Скелет в платяном шкафу. Абстракции

Канаян Сюзанна
Если вас спросят: «Что вы думаете про черный квадрат Малевича?» Вы скорее всего не сможете дать однозначный ответ. Если тот же вопрос будет касаться работы Микеладжело «Сотворение Адама», то однозначно ваш ответ: «Это шедевр!». Все потому что наше с вами восприятие базируется на реальности. Чем реальнее изображен объект - тем он понятнее. Но главная задача художественного произведения - передать смысл.

А вот для прочтения смыслов абстракции нужен целый букварь.

Естественно каждый художник наделяет своё произведение индивидуальными известными только ему буквами. Но есть что-то объективное в изобразительном языке, а именно композиция. Композиция - как латынь для врачей.   Она лежит в основе любого художественного произведения. Её можно представить в виде абстракции. Любое художественное произведение можно обнажить до её скелета - абстракции.
На рисунке представлено учебное задание по сохранению формы.
Что вы можете сказать про данную работу? Помимо перечисления изображенных объектов: квадрата, прямоугольников и дуги.
А вот что можно сказать, если уметь читать изобразительный язык.
Данная абстракция несет в себе большую силу. Динамичный прямоугольник, в котором находятся изображенные объекты, раскрывается подобно панораме. Панорамный вид усиливается центральной горизонтальной линией. В точку центра устремляется вертикаль прямоугольника, которая посредством оверлепинга скрывается за квадратом. Таким образом, объединяется вертикаль и квадрат. Но квадрат, немного смещенный влево, вертикальная прямая, которая прижимается к нему - создают статичный эффект. Поэтому нельзя сказать, статична ли данная композиция или динамична. По этой причине глазу трудно воспринимать эту абстракцию. Можно сказать, что в данной композиции доминирует левая сторона, потому что узкое расстояние между квадратом и вертикальной прямой создает сильное энергетическое напряжение. Какие силы возьмут вверх? Ответа на этот вопрос мы не можем знать, потому что линия замерла. Художник не предал её динамичного движения, зато в ней одной напряжение всей композиции. Странный парадокс. В ней напряжение - но в первую очередь мы обращаем внимание на диагональ прерывающуюся в центре. Диагональ имеет меньший вес, большую скорость, центральное направление, движет справа налево - а это тоже весомый аргумент. Но не она главная. Не она изюминка абстракции.  Представьте себе ситуацию. Вы смотрите из окна, как вдруг в вас летит выпущенная стрела из соседнего дома - первое что вы чувствуете холод и полное отсутсвие какого-либо веса и напряжения - это состояние длится долю секунды пока вы не находите что-то более устойчивое за чем можно было бы спрятаться - это может быть стена, в этот момент - стена берет на себя главную роль, главное значение и напряжение. Вот именно поэтому эта композиция несет в себе большую энергию и силу. 

Спрашивается, чем эта информацию может помочь в жизни?
Думаю, от стрелы соседа-лучника можно было спастись и без этих знаний. Абстракция - как и любое наше действие, отражает реальность и наделено смыслом. Это наша реальность. Где то, что бросается на первый взгляд отнюдь не самое важное.