Как я чуть не погибла в возрасте 4-х лет

Татьяна Кравченко 3
   Не сочтите нравоучением то, что я Вам попытаюсь рассказать.  Меня всегда очень беспокоило отношение к детям беспечных родителей, особенно молодых, неопытных, не знающих, что кроме навеянного романтизма появления в семье ребенка, есть ответственность за него перед людьми и, наверное, богом!
Мои рассказы сохранились в памяти еще от рассказов моей мамы,  но я считаю, что все они интересны в плане принятия мер по обеспечению безопасных условий роста и воспитания детей, а также и воспитания родителей.


    Это была весна 1953 года. Обычная весна, но я её хорошо помню, потому, что более-менее сознательный возраст  начался именно с этой весны.  Мы жили в доме, построенном отцом в самом конце лета. Помню, как папа сам сложил печь, а мама сварила суп из петуха, аромат которого помню даже сейчас.
 
    В нашем уральском городке самая  существенная достопримечательность -  это пески.   В сухое время лета загорать можно прямо на проезжей части дороги, недаром в переводе с какого-то местного языка, название реки и города переводится как «песчаное дно».  Ходить босиком - одно удовольствие, когда жарко, а в обуви – непросто, так как песок насыпается в туфли. Не  удивишься, увидев, как девчонки, снимают «лодочки», чтобы высыпать из туфель песок.

    Известно, что чтобы сложить печь, нужна глина, но чтобы до неё добраться, надо выкопать яму метра два глубиной, а то и больше.  Такую яму осенью выкопал отец, но вот зарыть ее не успел, так как, видимо, пришла зима. Отец торопился, было много забот, чтобы к зиме подготовить дом, в котором будут жить трое детей и ожидается рождение четвертого.   Эта яма так и осталась в зиму, а рядом с ней огромная куча вырытого из ямы песка.

   Пришла весна. Оказалось, что к нашему дому сбегается вся талая вода со всей округи, и образуется прямо-таки море местного значения. В песчаной местности вода держится недолго, всего пару дней, так как песок, оттаяв, моментально впитывает воду и становится сухо и радостно.  Но наша лужа несколько дней радует ребятню, которая притащив все, что держится на воде, устраивает заплывы на «плотах», старых дверях и корытах.
 
   Вода приходит прямо во двор, в подполье, не выйти из дома, трудно сходить за водой. «Прямо наказание какое-то» -  сокрушалась всегда мама: «Что за участок нам дали?». Ей было обидно и больно, что отцу – фронтовику,  выделили такое место под строительство дома. А соседки  повторяли: «Мы говорили вам, что тут весной вода, но вы слушать не хотели».
 
   В принципе, видимо, выбора не было. Всегда удивляюсь, что у нас в стране, мало что делается для отдельно взятого человека. Вроде бы все делается для людей, но обязательно за счет кого-то.  Наши родители думали, что соседи просто не хотят, чтобы у них отрезали часть участка, так как нашей семье выделили землю как раз между соседями.

   Когда вода стала прибывать, отец сделал мосточки из досок, чтобы можно было добраться до земли и сходить за водой, да и самому ему приходилось несколько дней ходить на работу в обход по смежным кварталам. Хорошо еще, что крыльцо было высокое, это было прямо лучшее место для моих прогулок.
 
   Помню, после обеда, мама стала укладывать младших детей спать, а меня выпустила на крыльцо, подышать.  Увидев мосточки,  я тут же,  глазом не моргнув, забыв о предупреждении мамы, покачиваясь и восторгаясь своей смелостью, пошла  сначала по мосточкам, затем перепрыгнула на островок песка, возле временной изгороди из хрупких жердей. Солнце светило, по   воде бежала мелкая рябь и все это я видела, возможно, первый раз в жизни. По крайней мере, я помню,  что мое состояние было настолько  восторженным, так было радостно, что я ни о чем не думая, отдалась во власть этого состояния. Тут ветерок пригнал большую еловую ветку от новогодней елки. Кое-как выудив ее  из воды, я стала махать над водой в восторге от  невиданного зрелища возникшей от брызг радуги. Когда радуга прекратилась, я наклонилась, легла животом на жердь, макнула ветку в воду и в ожидании чуда…

   Это ожидание чуда я вспомнила однажды случайно, уже будучи взрослой. Не помню, при каких обстоятельствах, но знаю, что когда я это вспомнила, мороз пробежал по коже.  Ужас. Что тогда спасло меня, то ли законы физики, то ли ангел хранитель, то ли на свете есть бог, который бережет нас, грешных?

   Все, что пришлось пережить в детстве, хранится где-то в уголке памяти, чтобы однажды вспомнить, и может быть, предотвратить какую-то беду.  Я тут же вспомнила следующий момент, после ожидания  чудо-радуги: темнота, нет возможности вздохнуть, жгучий  скребущий холод и какую-то силу, которая тянет меня наверх, где высоко-высоко брезжит свет. 

   Думаю, что спасло меня зимнее пальтишко, вата которого, не успела напитаться водой и вытолкнула меня из глубины той ямы, которую оставил отец, доставая глину. Оборванная жердь, видимо, одним концом, зацепилась за край ямы, хотя где был ее край, увидеть было невозможно. Кругом вода.  Еще немного помню, что первое, что пришло мне в голову, это то, что как-то некрасиво получилось, что я свалилась в воду в пальто. К этому моменту пальтишко намокло и стало тянуть меня назад, в яму. Но я уже знала, что там темно и страшно и, ухватившись за жердь, сама не знаю как,  выползла на край ямы. Еще успела забраться на мосток, а дальше помню только, что мама бежит мне навстречу по мостику и в ужасе смотрит,  как с меня потоком сбегает вода. Наверное, она сразу поняла, что со мной случилось.

   Никто меня не ругал, а отец, вернувшись с работы, сразу все понял, увидев оборванную над ямой жердь и ветку  от новогодней елки.


   Пожалуй, мама и отец разговаривали между собой в ужасе от того, что могло случиться, если бы не законы физики, и не помощь Всевышнего. Трудно поверить, что ребенок четырех лет, смог выбраться из такой ситуации без чьей-либо помощи.

   Помню только, что мама спросила: «Видел кто-нибудь тебя, когда ты упала в яму?». А я её успокоила: «Нет, мамочка, никто не видел!».