Первая пятилетка - становление

Леонид Сунгоркин
ПХ: Уважаемый Леонид Сергеевич, вчера прошли выборы нового руководителя организации, которую Вы создали. Общественность интересуется, не покинете ли Вы организацию? Некоторые даже шутливо спрашивают, не связано ли это с уходом на пенсию, а может, Вы идете на повышение?

ЛЕОНИД СУНГОРКИН:  На пенсию мне уж точно рановато, повышать меня некому, я бы хотел сказать, что данное решение о выборах нового президента продиктовано той задачей, которую изначально ставила наша организация — это консолидация коренных малочисленных народов, проживающих в г. Хабаровске. Общественность должна понимать, что г. Хабаровск — это уникальное место, где когда-то было нанайское стойбище Бури, и исторически именно нанайцы считают эту землю своей, родной. Но в настоящий момент мы видим, что в городе Хабаровске проживает 148 национальностей, и для всех них Хабаровск стал тем местом, где они живут, работают, учатся, создают семьи, рожают детей, занимаются бизнесом, ведут общественную деятельность. Мы, коренные нанайцы,  помним рассказы своих бабушек и дедушек о том, что когда-то здесь стояла тайга. И там, где сейчас Амурский и Уссурийский бульвары, текли речки, а на утесе, где сейчас стоит памятник графу Муравьеву-Амурскому, когда-то и зародился нанайский народ. Но, к сожалению, многие люди об этом не знают, и поэтому нам, городским нанайцам, выпала такая непростая задача заявить о себе, напомнить всем народам, живущим здесь, что они не просто живут в 600-тысячном городе, со 158-летней историей, а что история этого священного места для нанайцев уходит своими корнями в далекое прошлое. И забывать об этом нельзя не только нам, хабаровским нанайцам, но и всем живущим на этой земле. Мы осознаем тот факт, что другие коренные малочисленные народы, проживающие в Хабаровском крае, тоже не сидят на месте в своих национальных селах, а так же, как и многие другие, стремятся в город, где есть работа, условия для учебы, где сосредоточена культура в нашем традиционном понимании. Многие коренные жители, переехав в Хабаровск, вряд ли отдают себе отчет, что они едут в нанайское стойбище, к своим соседям, которых с ними связывает общая история Приамурья, культурные, духовные и родственные связи. Но, приезжая сюда, коренные народы не находят той культуры, которая может быть лучше сохранилась в местах их компактного проживания. Многие приехавшие в Хабаровск обладают уникальными знаниями традиций, мастерства, культуры, и хотели бы и дальше, несмотря на оторванность от родных мест, продолжать культурно общаться со своими соплеменниками, городскими аборигенами, другими народами. Одной из наших основных задач было возрождение культуры нанайцев, проживающих здесь, в Бури, исконно, и по возможности, вовлекая в процесс другие коренные народы, мы хотели показать нашим братьям и сестрам, что мы не думаем только о себе, и что остальные нас не волнуют, а мы самые древние, самые уникальные. Наоборот, мы создали такую площадку для общения, и театр аборигенов и метисов Приамурья «Бури» показал, что начиная с нашего первого названия — нанайский театр, мы в короткий промежуток времени должны были отказаться от него, так как в театр пришли нивхи, ульчи, удэгейцы, русские, украинцы, белорусы, а также метисы, которым мы уделяем большое внимание. Ведь и у метисов есть проблемы, в том числе и в национальном определении. Метисы, на наш взгляд, это отдельная категория жителей в г. Хабаровске, которым,  необходимо создать свое сообщество, где бы они, также как и коренные народы, активно включились в работу и отстаивали свое право на национальное определение. Я это говорю не просто так, потому что я сам метис, хотя и не люблю это слово, потому что это определение, в котором уже заложен унизительный контекст. Но так  как я воспитывался в нанайской среде, мне очень дорога нанайская культура, и я с гордостью говорю, что я городской нанаец. Поэтому я не собираюсь никуда уходить из организации, я просто даю возможность другим наиболее талантливым и достойным, по мнению большинства нашей организации, взять на себя роль лидера и полноценно включиться в работу. Я очень рад, что вторым коренным народом, который о себе очень ярко заявил о себе в Хабаровске, именно — нивхи с низовья Амура. Произошло такое историческое объединение двух народов, которых когда-то называли гольдами и гиляками. На II съезде я, обращаясь к членам нашей организации, сказал, что нам выпало тяжелое непростое время — время становления нашей общественной организации, надо было обладать  верой в то дело, которое мы начали, чтобы не погибнуть в первые годы. Но именно родная земля не давала покоя, и порой во снах я видел, что старые нанайские шаманы просят меня быть более целеустремленным, не сдаваться ни в коем случае. Идти только вперед к намеченной цели, чтобы все, кто живет в Хабаровске, вдруг для себя сделали открытие, что мы живы, мы живем, мы будем жить на нашей земле.  Мы хотим помочь нашему городу, городскому сообществу измениться, начинать ценить историю коренных народов, бережно и уважительно относиться к культуре. Для нас город Хабаровск навсегда останется Бури. И может быть, люди поймут, что у города открывается и другая история, может, не совсем изученная, но так необходимая всем нам, потому как, если сравнивать с китайскими соседями, они не дремлют, они не забывают своей истории, и называют Хабаровск Боли. Когда-то Хабаровск начинался как военный пост Хабаровка. У нашего города, как и у славного города на Неве, есть не одно имя, что говорит о том, что наш город  уникален. Но без коренных жителей он просто осиротеет. Именно город должен стать центром развития и сохранения национальной культуры коренных малочисленных народов Приамурья. Для всех коренных народов  г. Хабаровск должен стать родным. Мы, нанайцы, должны проявлять особое гостеприимство, неподдельное,  следуя заповедям наших предков — помогать всем тем, кто обращается к нам. Но сейчас мы сами нуждаемся в помощи. Того Бури нет, а нового не построено. Мы сами обращаемся ко всем народам, чтобы вместе, сообща сохранить нашу культуру. Я заявляю, что нельзя жить на этой земле и не уважать коренной народ, который веками создавал свою цивилизацию. Но в силу ряда исторических событий, был вынужден измениться до неузнаваемости, более того, быть разделенным границами, и стать трансграничным народом. Не хотелось бы заострять внимание на этом факте. Мы  надеемся, что с объединением гольдов и гиляков, произойдет то, чего не ожидал никто. Нивхи впервые в своей истории начнут активно пропагандировать свою культуру в нашем городе. Нивхи — это уникальный народ со своим особым колоритом, историей, языком и происхождением. На ближайшие пять лет организацию возглавила Анастасия Кеттовна Жвания, по национальности нивх. Надеемся, что выбор, который сделали члены общественной организации, поможет нивхскому народу широко заявить о себе, о своих проблемах, задачах, которые нужно решать. Самое главное, что  другие народы, которые увидят сплочение нанайцев и нивхов, тоже захотят присоединиться к Объединению.
Я считаю, что это яркий пример того, как народы России, вне зависимости от своей численности и этнической принадлежности, идут на сближение ради общих целей сохранения культуры своих народов и сохранения культуры России в целом.

Молодежный пресс-центр «ЭтноВосток» для газеты «Пост Хабаровка» и журнала «Aborigen».