Впечатления от книги Несвятые святые

Василий Макаров
Впечатления от книги «Несвятые святые»
на примере рассказа «Богословы»

Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» являет собой сборник рассказов, которые были записаны прямо из жизни с минимальной художественной обработкой. Их можно считать документальными, сам автор говорит о книге так: «Мне не было нужды что-либо придумывать — все, о чем вы здесь прочтете, происходило в жизни. Многие из тех, о ком будет рассказано, живы и поныне.»

Таким образом, документальность повествования позволяет нам проводить не столько оценку художественных способностей автора, сколько оценку реальных людей, ставших персонажами рассказов. Проводить такую работу по всему материалу книги мы не будем, это заняло бы значительное время. Но этого и не требуется. Для получения общего впечатления мы проанализируем персонажей одного рассказа «Богословы», тем более, что в рассказ вошли сразу три истории, не связанные между собой.

Первый эпизод рассказа описывает нам диалог, произошедший между отцом Иоанном (Крестьянкиным) и неким выпускником духовной академии. В процессе разговора отец Иоанн остроумно осадил молодого академиста, посмевшего назвать себя богословом. Дескать, только три человека за двухтысячелетнюю историю церкви удостоились такого высокого звания.

Сразу же, после этого диалога, автор показывает нам позицию прямо противоположную позиции отца Иоанна. «На самом деле для того, чтобы быть богословом, совершенно не обязательно носить рясу и заканчивать духовные академии». И в подтверждение своих слов автор приводит цитату из священного Писания, где апостол Павел писал: «Дух дышит, где хочет!»

Получается, что отец Иоанн не с выпускником духовной академии вёл диалог. Он противоречил и автору книги, и апостолу Павлу, и самому Писанию, которое не давало права церкви ограничивать в людях духовное искание и познание Бога.

Следующий эпизод рассказа повествует нам об одном генерале, служившем на Дальнем Востоке на базе стратегической авиации. На вопрос офицера, в чём смысл жизни, генерал ответил: «Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом!»

Автор тут же комментирует нам это высказывание так: «Я был потрясен! По глубине и богословской точности такое мог сказать только настоящий незаурядный богослов – богослов-мыслитель и богослов-практик.»

Вот тут уже хочется возразить самому автору. Нагорная проповедь Христа считается одной из основ христианского учения. Начинается она с так называемых заповедей блаженства, которые точными и ёмкими образами определяют основной круг людей, к которым и обращался Христос, тех людей, которые могут понять даваемое им учение. И среди заповедей блаженства есть этот стих: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

Таким образом, этот генерал высказал не азы христианского учения даже, а самую его фундаментальную основу. И что характерно, для этого не нужно быть богословом-мыслителем или богословом-практиком. Для этого достаточно хотя бы дочитать первое из четырёх Евангелий до пятой главы. Евангелие вообще написано простым языком для простых людей. Среди слушающих Христа были рыбаки, земледельцы, военные, ремесленники. Мало было действительно образованных людей. Именно поэтому Христос говорил так, чтобы любой человек смог его понять.

Чем же объяснить удивление автора, который услышал ответ генерала? У меня есть только один вариант ответа. Автор в среде священнослужителей редко встречал людей, понимающих Евангелие хотя бы также как этот генерал!

Третий эпизод рассказа завершает эту серию разоблачительных историй. Один священник, желая произвести впечатление на владыку Марка, архиепископа Германского, вёз его на своей машине по Подмосковью со скоростью более 140 километров в час. На замечания владыки Марка об ограничении скорости, этот священник похвастался, что у него «с полицией тоже всё в порядке».

Когда же их всё таки остановил сотрудник полиции и потребовал документы, между священником и полицейским произошёл диалог поражающий своей глубиной.

«Священнику было и обидно, и стыдно перед гостем, но ничего не оставалось делать – он протянул милиционеру права и техпаспорт, но при этом не удержался и едко добавил:
– Ладно, бери! Конечно, ваше дело – наказывать. Это наше дело – миловать!
На что милиционер, окинув его холодным взглядом, сдержанно проговорил:
– Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!»

Название книги «Несвятые святые» часто интерпретируют в том ключе, что прихожане и простые обыватели по церковной традиции считающиеся «несвятыми» проявляют чудеса духовного прозрения и даже подвижничества. Но с другой стороны, священнослужители, те, кому по рангу положено быть «святыми», проявляют чудеса бездуховности и даже религиозной слепоты.

Следует отметить, что подобная ситуация далеко не нова. Сам Христос в 23 главе Евангелия от Матфея говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» А в 21 главе мы читаем: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»

Таким образом, книгу «Несвятые святые» можно воспринимать как манифест, призывающий к изменению сложившейся далеко не нормальной ситуации. В некоторых аспектах даже автор, сам принадлежащий к когорте священнослужителей, не видит той глубины проблем, которые накопились между «святыми» и «несвятыми» людьми.