Экзамен по алгебре

Петр Панасейко
                У восьмиклассников села Первомайское следующим выпускным экзаменом стояла алгебра. Сочинение они уже написали, предстоял ещё один письменный экзамен. Далее по расписанию значились экзамены устные. За окнами школы «хозяйничал» июнь 1972 года.
       
        Экзаменуемые сидели по своим местам по одному за каждой партой. Ждали экзаменационную комиссию. У каждого восьмиклассника лежала шоколадка. Говорят, помогает думать. В назначенное время дверь  класса открылась, и ребята увидели  своего учителя  математики Романа Анатольевича. За ним в класс зашли классный руководитель Зинаида Леонидовна и учительница тоже математики Раиса Григорьевна.
       
         Получив контрольные задания по вариантам, учащиеся приступили к их выполнению. Секунды стали торопить минуты, а те в свою очередь стали «теснить» выделенные на экзамен часы. В классе стояла такая же тишина, как в больницах в «Тихий час». Вероника Ткачёва сидела на первой парте. В обычные дни она сидит подальше от стола учителя, но на этот раз её посадили напротив уже двух сдвоенных для комиссии столов. Рассаживала по местам перед экзаменом выпускников их классный руководитель. Ученица, конечно, поняла по какому принципу рассаживали, но выступать не стала. Будучи из семьи колхозников и, не имея покровителей со стороны, ей приходилось молчать. А рассадила ребят Зинаида Леонидовна весьма своеобразно.
       
         Валя Ермакова оказалась вместо второй своей парты на последней слева у окна. Свежий ветерок в душном классе освежал её  лицо. Растущие на подоконниках цветы создавали видимость земного рая. Она находилась в таком месте, что могла не только незаметно пользоваться «шпаргалками», но и достать книгу и списывать с неё, если бы у неё появилась возможность  книгу пронести на экзамен. На парте рядом с шоколадкой лежала коробка дорогих конфет. Ничего удивительного : Валя являлась младшей дочерью председателя сельского Совета. Впереди неё сидел Костя Клюшников. Обстановка вокруг него ничем не отличалась от соседки сзади: он -  сын директора школы. Перед ним сидела Таня Базанова – дочь члена правления колхоза Марии Базановой. Все трое учились неплохо, если учесть, чьими детьми они являлись.
         
         Сейчас, в наши дни 2010-х годов, в школах  сильно заметно расслоение учащихся на бедных и богатых. Школы как-то пытаются с этим бороться, подключая общественность. Последняя начинает приводить примеры с недалёкого нашего советского прошлого, доказывая, что такого расслоения тогда не существовало. Увы! присутствовало, но делалось это не так вызывающе как сейчас.
         
         Многие восьмиклассники, сидящие за партами на экзамене, начнут одеваться также как их одноклассники Валя, Костя и Таня, только став взрослыми. У них  тогда на партах отсутствовали дорогие конфеты, а шоколадки – это подарок шефов из местной птицефермы. Одевались «по-крестьянски».
       
        Время пролетело. Члены комиссии сверили часы и дали команду: «Выполненные задания сдать». Сдали. Разошлись. Если во время экзамена время бежало как волк, догоняющий одинокого зайца в поле, то теперь оно ползло как «черепаха» на морском берегу. А в это время в учительской развернулись нешуточные споры по поводу оценок за экзамен. Со всего класса «пятёрку» получила только Вероника. Несмотря на то, что на обычных уроках она их не получала. Максимум – «четвёрки». Это не потому, что она плохо знала предмет, алгебра являлась наряду с геометрией её любимым предметом. Просто у учителя математики имелся свой критерий оценок учащихся. Согласно ему, главным считалось то, кто родители у ученика или ученицы. По данному критерию у Ермаковой, Клюшникова и Базановой  постоянно в тетрадках, дневниках и в ведомостях красовались «пятёрки», иногда перемешанные с «четвёрками с плюсом».
      
        По итогам же прошедшего экзамена «картина» выглядела совсем по-другому. Благодаря настойчивости Раисы Григорьевны, с которой, надо отдать должное, не стала спорить Зинаида Леонидовна, Костя получил «четвёрку», а Валя с Таней по «тройке». Роману Анатольевичу пришлось подчиниться. Хотя все они прекрасно понимали, что за этим последует.
      
         Отправившись по домам, экзаменаторы ждали в первую очередь «удара», как говорят, в спину от директора школы. Но его не последовало. Папа Кости занял «нейтралитет», что делало ему в данной ситуации честь. «В девятом-десятом классах исправишь оценку»,- только и сказал сыну отец. Тем более, что сельская школа - восьмилетняя, и исправлять пришлось бы в средней школе соседнего села. «Удар», при том ошеломляющий, последовал с сельсовета. Сельские школы, как все знают, юридически всегда подчинялись и подчиняются районным отделам народного образования. Это - по закону. А на практике?
         
        Председатель Первомайского сельсовета Алексей Викторович Ермаков считал по-другому. Дошло до того, что возглавляемый им Совет принимает решение, касающееся   нарушений при проведении в школе экзамена по алгебре и повторном его проведении. Хотя такого документа в школе не увидели, несмотря на запрос директора. Принимался ли он вообще, или этим самым председатель брал на испуг школьных учителей – никто не знал. Но в разговоре с директором Ермаков ссылался на тот «мифический» документ. С другой стороны, если бы такое решение и  принималось, то удивляться не стоило: все депутаты сельсовета давно «смотрели в рот» своему председателю. Только от него одного  зависело, попадут ли они в следующий раз в «эту местную кормушку» или нет.
         
        Как бы там ни было, но результаты экзамена по алгебре восьмиклассников отменили и назначили повторный. Из прежнего состава комиссии остались только учителя Зинаида Леонидовна, как классный руководитель, и Роман Анатольевич, как учитель данного класса по алгебре. Вместо Раисы Григорьевны в состав комиссии  включили представителя РОНО. Ему всё равно, кто у кого какой родитель и кем он работает, его интересовал только показатель успеваемости по району. Упустить трёх «отличников» из-за принципиальности какой- то Раисы Григорьевны он никак не мог.
         
        Само собой разумеется, что итоги повторного экзамена очень сильно отличались от предыдущего: Ермакова, Клюшников и Базанова получили «положенные» свои «пятёрки».  Вероника Ткачёва -  «четвёрку». Конфликт  закончился. После него Раиса Григорьевна с семьёй переехала в город. Роман Анатольевич и Зинаида Леонидовна  остались на своих местах в родной школе. «Окончен бал, погасли свечи», - как любил повторять директор школы.
         
        Прошло двадцать лет. Раиса Григорьевна вышла на пенсию, получив почётное звание «Заслуженный учитель республики». По пути на отдых на Чёрное море они с мужем на личном автомобиле заехали в село Первомайское. Первой и последней остановкой в селе считалась восьмилетняя школа. За давностью лет её не узнала не только дежурная по школе  на входе, едва пропустив, но и учителя в учительской.  Она пошла сразу в тот кабинет, в котором  принимала тот незабываемый экзамен у восьмиклассников по алгебре. Там шёл урок. Ученик стоял у доски и решал задачки по алгебре. Учительница стояла к ней также спиной. Не отвлекая никого, Раиса Григорьевна тихонько зашла в открытую дверь и села на последнюю свободную парту.
         
        Когда же учительница у доски  повернулась к классу лицом, то  у гостьи на глазах появились слёзы. Перед её взором предстала во всей своей красе Вероника. Не стесняясь учащихся, Раиса Григорьевна поднялась на встречу, но  сделать шаг не успела, оказавшись в объятиях своей молодой коллеги. Она ещё тогда на экзамене поняла, что эта девочка пойдёт по её пути, станет учителем математики, что и случилось на самом деле. В это время прозвенел звонок на перемену и два педагога  остались в классе вдвоём.
         
       - Как я рада, Вероника, как я рада, ты даже не представляешь, - говорила пожилая учительница.- Я верила, что из того класса только ты сможешь учить в будущем детей математике, не обращая внимания на то, кто у них родители. Главное – любовь к математике. Это ты тогда продемонстрировала на моих глазах. А как же остальные? Валя? Костя? Таня?
          - Валя работает медсестрой в районной больнице, Костя - там же на местном молокозаводе водителем, Таня – уборщицей в нашей школе.
          - Да, Вероника, не зря говорят, что «время расставляет всё по своим местам».
          
         Потом молодая учительница повела Раису Григорьевну в учительскую знакомить со своими коллегами-учителями. Ей очень хотелось показать им ту, благодаря которой она не потеряла веру в справедливость в школьные годы. И не рассталась навсегда со своей любимой математикой. А ведь могла же! После того повторного  экзамена по алгебре в далёком  восьмом классе.

31.01.2016 г.

Фото из Интернета