Планетарий или малоизвестный оригинальный комикс,

Игнатенко Александр
  "Планетарий" - это онгоинг под авторством Уоррена Эллиса и с рисунком весьма известного и, без сомнения, талантливого Джона Кэссады (правильно, Кэссиди, но на обложках ASM пишут Кэссада, а Спайди задает моду), выходящий с 1999-ого по 2010-ый с перерывом с 2001-ого по 2003-ий из болезни Эллиса. Выпускался издательством Вайлдшторм, дочерней компанией DC...и вот тут стоит остановится поподробней.
      Издательство. Если с Вертиго все более менее знакомы благодаря "Хелблайзеру" и "Сэндмену", то Вайлдшторм остается темной лошадкой (причем куда большей, чем одноименное издательство) даже для большинства комикс-фанов. Все что о нем знают: оттуда в Нью-52 пришли Штормовой отряд и пришельцы-демониты. О них поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас давайте ознакомимся с основой вселенной Вайлдшторма.
      Основа. В начале ХХ-ого века произошло...собственно говоря, явление под названием Дикий Шторм. В результате появились так называемые Дети Столетия: люди, родившиеся 1-ого января 1900-ого года. Они живут невероятно долго, могут обходится без еды и воды, и обладают различными сверхспособностями. Без этих ребят не обходится ни одна история Вайлдшторма, но только в "Планетарии" раскрывается их истинное предназначение и делается это, надо сказать, очень грамотно и интересно.
      Персонажи.Главный герой "Планетария" Элайджа Сноу один из Детей Столетия и, как понятно из его имени, его способности связаны с холодом. Не особо оригинально, правда? Всяких ходячих холодильников мы видели в комиксах немало, но важно не то, что он может, а то как он этим пользуется. Элайджа действует максимально эффективно, на полную используя свой потенциал, не гнушаясь убийства и просто обожая удар по яйцам. Серьезно, то ли у него фетиш на это дело, то ли Эллис хотел как-то разбавить довольно мрачноватую историю, но с этим делом и правда перебор. Но, несмотря на это, Элайджа Сноу очень серьезен и крут, да и выглядит впечатляюще. Его вербуют в Планетарий, после смерти предыдущего сотрудника, потому что в Планетарии всегда должны работать три человека. Итак, кто же его напарники?
      Джакита Вагнер - красивая девушка в кожаном прикиде, мышцы команды. Все весьма стандартно: суперсила (не Чудо-Женщина, но на уровне), суперскорость (не Флэш, но на уровне), в процессе сюжета освоила любимый удар Элайджы. Куда более интересно не какие у нее способности, а откуда они. Она дочь Тарзана лорда Блэкстока, одного из Детей Столетия, а во втором поколении способности проявляются еще ярче.
      Третий угол Планетария - Барабанщик, жертва экспериментов главных злодеев онгоинга (о них дальше) по созданию Интернета (это комиксы, чего вы хотели?!)способный видеть информационные потоки, поля и вообще информацию любого рода. От своих сил он немного не в себе и играет эдакого забавного чудака. Полноценным юмористическим персонажем его не назовешь (не тот жанр, слишком мрачная атмосфера истории), но порой улыбнутся можно.
      Суть.Итак, вот наши герои. Чем же они занимаются? В отличие от большинства подобных команд их первостепенная задача не борьба со злом, а поиск и сохранения всего необъяснимого и загадочного, что есть на нашей планете. Причем, в отличие от всяких "Библиотекарей" и "Хранилищ", Планетарий вовсе не стремится держать, все это в тайне от человечества. Они лишь хотят использовать полученные знания на пользу, а не во вред,
и в конце им это удается но при этом стараются не вмешиваться в естественный порядок вещей. Любимая фраза Элайджы Сноу: "Это странный мир и пусть он остается таким". И это звучит просто шикарно. Они не герои в трико, они археологи неизведанного. Финансирует их некий Четвертый, который может быть кем угодно. Предполагают, что это Билл Гейтс или Гитлер, а оказывается, что это потерявший память Элайджа. Но к сожалению длится все это меньше половины онгоинга, а потом начинается борьба с до ужаса сплагиачеными злодеями, но об этом позже.
      Ядерная весна. Для примера я хочу разобрать нулевой выпуск "Ядерная весна". Он не обязателен к прочтению и никак не влияет на сюжет(как и 97% нулевых выпусков), но в этом нет особой беды. Проблема в другом: он во многом плох, во всяком случае это один из слабейших номеров во всем онгоинге. По сюжету "Планетарий" допрашивает пожилого генерала о случившемся в 1962-ом году. В общем-то об этом и будет весь выпуск. Главные персонажи в нем не развиваются и не расскажут нам о себе ничего нового. Ладно, проехали, что же произошло в 1962-ом? Под контролем генерала талантливый молодой физик, влюбленный в его дочь, проводил тайные исследования гамма-лучей и, случайно попав под их излучение, превратился в огромного зеленого монстра. Думаете, что дальше он разрушил базу, прискакал в Нью-Йорк, навалял на Манхеттене всей армии США, попутно круша все подряд; присоединился к команде величайших героев Земли, ушел от них, вернулся; был признан слишком опасным и отправлен в космос, подчинил себе дикую планету, потерял беременную близнецами инопланетную жену; вернулся на Землю мстить, победил всех, но потом раскаялся и сдался, вырвался на свободу; заставил генерала превратится в своего красного клона, а в альтернативных вселенных превратился в каннибала? Нифига подобного! Военные загнали его в подземный бункер, где он умер от истощения лет через двадцать. Потому что танки рулят, а монстрика жалко.
      Думаю, всем понятно, что этой истории место в "Марвел: Что если?". И тем не менее этот рассказ имеет право быть и читать про грустную участь зеленого гиганта в более жестоком мире, чем у Халка, было интересно. Проблема в том, что в "Планетарии" полно таких заимствований из литературы, фильмов и других комиксов, и если в случае, например, с Секретным Обществом, это идет на пользу, делая их мир ближе и понятней, то в других все кажется слишком вторичным, словно у Эллиса нет своих идей. Но поверьте это вовсе не так.
      Сюжет.Вместе с нашими героями мы узнаем, что мультивселенная имеет вид снежинки с 196833 гранями, что мы живем на двумерных информационных плоскостях, а трехмерность просто обман сознания, что квантовый мозг был создан еще в 1940-ых группой из величайших Детей Столетия, погибших спасая планету в неизвестном никому сражении(полная противоположность клише с разрушенными городами и армадой пришельцев, схватка семь на семь в подземной пещере не на жизнь, а на смерть - это круто!); на самом северном из Курильских островов, оказавшимся домом для огромных монстров, остановим группу японских националистов, под предводительством чокнутого писателя (хоть кто-то вспомнил Юкио Мисиму. Почему об этом парне до сих пор не сняли фильм? Его жизнь интересней его же произведений!); в Гонконге познакомимся с полицейским-призраком, истребляющим преступников похлеще Карателя; откопаем корабль для путешествий между мирами, работающий по очень любопытному принципу; в Лондоне встретимся с оккультистом Джеком Картером (местным Джоном Константином) у которого "роман без обязательств" с Джакитой; увидим гигантских жуков и ужасные эксперименты над людьми; услышим про путешествия в выдуманные реальности и пушечный клуб, отправивший людей на Луну еще в ХVIII-ом веке. И это далеко не все. Эллис замечательный выдумщик, умеющий работать с персонажами, чтобы они выглядели взрослыми и глубокими. А самое главное, все это не распадается на части и созданный им мир выглядит вполне себе цельным и логичным. Это именно альтернативная вселенная, а не трэш, где ведьмы дерутся с инопланетянами, спасая маленьких пони.
      Отдельно хочется выделить 5-ый выпуск, посвященный Акселю Брассу - потомку французских революционеров и единственному выжившему из Секретного Общества. В разговоре по душам с Элайджей, он вспоминает свое героическое прошлое, попутно перемежаемое фотографиями подвигов Секретного Общества и книжными вставками. И, - хоть четвертуйте меня, но от своих слов я не откажусь - для меня этот номер работа уровня Алана Мура, не меньше. А Мур дерьма не пишет!
      Чего стоит только состав Тайного Общества: Харк, китаец с длинными когтями, довольно вольная калька с Фу Мань Чи, злодея из бульварных романов 30-ых и 40-ых годов; Джимми, контролирующий правительство США (без понятия, кто это); лорд Блэк..., хватит это Тарзан и я не собираюсь называть его по-другому; Авиатор и если вы не в курсе кто это, смотрите фильмы с Лео Ди Каприо, пока не дойдет;Эдисон (почему не Тесла? Потому что Тесла во вселенной DC и ее дочерних компаний злодей. Не верите, читайте 2-ой том "Джоны Хекса") и миллионер в маске, - нет не Бэтмен, а помесь малоизвестных нуарных героев 30-ых Тени(фильм с Алеком Болдуином вам в помощь) и Паука (не путать с ASM) - расстреливающий бандитов из здоровенных серебряных револьверов, обращающимся в пауков и ржущим так, что Джокер писается от страха.
      Да, все эти герои вторичны, но как же они внушают! И в конце выпуска Брасс говорит: "Жаль тебя не было с нами, мы были великими", на что Элайджа отвечает: "Я был занят". И это цепляет.
      Так же появляются культовые литературные герои конца ХІХ-ого века, уже собственной персоной: Шерлок Холмс, обучивший молодого Элайджу (отличающегося от старого только жилеткой) как быть детективом, и граф Дракула, испытавший на себе коронный прием нашего благородного героя.
      Кроме того нельзя не упомянуть о второстепенных персонажах, таких как Джон Стоун и Анна Харк. Джон Стоун еще один из Детей Столетия, шпион с кучей гаджетов, возможно, калька с Джеймса Бонда, вроде как даже упоминалось, что он бабник, но, честно говоря, это не очень заметно. Он давний друг Элайджы, который в конце его предает, но после...вспоминаем любимый прием главных героев этого комикса...от Джакиты раскаивается. В целом персонаж нужный, но очень скучный, одним словом не мой Бонд.
      Анна Харк - дочь Харка (да, позвольте мне побыть Кэпом), вроде как имеет сверхспособности, но за все 28 выпусков ни разу ими не пользовалась. Красивая умная сдержанная бизнесвумен, рассказывающая интересную историю из прошлого своей семьи: кто любит фильмы "Золотого века кунг-фу" оценит. Ей принадлежит прекрасная фраза, что-то вроде семейного кредо: "Мы сражаемся ради того, чтобы солнце взошло утром". В общем это и желание не посрамить семейную честь и руководят всеми ее поступками, но также Анне Харк знакомы и сомнения, сожаление, неуверенность. Она появляется не так часто, но ее вклад в сюжет достаточно весомый.
      Также в десятом выпуске рассказывается почему этот мир лишен "величайших героев". Главные злодеи онгоинга сожгли нечеловеческого младенца Супермена, прибили Фонаря еще на подлете к Земле и взорвали весь остров амазонок с будущей Чудо-Женщиной. Так что Лиги Справедливости не будет, довольствуйтесь Штормовым Отрядом и Планетарием. По мне, неплохая замена, но пострадавшую троицу все равно жалко.
      Злодеи.Итак перейдем к тем самым главным злодеям, которые для меня являются также и главным минусом. Это Четверка и (лучше б вы назвались квартетом) название оправдано лишь тем, что Элайджа очень круто объявляет им войну. И, чтобы вы сразу поняли, это не Фантастическая Четверка. Именно, это не Фантастическая Четверка, получившая свои способности после полета в космос, в состав которой входят: пилот, превратившийся в каменного громилу, мало похожего на человека;парень, горящий синим пламенем и считающий себя остроумным;дамочка-невидимка, способная разрывать людей на части силовым полями встречающаяся с лидером Четверки, гениальным ученым, который...растягивается!
      Совпадение? А как вам такое: местный аналог Существа зовут Боб Гринн. Стоит ли говорить, как из Бена Гримма получился Боб Гринн? И Кэссада, похоже, понимает, что Марвел такие его труды не оценит и старается рисовать как можно непохоже на оригинал, но Эллису пофиг и он даже не старается добавить им что-то свое. Серьезно, эти ребята просто Ф4 ставшие злодеями! И, идея не так уж плоха, удели ей один выпуск,
как неХалку, умершему в бункере от голода. Но нет, они главные злодеи! Абсолютно неинтересные, клишированные, тупые комиксные злодеи, заложившие Землю пришельцам в обман на сверхспособности. Причем, они не знали, что именно получат! Интересно, как БГ (эта аббревиатура сразу добавляет Существу 10 очков крутости на постсоветском пространстве) на такой поворот? И почему, почему нельзя было хоть немного изменить этих ребят по сравнению с оригиналом? Тот же Харк вдохновлен Фу Мань Чи и имеет с ним общие черты, но он другой! И я знаю, о чем говорю: я читал "Остров Фу Мань Чи" и "Президент Фу Мань Чи", и тот никогда не был таким внушающим, как Харк. Но Четверка...Это плагиат, не обычное для комиксов калькирование, а плагиат чистой воды и я честно не знаю, о чем думал Эллис вводя таких антагонистов.
      Плюс это сразу же ставит крест на экранизации. То есть я понимаю, что "Планетарий" далеко не повсеместно известный и всеми любимый комикс, но сейчас экранизуют все подряд вне зависимости от популярности, качества и количества выпусков. Но такой наглый плагиат на Ф4 не выпустит ни одна студия! Даже теперь, когда их разогнали к чертям не выпустит!
      Кстати, Барабанщик говорил что от местного "Ричардса" смердит. Сначала я думал, это что-то свое (хоть что-то), но так как причину вони объяснять не стали, значит она относится к оригиналу. Фанаты распущенной Ф4, объясните мне, что не так между Фантастиком и гигиеной?
      Концовка.Словом, по мере развития сюжета, расследования отступают на второй план и все сводится к противостоянию Планетария и неФ4. Вернувший себе память Элайджа становится все более злобным и даже Джакита с Барабанщиком начинают сомневаться в шефе. Но потом ребята собираются и побеждают, причем, что немаловажно, умом, а не силой, и не роялем в кустах, а используя знания и технологии, полученные в первых выпусках. И это меня радует. А еще больше меня радует, что победа над злодеями произошла в предпоследнем, 26-ом выпуске, а 27-ой посвящен не драке, а спасению. Спасению человеческой жизни. Но не переживайте: оно еще более эпично, чем угрожающий высокоразвитым инопланетным цивилизациям Элайджа. Спасают Амброуза Чейза, того самого парня, после смерти которого Джакита и пришла к Элайдже. Я не говорил о нем раньше, потому что он почти все время считался мертвым. Но на самом деле Чейз не умер. Его сила заключалась в создании специального поля, игнорирующего законы физики, и, получив смертельное ранение, он заключил себя в пузырь из остановившегося времени, исчезнув для всех остальных. Разделавшись с врагами, наши главные герои решили его спасти и для этого им пришлось собрать машину времени, которая могла уничтожить чуть ли не всю мультивселенную. Во время операции по спасению явились их копии из будущего, демонстрируя идиотские прически и даже Джаките нашлось, чем заняться. В результате, Чейза откачали и вернули семье, а Планетарий Будущего пообещал, что приключения на этом не закончились.
      Экшн. Боевая составляющая в таком комиксе не сильно важна, но здесь она не подкачала. Бои сверхлюдей с солдатами/охраной/бандитами выглядит как избиение младенцев, но, скажите, где было иначе? Серьезно, все бы отдал, чтобы увидеть как какой-то обычный коп, без тайной супергеройской личности, хотя бы пару раз съездил, например, Дезстроуку по морде. А вот бои сверхлюдей в "Планетарии" сделаны отменно. Они не только используют свои силы с умом, но не ограничиваются только ими (помним про коронный прием Элайджы) и всегда держат пару тузов в рукаве (и я не только "коронный прием" имею в виду). Кроме того, есть еще хорошо продуманные бои с огромными монстрами, правда, заканчивающиеся одинаково - монстрика жалко!
      Романтика. Для меня очень важна любовная линия в комиксах. В "Планетарии" ее, в глобальном плане, нет, и, если честно, она не очень-то и нужна. То есть, герои упоминают, что у них были романтичные отношения, порой даже друг с другом, но в прошлом, что почти никак не влияет на их поступки. Исключение 17-ый выпуск, где разыгрывается настоящий любовный треугольник между Элайджой, Тарзаном и Анайкой - женщиной из затерянного в африканских джунглях города Опак-Ре, намного опережавшего по развитию весь остальной мир. История так банальна, что клише скрипят на зубах: местные не желали иметь ничего общего с внешним миром, ибо они умнее, но не сильнее; Элайджа и Анайка полюбили друг друга, несмотря на запрет; он уехал, но обещал вернутся; Анайке было скучно, Тарзану тоже было скучно; Элайджа вернулся и Анайка отдала ему дочь Тарзана, ибо ей не было места в их городе. К счастью, Элайджа не типичный лоховатый герой романтических комедий и сплавил маленькую Джакиту семье немецких фермеров, бывших у него в долгу предупредив, что с девочкой будет непросто. А когда она выросла...Дальше вы знаете. Как я уже сказал, история клише, но персонажи не вызывают раздражения. Радует, как Элайджа остался в дураках: он вернулся через восемнадцать месяцев, так что, будь ребенок от него, все бы уже как-то утряслось, а тут такой нежданчик!
      Рисовка. Рисунок мне нравится, ругать Кэссаду не за что. Некоторые обложки так и вовсе шикарны. Извините, что так коротко, но для меня визуал всегда на последних местах.
      Посыл. Мне нравится мысль, заложенная в комикс. Знания - это хорошо, скрывать знания это плохо. Все люди могут совершать ошибки, но они должны отвечать за последствия. Всегда давайте человеку второй шанс, но только если он сам этого хочет. Не бросайте друзей. Зло должно быть наказано. Мир может быть жесток и несправедлив, но в нем все равно много хорошего и чудесного, что нужно беречь. Приключения никогда не заканчиваются.
      Итог. Если хотите почитать интересный, умный комикс с продуманной вселенной, не нарушающей собственные правила, с по-настоящему глубокими, пусть и недостаточно раскрытыми, героями, не похожими ни на прилизанную подростковую модель, ни на конченую мразь, которую нам частенько подсовывают, как "неоднозначного и реалистичного" персонажа; с новым взглядом на давно знакомые истории и ударами по яйцам, то "Планетарий" как раз для вас. Но будьте готовы к куче заимствований, причем не всегда удачных, и, порой балансирующих на грани плагиата, и одним из самых худших, тупых и примитивных злодеев в истории комиксов. Серьезно, герои "Планетария" достойны лучших антагонистов. Но, в любом случае, я рекомендую этот комикс.
До свидашки, и помните, что хорошие комиксы остаются горячими даже через шесть лет после окончания!