Глава 39

Галина Зарудная
Радио молчит. И вообще кажется, не происходит никакого шевеления в доме. Вялое утро вторника, или понедельника, или любого другого безотчетного дня, затерянного в старом календаре на гвоздике.
У бойко полыхающего всю неделю небесного прожектора сегодня сели батарейки – ни одному лучику не осталось места для лазейки в просторную хмурую комнату.
Мама поставила сытный завтрак на стол, до которого у Леры не созрело охоты этим утром... Оно и понятно! Тут в пору жрать гвозди, запивая смолой, давясь безысходностью и смятением.
Мы марионетки в руках судьбы. Каждому она раздает роли: кто-то становится трусом, а кто-то героем....  У нас у каждого ведущая роль, но сценарий и декорации задает судьба.
Какой бы шанс она нам не сулила, как бы щедра не казалась, но ты ничего не достигнешь без усилий...

Лера размышляла о том, что слишком резко стала взрослой, что нельзя взрослеть так стремительно. Это именно то, что переживали позже ее дети, то, что она не смогла в них увидеть, помочь им остаться детьми, учиться, ошибаться, принимать решения...
Но она сама не училась на своих ошибках. А слепой для слепого – хреновый поводырь!
Проблема взрослых – в спешке. Они вынуждены все решать без промедления, независимо от того верно это или нет. Ответственность, мать ее!
Но  – некогда витать в эмпиреях. Нужно готовиться к новому дню.
Валерия умылась, почистила зубы, заплела косу и стала одеваться.
В своей комнате родители около получаса что-то обсуждали. Подавив неприятную убежденность, что говорили именно о ней, Лера с деланным равнодушием перебирала книги на полке, пакуя школьную сумку.
Когда родители вышли из спальни в коридор, она обернулась, поглядела на них через открытую дверь и чуть не выпустила сумку из рук.
Мама надела свой новый костюм, тот, что сшила для нее ее талантливая дочь. Волосы красивыми завитками спускались на плечи. Шелковые чулки и небольшой каблук придавали особую стройность ее ногам. Валерия учащенно задышала. Грета Гарбо лучших времен! Ничего общего с затравленным сутулым бухгалтером в бесформенном жакете, с нелепым узлом на затылке. Даже глаза казались ярче и больше, – такие же в точности как у Леры – цвета корицы. Лицо выглядело молодым, румяным.
Отец в парадном костюме майора. У Валерии защекотало под ложечкой. Он не надевал его с тех пор, как ушел в отставку!
Господи, какая красивая пара, подумала она, с трудом удерживая прилив эмоций. Что значит видеть их такими! Молодыми, красивыми!
С силой прикусила губу, думая, что это поможет. Книжные герои всегда поступают так, чтобы совладать с чувствами. Фигня! Не работает. Нос уже сделался мокрым.
Возможно отец успел понять это, расколол напряжение:
– Ты готова?
Она кивнула.
– Тогда пошли.

* * *

Машину он заводил редко. Не возникало потребности. Мама предпочитала ездить на работу автобусом – так экономичнее. Валерия даже забыла, что у них есть новенькая красная «Лада». Это, само собой, не «Бентли», не «Мерседес» и даже не «Тойота», но все таки это машина. Как можно иметь машину и не пользоваться ею?
Она ничего не спрашивала, доверившись отцу, но все выглядело так, словно их пригласили на банкет, а не на воспитательный час к директору школы.
Чувство, что ее перемололи беспощадные жернова все еще не покидало, страх перед будущими испытаниями лишал амбиций. Но в тоже время – что-то дикое, жгучее рвалось из скважин души, наполняя решимостью идти вперед во что бы то ни стало.

Как будто они участвовали в кино. Вот въезжает в кадр машина, вот они выходят, вот идут – почти торжественно: отставной майор в мундире, Грета Гарбо, и девушка невысокого роста, резиновыми шагами плетущаяся рядом – коса на плече, веснушки на носу, пышущие щеки.
В школе прохладно. Но воздух спертый. Лера потрогала воротник – блузка расстегнута на две пуговицы.
Она провела родителей к кабинету директора, и когда собиралась войти, папа повернулся и сказал:
– Ступай на урок.
– Но...
– Тебе здесь не место. Воспитывать будут нас, забыла? – и неожиданно подмигнул. Пока Лера приходила в себя, родители уже исчезли за дверью приемной.
Загремел звонок где-то прямо над головой. Она прижала нос к двери. Ничего не слышно.
Подождала. Поскребла засохшую капельку белой эмали на ручке. Машинально потянула ручку на себя.
Образовалась совсем тонкая щель, пахнуло бумагой. Затем показалась полоска боковой стены. Стало видно крошечную часть приемной, часть двери в кабинет директора. И когда дверь уже открылась наполовину, Лера поняла, что секретарши нет на месте, – и быстро вошла.
Голоса практически неразличимы, только приглушенный гул. Это папа говорит, без сомнения, – его чистый глубокий голос никогда не повышался, но когда было нужно – звучал очень твердо.
Она прижала ухо к двери. Все равно не слышно. Вспомнила, что там двое дверей. Очень осторожно приоткрыла одну и тихо подтолкнула вторую. Зазор не больше швейной иглы.
Голос папы:
– Наталья, встань на минуту. Я хочу, чтобы вы посмотрели на костюм. Валерия сшила его на этих каникулах. Вы, конечно, могли бы усомниться, и лично ей на слово не поверить, ведь далеко не каждая школьница сумела бы так. Но мы здесь, и можем это подтвердить. У нашей дочери большие способности к шитью...
Что-то шаркнуло у двери приемной и Лера быстро выпрямилась, поджидая в любую секунду появления секретаря. Прикрыла дверь и уселась на стул под стенкой. Но никто не входил. Поглядывая на часы и выбивая неровные ритмы подошвой о ножку стула, она выждала несколько вечностей, и снова вскочила, влипла в дверь.
– ... дисциплина желает лучшего, – сообщал директор.
– Дисциплина основывается на понимании того, кто ты есть, чему подчиняешься. Другими словами, какая на тебе ответственность. Первый принцип здесь – соблюдение морали! Вам, конечно же, это известно. – Тон отца оставался ровным. – Это психологические качества, которые прививаются старшими по уставу, в том числе – наглядным примером. Это уважение личного достоинства подчиненного, умелое сочетание мер убеждения, принуждения и воздействия коллектива. Особенно последнее...
– Вы правы. Но педагогическое воспитание несколько иное... – директор попытался его перебить, но отец продолжал:
– Нисколько. Давайте сравним. Чем отличается примерный ученик? Тот, родителей которого не приходится вызывать в школу. Я говорю сейчас не про успеваемость, не про оценки, как вы поняли. Так что же такое – примерный ученик? Он тих, покладист, беспрекословно исполняет заданное? Верно?
– Верно...
– Он понимает, что хорошее поведение даст ему если не самый высокий балл, то хотя бы проходной. За этим следует переход из четверти в четверть, из класса в класс. И так далее. Верно?
– Верно...
– Так же выполняется служба. Самые лучшие показатели отнюдь не физические. Но знание устава и способность четко исполнять указания – залог успешной службы. Как видите, между учеником и солдатом особой разницы нет. Более того, дисциплинированный ученик – это в будущем дисциплинированный солдат. Вы согласны со мной?
– Согласен...
– Вот видите. Представьте теперь, что капитан, которому поручено воспитывать юных орлов, собственным строгим примером демонстрировать волю, направлять и курировать – сам нарушает правила. К примеру, поощряет рядовых, способных принести ему некую материальную выгоду и унижает способности других, хотя они могли бы пригодиться службе. А в тех случаях, когда солдат умеет поддержать сослуживца, подставить ему плече и не бросить, что достойно награды, выставляет его пример как нечто позорное... Вы представляете, что это за армия? Заслуги куплены, капитаны нарушают устав, мужество и доблесть не в почете, мораль искривлена... Кому защищать родину? Но, к счастью, над капитаном всегда есть майор, а над майором... В общем, дисциплину формирует весь состав. А если проблемы возникают у состава, существуют целые министерства, способные исправить ситуацию.
Возникла тишина. Лера прижала руку ко рту, чтобы не выругаться вслух. Правду говорят, бывших майоров не бывает. Вот вам образец чина и строгости. Она вообразила побледневшее, покрасневшее, и, в конец, поголубевшее лицо директора. Произнесенная речь служила молотом, ударившим по всем слабым местам работы его коллектива. Военный пример не нуждался в переводе. Линия ясна. И к такому разговору директор точно не был готов.
– Но... – губы его как будто дрожали, мешая ему связно выражаться. – Вы имеете в виду... У нас приличная школа, мы стабильно занимаем четвертое место по успеваемости, это не так уж плохо среди десяти школ. Мы стараемся, и я верю, что скоро займем как минимум второе, а то и первое место. Конечно, не все идеально... Но преподаватели, уверяю вас, делают все от них зависящее. А что касается примера... У капитана есть выдержка, – он хохотнул, – я помню, помню свою службу... А преподаватели женского пола, ну, сами поймите... Это же подростки... Они спорят, срывают уроки... И кто, если не родители, способны контролировать их поведение?
– Вы говорите про разные уровни воспитания. Родители воспитывают личные качества, школа – социальные. Они связаны, бесспорно. Плохой пример родителей гораздо пагубнее, но это не снимает ответственность с педагога. Ведь если ребенка еще и в школе ничему не научат... Вы меня понимаете. Строгость – это хорошо, но не тогда, когда она переходит в грубость. Учитель должен быть справедлив, и не забывать какова его миссия. Вы правы, это подростки. Но кто же еще, если не мы с вами? Уж если мы нарекли себя родителями, а вы – педагогами. Это наше обоюдное дело. Мы подарили обществу человека, а общество должно помочь ему занять свою нишу.
– Я с вами совершенно согласен! Да-да-да... Вы так хорошо сказали! Почему вы не состоите в родительском комитете? Я уверен, вы могли бы вдохновить и наших учителей...
– Я подумаю о вашем предложении. Если здоровье позволит...
– Да-да, простите, я забыл, Валя говорила об этом... Что ж... кто не пробует курить в ее возрасте? Будем честными. К тому же ее подбили эти мальчишки! Сомневаюсь, что она решилась бы на это сама... Про способности модистки я рад слышать, но, кажется, возникло недоразумение с учителем, либо я не до конца разобрался... В остальном тоже разберемся. В общем, мы вас позвали только затем, чтобы убедиться, что все под контролем.
– Классный руководитель говорила об исключении.
Снова неловкая заминка.
– Это... это она сгоряча, поверьте. Очень близко к сердцу принимает. Какое исключение? Оценки хорошие... До сих пор и поведение не хромало. Речь идет только про воспитательную беседу.
По звуку Валерия догадалась, что они все дружно поднялись. Директор пробежался с ними до двери, потряс отцу руку.
– И все таки было бы замечательно, если бы вы смогли принимать участие в родительском комитете...
– Я не обещаю, но приму к сведению.
Лера, наконец, опомнилась. Рванула от двери так быстро, что ударилась головой о косяк, – в глазах засеребрило. Почти вслепую, выставив вперед руки, выскочила в коридор. Там, над головой снова загромыхал звонок.
Все еще ловя глазами искрящиеся снежинки, частично оглохнув, она не смогла сориентироваться, куда ей бежать дальше. Черт. Это, выходит, они говорили о ней целый урок!
Ручка двери воткнулась ей в спину, она испуганно отпряла.
Кто-то охнул, это оказалась мама. Лера почти забыла, что она тоже здесь, она не проронила при беседе ни слова.
– Валь? Ты что тут?
– Урок закончился.
– Так скоро?
– Угу.
За ней вышел отец.
– Я же просил не пропускать уроки, – напомнил он.
– И все таки... – веско шепнула она, – я должна была знать...
– Я почти не сомневался, – кивнул он и приобнял жену за спину. Коридор очень быстро заполнялся, они не спеша спустились вниз, Лера проводила их на улицу.
– Он решил, что ты обратишься куда-то с жалобой?
Отец пожал плечами.
– По крайней мере о своем персонале он знает больше, чем я рассчитывал. Это радует. Не люблю обсуждать чьи-то недостатки.
– Ты прям настоящий полковник, пап, – заулыбалась Лера, но он строго посмотрел на нее.
– О чем это вы там шепчитесь? – спросила мать. – Сейчас прозвенит звонок, а ты еще на улице, беги в класс!
Лера попятиться обратно ко входу, хитро подмигивая:
– А вы в ресторан! Немедленно!
– В своем уме? – Мать покачала головой. – Вот ребенок.
– Немедленно! – повторила Лера. – Вы самая красивая пара на свете!
– Ты это слышал? Вот подлиза, – засмеялась мать.
– Ресторан!
– Не волнуйся, мы сами решим, как время провести, – махнул отец. – Ступай на урок, задира!
Чуть не спотыкаясь от нахлынувших чувств, Лера развернулась и побежала в школу.




Читать дальше (Глава 40): [url=http://www.proza.ru/2016/01/31/1871]

©"Последнее желание" Г.Зарудная