Замок Раковая шейка

Владимир Иванов 14
Быстро, однако, время летит. 16 лет уже прошло с тех пор , как мы с Анатолием (свояк- муж моей сестры) ставили фундаментную обвязку. Неквалифицированную работу делал я: копал ямы под фундаментные столбы, обтесывал бревна; а размечать  и рубить «замки» — это Анатолий. Я знаю разные виды «замков»:в «чашку», в «лапу», в «охряпку».  Но  он рубил иначе. И когда я спросил, как называется такой «замок», он ответил; «Не знаю. У нас так рубят.». Про себя, я назвал этот замок - «раковая шейка», может быть излишне красиво , но это небольшой грех. Функциональная же особенность этого «замка » состоит в том, что он позволяет связать бревна фундаментной обвязки в одной плоскости. Продольные и поперечные бревна обвязки оказываются на одной высоте. Очень устойчивое основание. А необходимая «разбежка» достигается тем, что первый  венец, положенный на обвязку вяжется из бревен разной толщины (поперечная пара — толстые  бревна, а пара продольных бревен — меньшей толщины).

Связанные в раму два семиметровых бревна и три пятиметровых поперечных впечатляли! «Квадрат Малевича» отдыхает! Я получал эстетическое наслаждение, глядя на нашу работу. Подошли плотники с соседнего участка, одобрили. Подошли другие, которые ставили сруб метрах в трехстах от нас и у них уже пять венцов было положено. Посмотрели и тоже, как говорится, положительно отозвались. Под вечер пришел сердитый мужик с другого конца деревни, с книжкой под мышкой. Долго ходил смотрел, только что не обнюхивал. Потом сказал: «Все не так. Вот книжка. Я по этой книжке два сруба поставил. Вот так надо делать». Сунул мне в руки книжку и ушел. Позже мы с этим мужиком стали лучшими друзьями.

Сейчас, когда я стал рубить обвязку под сарай, я вспомнил, как мы с Анатолием ставили мою избушку. Не все, однако, можно в умных книжках прочитать.