10. Лилия Михайловна

Тамара Белова
СЧАСТЬЕ  БЫЛО,  ДА…
 
     Позволю, себе начать на сей раз с анекдота.
Когда я работала в управлении комбината, то в то время по управлению ходил анекдот:
-Кто работает в управлении?
1. Жоры- жёны ответственных работников комбината.
2. Доры - дочери 
3. Лоры-любовницы 
4. Суки – случайно уцелевшие кадровые инженеры.
Да только какой это анекдот? Так оно и было. Так вот дама, о которой я поведу свой рассказ, относилась к первой группе, а я к последней. Когда пронырливые дамочки вынюхали, что у меня нет покровителя, то при первом сокращении от меня избавились в угоду одной Доры.
К слову, меня мало кто замечал, и награждали знаками внимания свысока. Теперь мне стало удивительно, что эти самые Жоры и Лоры вдруг стали замечать сейчас и даже в гости приглашать.
И так эта повесть об одной из них.

                Лилия Михайловна.
    Звонок и я у неё в гостях. Пошла из любопытства: как же живут теперь жёны бывших ответственных работников. Она живёт теперь не в коттедже, а в коммунальной квартире, но в элитном доме. Обстановка в квартире от той прежней жизни. Хотя не модная, по современным меркам, но довольно приличная. В серванте дорогие сервизы сохранились. Много хрусталя - мода тех времён. Много цветов, даже слишком.

    Сблизились мы с ней в бассейне. Плавали, а потом дорога у нас была в одну сторону. Разговаривали, а я часто люблю к слову прочесть стих. Ей это понравилось и она каждый раз, когда мы шли по дороге по домам, просила прочесть. А меня и просить лишний раз не надо, я очень люблю обновить в памяти какой- нибудь   стишок. Я ей читала и поэмы. Вот так у нас завязалась дружба. Правда, это громко сказано, но всё, же она мне симпатизировала и поэтому пригласила к себе.

   Передо мной сидела пожилая дама. Несмотря на то, что ей уже восемьдесят восемь лет, она не выглядит старухой. Спина её прямая и угадывается прежняя её красота, и даже величавость. Только от прежней косы- красы, на макушке был маленький узелочек седых волос. Да и вся она была маленькая.
-Вот похоронила всех своих мужчин, и осталось от меня совсем немного. Вот теперь только смотрю на их фото и плачу. Над старинным комодом были просто приколоты разных размеров фотографии мужа, сыновей, внуков. Сама не могу оформить как следует, а попросить некого.

   Но  видно, что это непростая женщина, а знающая себе цену. Я ей сказала, что она в  большие года по-прежнему хороша. Тут она оживилась и стала мне показывать фотоальбом.
- Вот это мне семь лет, а вот восемнадцать и так далее. Вот портрет и на нём такая дама величавая. Косы вокруг головы. Это же такая редкость.
-Ты знаешь, как я устала от них, как только окончила техникум, то тут же обрезала косы и ушла, даже не взяла их.
-Лилия Михайловна, вы, наверно, прожили счастливую жизнь.
-Да, ты права, я с детства была баловнем в семье. Отца не стало, когда мне было семь лет. Остались одни женщины: мама, две бабушки и мамина сестра. Я маленькая, для них забава. Одевали меня красиво. На каждый праздник новое платье.
 
 -Мы жили не далеко от Москвы. Как началась война, мы переехали на Урал. Во время войны меня всячески оберегали, хотя я знала, что они свой кусок для меня отдают. После школы окончила техникум и работала на станке токарем. В войну мне пришлось работать на токарном станке.  Я вытачивала детали для фронта.    Позже работала в конструкторском бюро чертёжницей. Была комсоргом. Однажды вызвал меня директор и пригласил ещё одного комсорга из другого цеха. Директор что-то нам говорил, а мы не сводили глаз друг с друга. Как искра пробежала между нами и разожгла огонь в наших сердцах. Так мы прожили больше пятидесяти лет. Муж имел высшее образование и был всегда при высоких должностях. В Качканаре он тоже возглавлял крупный отдел в управлении комбината. Так что мы работали всегда на одном предприятии. Только ответственная работа она же проходит через сердце. Надорвал он своё сердечко.

-Вы, конечно, счастливы были в браке?
-Если сравнивать с другими семьями, то, разумеется. Только всё это относительно. Муж был могучего телосложения, симпатичный, образованный. Очень ласковый и щедрый. Бабы на него  просто вешались. Я знала всех его любовниц. Он и не скрывал.
- Лиличка, но что ты меня к ним ревнуешь, ну женщина одинокая, очень ей хочется мужского внимания. Ну не устоял,… прости. Я же к тебе пришёл. Приходил  после с букетом роскошных роз или с подарком. Как бы я не шумела, хватал меня в охапку и засыпал поцелуями до тех пор, пока я не сдавалась. Не знаю, счастье ли это? Объехали мы с ним почти всю Европу. По направлению правительства долго жили в Германии. Знакомы были с членами правительства, в частности, с Берией. Вернулись из Германии богатыми людьми. Нам хорошо платили. После ездили по путёвкам во многие страны. В Крым ездили на своей «Волге».

    Я никогда ни в чём не нуждалась, всё у меня было, чего я хотела. Только горе меня на старости лет не обошло. Муж ушёл в мир иной, а за ним  и оба сына.  Сыновья были, высокие, статные. Оба умные, работали директорами на крупных предприятиях. Да вот ушли в мир иной вперёд меня. Оставили мне четверых внуков, а теперь уж семь правнуков. Внуки все получили высшее образование. Правнуки тоже учатся в институтах. Меня, конечно, не забывают, только живут в других городах. Я сейчас совершенно одинокая, даже помочь мне здесь некому. Наверно, это плата за то, что раньше я горя и бед не знала. Видимо, так Богу угодно, за всё надо платить.

      Что можно сказать на её рассказ?  Женщина купалась в любви и ласке с детства. Нет, выводов я не буду делать, оставлю для размышления моим читателям.

     Заключение к повести о судьбах женщин: я так думаю, что понятие о счастье относительно. Да и поэт  Эдуард Асадов о счастье тоже сказал:
           ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлечения -
Все острые ощущения.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И, трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
31 января 2016