Размышлизмы...

Елена Гвозденко
О писательстве

Настоящее писательство сродни сельскохозяйственному труду. Первоочередная задача литератора - содержать в плодородии почву, на которое падает зерно вдохновения. Скудно сдобренная лишь собственным опытом земля рождает чахлые ростки, пригодные разве для удовлетворения тщеславия. Автор пишет вопреки непогоде сомнений. Корректура, редактура сродни прополке и прореживанию, иногда стоит безжалостно уничтожить весь посев.


***

О нон-фикшн.
Мода на нон-фикшн, по моему разумению, окончательно добьет интерес к литературе. В известном смысле литература и нон-фикшн (без вымысла) антагонисты, более того, литература начинается именно с конструирования образа вымысла. Перетекание текстов в соцсети, укорачивание, акцент на креативность – свидетельство гибели литературы в привычном понимании этого слова. Или это всего лишь перерождение?

***


Без политики
Не покидает ощущение глобального переустройства мира. Эволюционный прорыв в сфере коммуникаций делает границы, расстояния весьма условными понятиями. Жизнь уходит в виртуальное пространство, именно оно сейчас предлагает действительно значимые ценности – удовольствие самореализации, новую ценностную шкалу, пробуждает креативный потенциал. Глупо противостоять этому процессу, мы можем лишь наблюдать, делать выводы, оценивать риски, встраиваться в новую реальность. В этой реальности не существует культовых героев, именно поэтому так падает интерес массового потребителя к музыке, литературе, искусству вообще. Все эти сферы процветают лишь в прикладных формах.

Феномен соцсетей интересен мотивацией успешности, которая из материального мира перешла именно в мир Сети. Маркером стала популярность, а не внешние брендовые атрибуты. Самоорганизация, сообщества по интересам – еще одно свидетельство новых конструкций, главной целью которых желание встроиться, определить идентичность. Это встраивание и постоянная подпитка самоуважения исключает присутствие кумиров, больше не нужны учителя в широком смысле этого слова. 

По большому счету все эти процессы – свидетельство тотального одиночества в обществе, отказа от любви. Только любовь не требует успешности, дает передышку в этой бесконечной гонке. Хочется верить, что все это лишь подростковая болезнь.

***


Прочла интересную статью, опубликованную в «Лента ру» о писательских школах современной России.
http://lenta.ru/articles/2016/01/30/creativewriting/

Писатели Майя Кучерская, Денис Драгунский, Марина Степнова, Марина Вишневецкая, Ирина Лукьянова, Дмитрий Быков, Алексей Варламов, переводчики Виктор Сонькин, Александра Борисенко, критики Александр Гаврилов, Галина Юзефович, Алена Карась и другие преподают в «Школе творческого письма». Идея Creative Writing School в том, что писать может любой, обещая выпускникам, что над их текстами читатели будут «хохотать и плакать». Основной курс – филология, но не классическая, а в прикладном виде.  Стоимость обучения от 12 до 50 тысяч рублей.

 Школа литературного мастерства Татьяны Толстой и Марии Голованивской  «Хороший текст». Обучение состоит из лекций и семинаров. Учеников разбивают на группы, в которых они получают задания, а потом происходит обсуждение выполненного. «Например, на одном из своих последних занятий Мария Голованивская попросила студентов написать этюд про тишину. 15 предложений. «Сделайте так, чтобы я услышала тишину, — попросила она. — Они это делали прямо в классе и обсуждали потом все вместе. Это длилось четыре часа», - цитирует преподавателя издание. По словам преподавателей это не просто обучение, а создание культурной среды общения писателей. «Разные издания уже заинтересовались работами наших учеников и объявили свои конкурсы в рамках нашей Школы. У наших студентов уже есть возможность публиковаться, но они не могут делать это мимо нас. Издания дают задания, мы отбираем тексты, которые потом будут ими опубликованы» - Мария Голованивская.

Стоимость обучения – 50 тысяч рублей.

Что стоит за этим движением, только ли коммерческий интерес? Но даже если это коммерческие проекты со стороны организаторов, какое влияние они окажут на расстановку сил в «большой литературе», учитывая вхожесть преподавательского состава в ту самую «башню высокой литературы»?