиф хлопнул себя по бокам и без сил опустился на придорожный камень. Достав из-за пояса очень хороший нож, который намеревался подарить Идумею при расставании, он сокрушенно покачал головой:
   - Ну что за дикий человек! Столько добра сделал нам и ни подарка на память не взял, ни простился. - " И вовсе они не злые, эти идумеи..."- Но вспомнив царя Ирода, тоже идумеянина, опять досадно крякнул и решительно махнул рукой, как бы отсекая этим все думы и воспоминания.

   Идумей долго стоял и следил из-за укрытия за поспешающим в Назарет Святым Семейством. Большей частью черные глаза его сводились на фигурке Младенца, уже твердо семенившего по дороге.   Идумей вспомнил первые шаги Иисуса,  когда Иосиф посетил однажды ближайший египетский городок; он взял тогда с собой Марию и Младенца, чтобы не оставлять их одних дома, - в крохотной пещерке, которую Иосиф сам вытесал в податливой известковой скале. Еврей, вообще ,старался не общаться ни с кем в чужой стране, лишь изредка докупая кое какую одежду и продукты питания, расплачиваясь золотом волхвов, - для этого он аккуратно отламывал кусочки от золотых пластин, точно рассчитывая, что он сможет купить.
   Идумей издали всегда сопровождал Их. И вот сели Они  отдохнуть в тени  под деревом. Иисус поначалу ползал по расстеленной на земле ткани, а потом вдруг встал и смело пошел. То-то было радости!  Удивительны первые шаги человека, - столько чудесного восторга они приносят близким людям, как буд - то в этом есть некий сакральный смысл...

   Идумей поднял глаза к небу. Там в самом зените кружила хищная птица, - это настроило охотника на деловой лад: он оглядел местность, выбирая, куда пойти. Теперь он принадлежал только самому себе, что совсем не радовало его.
   Идумей мягкой звериной поступью зашагал куда глаза глядят, а глаза его умело выбирали такой путь,  чтобы оставаться для всех незамеченным.
   В голове его забродили воспоминания... Детство. Эдом захвачен Иудеей. Идумеян, где миром, где насильно обращают в иудейскую веру.
   Еще дед увел свою семью в горы. Отец тоже твердо придерживался старых языческих нравов, но иудейские солдаты нашли и убили отшельников, и только маленький Идумей сумел спастись и выжить в одиночку в горах. Как ему это удалось, -  одному Богу известно.
   Юношей Идумей познакомился с царем Иродом, который тайно прибыл в дикие места Эдома на лечение от последствий колдовства Хасмонеев.
   Когда Идумей овладел ремеслом врачевания? - он и сам не знал. Собирая травы и коренья, он каким - то звериным чутьем понимал, что с ними нужно делать.
   Когда шепотом, когда молча охотник просил духов , - а их он не только чувствовал повсюду, но порою и видел воочию, -  просил о помощи иудейскому царю,  происхождением идумеянину.  И духи помогли.
   Скоро Ирод поднялся на ноги и увез с собою в Иудею Идумея. Охотнику не нравилось быть при царе. Ирод с уважением отнесся к его пожеланию и разрешил Идумею жить в уединении на горе Исраим. Лишь изредка они встречались, когда Ирод желал отдохнуть от государственных дел на охоте.
   А потом Ирод приказал Идумею убить волхвов... Идумей выполнил бы приказ царя и доставил Младенца во дворец, если бы не следующие события...
   В день Рождества охотник сопровождал волхвов, видел вместе с ними на ночном небе путеводную звезду, которая привела их к одинокой скале в поле, где они нашли в пещере , в яслях для скота ,новорожденного Младенца , а рядом Матерь Его и Иосифа, и других родственников Их, прибывших в Вифлием на перепись.
   Уже само это чудесное Рождество, которое было обставленно поистине волшебными действиями, стало для охотника поворотным моментом.
   Всю жизнь свою Идумей прожил, как во сне, не задумываясь, для чего он живет. В детстве просто выживал, потом наблюдал окружающий его мир. Он так органично слился с природой, что понимал не только поведение зверей и птиц, но и атмосферные явления. Он являлся частью этого большого единого организма - природа.
   Но потом в его жизни появились люди. Он иногда встречался с ними в своих скитаниях по горам. Его боялись, как дикаря, - получеловека, полузверя. Но однажды он познакомился с царем Иродом и его людьми...   Они настойчиво искали с ним сближения и просили помочь царю. Идумей помог, и Царь  мягкой силой увез его с собой.
   Идумей сам сторонился общества людей, - оно было для него чуждым, враждебным. Для чего Ирод держал его при себе,  Идумей не понимал, пока не получил приказ убить волхвов и доставить во дворец Младенца, - стало быть , он был рабом своего господина и оставался им всегда,  даже тогда, когда спас  Ирода во второй раз от неминуемой смерти во время покушения на него, - тогда на охоте подкупленный Хасмонеями телохранитель пустил в "тело", которое он должен был охранять, смертоносную стрелу , и только брошенный Идумеем легкий, но прочный кожаный щит спас царя Ирода от неминуемой смерти.
   Но, когда Идумей стал думать о Младенце, он стал замечать в себе великую ответственность за что- то очень важное, ощутил в себе иные силы, иную суть, как буд- то соединился с Небом.
   Его уже не удивляло, что такие ученые люди, как волхвы, пришли издалека, чтобы чествовать Младенца, что даже сам царь Ирод убоялся Его и стал искать, чтобы убить, - ведь Он был Другой, в Нем жила Большая Добрая Сила,  обнимающая всех Любовью так, что и волхвы, и  простые пастухи,  и ангелы, объединившись, славили Его Рождество.
   Поэтому Идумей решительно отказался помогать царю Ироду и первое, что он сделал, - спас волхвов от смерти, выведя их из Палестины, используя в дороге свою царскую охранную грамоту, а потом вернулся и увел в Египет Святое Семейство, - тогда было ему во сне откровение, где искать Их в Иерусалиме.
   А как он оберегал Их в дороге!  Удивительно, но Идумей не повредил ни одного разбойника, покушавшихся на Них. Господь устроил так, что хватало лишь предупредительных выстрелов из лука, но как-то случилось все же явное чудо...
   Охотник замешкался позади, и Святое Семейство попало в засаду. Идумей не успевал на выручку. Чтобы быстро и громко привлечь внимание на себя, он взбежал на пригорок и что- то прокричал. Следом раздался гром, и грабители в ужасе бежали. Позже Иосиф рассказал, что Они видели огромного грозного Ангела, который прогнал напавших на Них разбойников...

   Под вечер охотник расположился на ночлег. Он развел огонь и освежевал добытого днем горного козла.
   Поужинав, Идумей лежал на спине и смотрел в распахнутое звездное небо.По его щекам катились жгучие слезы благодарности, - он думал о Святом Семействе. Думали о нем и Они. И одинокому дикому охотнику было от этого так хорошо и спокойно, как никогда в жизни...