Гроза над Сосьвой-рекой

Александр Меркер
ГРОЗА НАД СОСЬВОЙ-РЕКОЙ
Наступило раннее утро. Белый пар курился над рекой, лебяжьим крылом поднимался над лесом. Солнце, только что вынырнув из-за островерхих елей и куполообразных сосен, завладело тайгой. Всё ликовало вокруг: и бездонное небо с редкими шапками облаков, и зеленеющие леса, и воды, и прибрежные скалы. У плёсного берега стояли изумрудные сосны с медными корнями, оголённо раскинутыми по поверхности почвы. Сосны глядели в реку, а там, в глуби средь облаков отражались другие, опрокинутые. Серебристые рыбы, выпрыгивая из воды, рождали множество солнц в каждой капле возмущённой ими реки. Птичьи голоса оглашали раннюю тайгу. Они, проснувшись еще до первого солнечного луча, вели бесконечные беседы.

Стоял весёлый шумный июль с тёплым дыханием лёгкого ветерка, с золотыми солнечными разливами. Вокруг носились стремительные береговые ласточки, а по галечной отмели проворно бегали длинноногие кулики. Радостная и кипучая жизнь царственно господствовала вокруг: луга и елани буйно соперничали друг с другом своим сочным разнотравьем, готовые пасть душистыми валками под литовками-косами жилистых косарей; широченные листья белокопытника, держащиеся на длинных черешках по всей прибрежной косе, в такт речной волне то поднимались, то опускались под воду.

Я сладостно-тихо наблюдал эту тишину, сидя в одиночестве на берегу Сосьвы. С реки струилась утренняя прохлада, она приятно ласкала лицо, руки. Вдоль берега стоят наши палатки, у самого уреза воды оборудовано костровище, а рядом – деревянная стойка, на укороченных сучках которой гроздью нанизаны наши кружки.

А вот и ребята один за другим выбираются из шатра и палаток, по росной траве бегут к реке, с громким плеском бросаются в воду, с шумом вынырнув, отфыркиваются, протирают ладонями глаза и только теперь наперегонки несутся на середину реки. Мы купались в утренней реке, когда вода в ней тысячами холодных игл обжигала наши тела.

Солнце стояло уже высоко, когда наши лодки одна за другой стали отчаливать от берега. Я, обойдя место нашей ночной стоянки на госте-приимной поляне, проверил, не оставили ли чего, отчалил последним. Течение медленно подхватило наши лодки, понесло вперёд, оставляя позади место нашего привала. Сегодня нам предстоит провести описание скальной и луговой растительности и, как всегда, вычерчивать схему реки Сосьвы, дать характеристику берегов, отмечать места, пригодные для стоянок и картировать все встречаемые скалы.
Солнце между тем поднималось всё выше, стало жарко. Сильно донимали оводы и слепни. К полудню стало душно, воздух парил. Как-то вдруг стало тихо: листья повисли неподвижно, травы не шелохнутся, куда-то исчезли оводы.
Мы поняли, что будет гроза. На первом удобном месте мы пристали к берегу, выгрузились и только-только успели поставить большой шатёр, как из-за лесной гряды выползла чёрная туча. Она стремительно приближалась и мгновенно  накрыла нас.  Блеснули  молнии и загрохотал  гром. Над лесом пробежал порывистый ветер, поднял воронки пыли и, кружа их, понёс вдоль реки. Вслед за этим на горячую землю упали первые тяжёлые капли дождя. Они запрыгали как ртутные шарики, обволакиваясь прибрежной пылью.

Дохнуло свежестью, и скоро набежали споркие косые струйки дождя, перешедшие в сплошной ливень. В тайге шёл раскатистый гул. Давно не было такой грозы. Гремело всюду: в горах, в тайге и над потемневшей рекой. Гремела земля, под вихревым напором шумели и скрипели деревья. Под напором ливня и ветра наш шатёр дрожал, казалось, вот ещё один порыв шального ветра и растяжки удерживающие шатёр, не выдержат и лопнут. Четырёхскатная крыша шатра ходуном ходила. Тент над шатром оглушительно хлопал на ветру, он надёжно защищал от ливневых потоков. Вдруг одна сторона шатра крутой дугой прогнулась внутрь, ещё миг и нас накроет упавшим шатром. Но кто-то из парней вскочил и всем корпусом упёрся во внутреннюю центральную стойку, не давая ветру уронить шатер. Несколько парней, не ожидая моей команды, ринулись наружу.
А там... Мохнатые чёрные тучи рвались с грозным рокотом, дух захватывало от беспрестанного блеска бесноватых молний, гремел гром, казалось, земля раскалывается на части, всё содрогалось вокруг. В ливне было торжество природы, её вдохновение и сила. Ветер неистовствовал. Вырванная вместе с колышком растяжка металась в воздухе, крыло тента трепыхало от шквального ветра, мешая нам уловить растяжку.

А из шатра раздавались подбадривающие возгласы девчат. Наконец, изловчившись, мы поймали растяжку, натянули её и укрепили, вогнав колышек глубоко в землю и стремглав бросились в шатёр. Не более минуты были мы снаружи шатра, но нитки сухой на нас не осталось...

Туча постепенно уползала. Вслед за нею над тайгой пронеслись последние косые потоки дождя. И как бы на прощание, от края до края горизонта ослепительно блеснула зигзагообразная молния, ударил и рассыпался гром, и гроза, как укрощённый зверь, стихая, смолкла за косогором.

Гроза, внезапно начавшись, также внезапно утихла. В небе появилось умытое солнце, её лучи брызнули над лесом. Упираясь одним концом в заливные  луга, а  другим в вершины скал, засверкала   радуга.  На травах  засверкали крупные капли дождевой воды, заблестели освежённые грозой деревья. Лёгкий ветерок пробежал по вершинам деревьев, с веток серебром сверкнули капли. Запели птицы, повеселели травы, заблестела изумрудами берёза. Лес источал смолистый запах, в лужах пузырилась дождевая вода.

От ливня вздулась река, с берегов в неё неслись шумные потоки. По бурной теперь реке несло подмытые деревья, обломанные сучья, шапки лугового сена.
 Спустив лодки на воду, мы поплыли дальше. Через пару часов мы заметили тонкую струйку дыма над лесом. Значит, где-то недалеко стоят покосники. За соснами над оврагов догорала вечерняя заря. Скоро дым от невидимого костра стал гуще. За поворотом реки медные сосны разом расступились.   У  края   лесного   оврага   на   поляне   стояло   несколько  шалашей покосников. К вечернему небу от костра вился синий дымок. Здесь мы и решили остановиться на ночь, благо покосники встретили нас радушно.

На поляне стояла тишина, в тёмном бору сгущались сумерки. Лес окружал поляну чёрной стеной; ветер слегка гулял по вершинам сосен. Ребята уже поставили шатёр, палатки, развели хороший костёр и перезнакомились с покосниками, девчата хлопотали с ужином.

...Пахло бором, прелью. В тёмном небе висел месяц, да блестела серебристая звёздная россыпь.

*******************************