Честные венецианские куртизанки

Алина Алексеева-Маркезин
     Портрет Вероники Франко Доменико Тинторетто, по другим данным — Веронезе. ок. 1575.
 
      Часто в творчестве художников Эпохи Возрождения встречаются портреты известных куртизанок,захотелось узнать  о их образе жизни и социальном статусе.В основном мы познакомимся с условиями жизни "честных куртизанок".

      "ЧЕСТНЫЕ КУРТИЗАНКИ - cortigiane "oneste".

        Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия.

      "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.

       В конце XV века в Риме, в связи с реформой папской канцелярии, появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком учёную обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоёв римской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные.

     Только салоны знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d'Aragona, Gaspara Stampa, Veronica Franco и некоторых других, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи.

        Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи

     Об этом говорит декрет Сената Венеции от 1542 года, в котором проституткам запрещалось отделывать внутренние убранства комнат тонкими шёлковыми материями, им разрешалось использовать только обычные ткани, сотканные в городах Bergamo или Brescia.
                На самом деле, этот декрет останется мёртвым камнем, в Венеции и в Риме дома "честных" куртизанок по-прежнему продолжают ломиться от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины над кроватью с эротическими фресками на потолке.
         
                В Венеции жрицы любви помимо кошек и собак, любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года.

Парис Бордоне.Портрет молодой женщины.Музей истории искусств. Вена
         В нём подчёркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.

              В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей.

              Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.

              В 1514 году в Венеции, в связи со строительством Арсенала, местные куртизанки были обложены тяжёлым налогом.
       Венецианским куртизанкам было запрещено проживать во дворцах, расположенных на Canal Grande и посещать религиозные церемонии. Проституткам, так же как и в Риме, запрещалось иметь какие-либо отношения с евреями, мусульманами и всеми неверными. Так, в 1507 году, трёх женщин побили плётками на публичной площади за то, что они переспали с турками.

               Куртизанка Лукреция по прозвищу "Madrema non vuole" была настолько образованной и начитанной, что ее сравнивали с Цицероном, символом красноречия античности. Аретино упоминает о ней в своих Рассуждениях (Ragionamenti), цитируя Людовико – знаменитого повесу: « … она знает на память всего Петрарку и Боккаччо и массу стихов из Вергилия, Горация, Овидия и многих других авторов, огромное количество стихов на латыни …».

          Салон римской куртизанки Лукреции Madrema non vuole отличался от домов других куртизанок тем, что его хозяйка восседала на возвышающемся троне, а гости располагались на мягких подушках у ее ног. Madrema-non-vuole покорила знаменитого аристократа Giovanni del Stufa - он давал праздник в честь куртизанки в Recanati. Джовани Медичи – известный полководец, воспылал страстью к Лукреции «Madrema non voule» с такой силой, что приказал силой увезти куртизанку от ее покровителя del Stufa.

     Венецианская куртизанка Лукреция Squarcia упоминается в знаменитой Таriffa. Лукреция Скваркиа прогуливалась, читая сочинения Вергилия, Петрарки и Гомера
 
      Известная римская куртизанка Изабелла де Луна, по происхождению испанка, в своих путешествиях объездила полмира. Банделло упоминал, что Изабелла де Луна считалась в Риме самой ловкой и умной женщиной

     КАМИЛА ПИЗАНА
-итальянская куртизанка 1-й четверти XVI века, оставившая эпистолярное наследие.
      Была влюблена в Филиппо Строцци (1489—1538), постоянно чернившего и оскорблявшего свою любовницу. Сохранились 33 её письма к Строцци и его другу Филиппо дель Неро, датированные 1515—1517 годами, обнаруженные во Флоренции в его архиве.В одном из своих писем она упоминает о написанной ею книге

От меня ты просишь трудного решенья,
Мне «нет» ответить тяжко, и «да» — нелегко.
Но все ж решусь, и «да» я не скажу теперь,
Поскольку не могу я снизойти к тебе:
Желая дать твоим желаньям утешенье,
Я честь свою ценю при этом высоко.

Постой, не уходи!
Не надо убегать прочь в спешке!
Мечты всегда сбываются с задержкой!
Боишься не суметь ты верность сохранить?
Попробуй моей стужей пыл свой охладить

Филиппо Строцци начал свою карьеру в качестве казначея в Ферраре в 1513 году, и вскоре стал заметной фигурой в политике и экономике Флоренции.

ВЕРОНИКА ФРАНКО
      Портрет Вероники Франко Доменико Тинторетто, по другим данным — Веронезе. ок. 1575.Вывидите его на иллюстрации
        Дочь куртизанки Паолы Фракассы и Франческо Франко, и сама cortigiana onesta, то есть «достойная куртизанка» так же можно «благочестивая» (а не «честная»), подруга высокопоставленных людей, живущая открытой, публичной жизнью, происходила из семьи венецианских граждан.

       С 1570-х годов стала участницей литературного салона Доменико Веньера, бывшего венецианского сенатора и советчика многих женщин-литераторов, включая Туллию д’Арагон и Модерату Фонте. Веньер обеспечил ей материальный достаток, а также купил для неё большое собрание книг, которое стало предметом зависти интеллектуалов города.

          К 1570-м годам она входила в наиболее престижные литературные круги города, участвуя в дискуссиях, её сочинения входят в антологии поэзии. Жила богато, играла на лютне и спинете, разбиралась в литературе Древней Греции и Рима, общалась с мыслителями, поэтами, художниками и политиками. Её посещали Челио Маньо, Бернардо Тассо, Спероне Сперони.

     Среди её возлюбленных был король Генрих III, который, путешествуя из Польши во Францию в июле 1574 года, заехал в Венецию. Королю её имя назвал патриций Андреа Трон, один из 40 джентльменов в венецианском эскорте Генриха и отец её ребёнка. Затем Вероника пошлёт королю свой портрет, два сонета и письмо, где сравнит его с Юпитером.

Генриху III, вручая ему свой портрет
Бери, святой король, лишённый всех пороков,
Рукой покорною протянутый моей
Лик, тонкой кистью на эмали крутобокой,
Так верно писанный, что нет его точней.

И если сей портрет, нелепый и убогий,
Своим не удостоишь взглядом – пожалей!
В подарке оцени старанья, не итоги:
Намерений благих нет ничего ценней.
 
От доблести твоей, бессмертной и небесной,
И в брани, и в миру доказанной не раз,
Горит моя душа, а в сердце стало тесно.

И алчу я теперь, пока пыл не угас,
Тебя ввысь вознести, чтоб стало повсеместно
Известно всем: гостил ты среди нас.
Вероника Франко

          Всего у неё родилось шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. Отцом одного из них будет венецианский аристократ Андреа Трон, а другого — Джакомо ди Бабалли, состоятельный купец из Рагусы .Скончалась в возрасте 45 лет после 20 дней, проведённых в горячке неизвестного происхождения.


Туллия д’Арагона ( 1510 — 1556,)Портрет Туллии д’Арагон
кисти Моретто ,знаменитая итальянская куртизанка XVI века, прославившаяся также как писатель и философ.

            Любопытно, что славе Туллии и её успеху в качестве самой знаменитой куртизанки Ренессанса не помешало то, что её внешность совсем не соответствовала идеалу красоты того периода — Туллия не была миниатюрной, аппетитной блондинкой. Высокая, худощавая, с большими тонкими губами и крючкообразным носом — по-видимому, она преодолевала стереотипы мышления своим интеллектом и остроумием: в неё влюблялись власть имущие и поэты, а широкая общественность относилась к ней как к знаменитости.

             Манера говорить у Туллии была чрезвычайно обаятельной, голос обладал приятным тембром, а также она прекрасно играла на лютне.
В возрасте 30 лет Туллия переехала в Венецию, город, полный конкуренток по профессии — в это время там проживало около ста тысяч куртизанок. Тем не менее, она и там заняла высшую ступеньку, покорив, в числе прочих, лучшего поэта города — Бернардо Тассо.

              Позже она переехала во Флоренцию.Туллия осуществила успешную кампанию, которая обезопасила её жизненный стиль: её мишенью оказался интеллектуальный король Флоренции Бенедетто Варки, которого она стала бомбардировать льстивыми сонетами, пока он не сдался. Вскоре за ним последовала остальная интеллектуальная элита. Туллия превратила свой дом в философскую академию для cognoscenti и продолжала восприниматься как серьёзный писатель.

            В эти годы она написала «Диалоги о бесконечности любви» (1547), которые являются неоплатоническим суждением о женской сексуальности и эмоциональности в рамках изменения концепции романтической любви. «Диалоги» построены как беседа между ней и Бенедетто Варки о природе любви.

К Пьетро Манелли,
молодому флорентийцу и поэту
Вас и меня природа (иль Создатель) сотворили
По мерке сходной, очень старой; и материя одна.
Так в чем причина, что мне гордость с честью не дана,
И мыслить дар – коль Вас, Манелли, ими наделили?

Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили,
На людях не осмелюсь петь, настолько смущена,
Вы знаете – отвага во мне страхом сожжена,
Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем?

Нет, Пьетро, точно знаю, не сумеете поверить:
Я в точности как Вы тружусь, чтоб к небесам взлететь
Душой; а именем – внизу добиться славы вечной.

И коль судьба не будет злой – мечтаний не развеет,
То прежде чем наступит час покинуть тела клеть,
Увижу утоленье своей жажды вековечной.
Туллия д'Арагона

Текст с иллюстрациями можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4992485