Вовкины победы. На пути к цели

Сергей Ульянов
Памяти  заслуженного  тренера  России по боксу А.П.  Бакуменко.

  …-В  синем углу ринга боксёр из города Сызрань…

В зале засвистели и  заулюлюкали. Это было начало одного из заключительных боев встречи по боксу между городами Куйбышев и Сызрань. Районная  Сызрань проигрывала областному центру вчистую.  Тогда,   в 1973 году  это было неудивительно:  впервые в  область приехала команда без турнирного опыта, да и опыта вообще.  Настоящий бокс пришел в Сызрань  год  назад,   и многие связывали это с приездом из Краснодарского края нового старшего  тренера  Александра  Бакуменко.

…  Вовка с трудом перенес оскорбительные возгласы со скамеек зрителей и внимательно вгляделся в соперника.    В новой,  с иголочки,  форме  и  кожаных   боксёрках   тот, рассматривая Вовку, снисходительно улыбался. На  сызранце  были видавшие виды  майка и трусы, а на ногах старенькие полукеды.
Мальчишка из Сызрани  впервые в жизни находился в настоящем ринге с тремя рядами белых канатов и мягкими подушками в углах.  Ноги непривычно утопали  в мягком,  застеленном  войлоком и брезентом покрытии пола.

-Боксёры на средину! – скомандовал  судья, облачённый в  белые  рубашку и брюки,  с галстуком-«бабочкой» на шее. Раньше судей по боксу  Вовка видел только по телевизору.

Соперники пожали друг другу руки и выслушали напутствие рефери.  Прозвучали гонг и  команда: «Бокс!»  Хозяин ринга с Вовкой церемониться не стал, уверенно пошёл на сближение и осыпал гостя градом ударов.  Вовка уклонялся, разрывал дистанцию, защищался локтями и  перчатками,  пытался отбиться встречными ударами.  Под восторженный рёв болельщиков и крики: «Долби Сызрань!»  куйбышевец  наседал  и, пользуясь преимуществом  в росте и длине рук,  продолжал наступление, пока не  загнал  противника в угол ринга.
В глазах у Вовки лопнул чёрный шар, и из носа потекло что-то  горячее…  Бой  приостановили.

-  Держись,  золотко, - промокая  кровь, подбадривал Вовку  тренер Бакуменко, - Он раскрывается. Накажи его.  Вспомни,  как можешь  жестко встречать! Работай внимательней.  И ради Бога, Володя, не вступай в обмен ударами. Это бокс, а не сабельная рубка!

Бой возобновился. Соперник продолжал натиск и стремился  одержать победу ввиду  явного преимущества.

 Вовка,  танцуя по рингу,  уходил от ударов.  В его движениях исчезла скованность.  Он  уже вспомнил!    На помощь пришла мышечная память,  и,  словно  из  ниоткуда возникло  чувство  слаженной работы всех частей тела.   Руки, корпус и ноги  были обучены  одновременно «выстреливать»,   как  освобожденная  спусковым крючком  боевая  пружина.
 
…  Тренер «прогонял» самых перспективных мальчишек на лапах  -  приспособлениях, которые он надевал себе на руки. На лапах вырабатывались быстрота,  сила и точность ударов, а также проверялась защита бьющих. Упражнения проводились на каждой тренировке до седьмого пота,  пока не появлялся автоматизм движений. Раскрываться  было нельзя.  В противном случае наставник наказывал ученика чувствительным  тычком лапы в голову. Такие занятия не проходили бесследно и для тренера: плечи у него болели от многочисленных  ударов  в лапы.
 
 В  Сызрани спортивная школа  и секция бокса  обосновались на главной улице города  в  помещениях  бывшего купеческого дома. Здесь,  в небольшом  зале посменно тренировались  боксеры  и  волейболисты.  В самом начале 70-х годов, спортсмены не могли похвастаться хорошим инвентарем.  Для занятий боксом в зале подвешивались  три  мешка, а  в подсобке висели два десятка пар  тяжелых,  разбитых перчаток.  Из них сквозь  швы вылезал конский волос.  В шкафу лежали   скакалки и теннисные мячи.
 
 Александр Петрович  Бакуменко поставил перед собой цель – поднять бокс в городе на новый уровень.  Он занялся решением множества вопросов: от материального обеспечения  и  тренерских кадров до организации соревнований областного  масштаба.   Потом  Вовка с улыбкой вспоминал, как Петрович направил боксёров в зубопротезную поликлинику, чтобы заказать там  капы - пластмассовые подковообразные подкладки, предохраняющие губы,  десны и зубы от травм. Удивлению местных эскулапов не было предела.  Многие из них даже не слышали, что такие приспособления существуют!     Тем не менее,  за работу для мальчишек они взялись с удовольствием и быстро выполнили необычный заказ.

…  А между  тем противник, чувствуя поддержку зрителей,  наступал  и  в какой-то миг оставил без защиты свое лицо. Нетерпение и жажда  победить сыграли  злую шутку. Сработала Вовкина пружина!  Впервые прошёл настоящий встречный удар, который потряс боксёра из  Куйбышева.    Хозяин турнира был ошарашен неожиданным  отпором.  Вскипела ярость, затмившая разум.  Взбешенным быком он рванулся вперёд.   И пружина  опять сработала!  Но на этот раз  мощь,  вложенная  в удар,  соединилась  с движением соперника. Так  сталкиваются два  несущихся друг на друга поезда.

В  горячке  боя  Вовка сначала ничего не понял, только почувствовал, что рефери  тянет его за руку в нейтральный угол.  А противник куда-то исчез!   Но  оказалось, что он лежит на брезенте и пытается подняться,  беспорядочно загребая руками и ногами. С помощью судьи  пострадавший  все-таки  встал и  зашатался,  будто от  ветра.  Глядя  куйбышевцу  в глаза,  рефери оценил  состояние боксёра и прекратил бой. Это была Вовкина победа! Тогда в поединках, где участвовали младшие юноши,  счёт до десяти не открывался, и все решал судья на ринге.
 
  Раздался крик: «Молодец ,  Володька!»   Кричал один из друзей  по команде  –  Колян.  Он стоял рядом с рингом и прикрывал  ладонью синяк, набухший под глазом.  Коля уже «отвоевал» в одном из первых боев, проиграл «ввиду  явного»,  и теперь как зритель был несказанно рад Вовкиному  отмщению.  Через микрофон объявили победителя,   и на несколько секунд в зале повисла  неловкая тишина.  Но вот кто-то из болельщиков догадался отдать должное команде гостей  и   несмело  зааплодировал.
 
 А тренер, помогая Вовке снимать перчатки,  старался  не показывать свое удовлетворение от победы  ученика.  Он знал,  что преодолена  всего лишь первая ступенька на  пути  к общей  цели.  Да и сам Вовка, проведя  десятки боев, понял, что никогда не следует надеяться только на один эффектный удар.   Это пришло после горьких поражений.  Приобретая  опыт,  Владимир  запомнил правило:   рассчитываешь на победу -  бейся,  не теряя головы,  до последней секунды.

…  С тех пор прошло более сорока лет.  Вовку-Владимира уже давно величают Владимиром Ивановичем.  Он не сделал спортивной карьеры и не завоевал громких чемпионских титулов,  но  благодаря воспитанию   тренера  в  жизни  достиг  многого.  А имя Бакуменко, которого уже  нет  с  нами,   стало  легендой. Его поминают добрым словом  десятки спортсменов,  ставших  тренерами и мастерами спорта по боксу. О нем с благодарностью рассказывают сотни  хороших  людей, которых он воспитал на пороге во взрослую жизнь:  работники спецслужб и уголовного розыска, милиционеры,  представители  мирных профессий.  Каждый год в Сызрани и на родине Александра Петровича в станице Павловской проводятся открытые  боксерские турниры, носящие его имя.

От автора.  Имена героев, кроме А. П. Бакуменко, изменены.

 На фото из архива автора:  лицом к объективу тот самый Вовка...