Моё открытие Франции

Галина Рогалева
«Путевых заметок по Франции почти не существует, - вот что дает мне смелость напечатать свои».  Стендаль: «Записки туриста»

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

Посетить Францию мне хотелось чуть ли не с рождения. Ведь все мы столько знаем о ней! Из учебников, книг и фильмов, по музыке и песням, из рассказов счастливцев, посетивших страну еще в советские времена… Канны и Гренобль, Бретань и Нормандия, а теперь еще и нашумевший Куршавель - всё это в разные годы было на слуху. Французская литература на филфаке расширила мои знания настолько, что хотелось воочию увидеть дворцы и трущобы, замки и храмы загадочной страны, познакомиться со сценами парижской и провинциальной жизни французов не по «Человеческой комедии» Бальзака, а наяву.
Эта маленькая шестеренка на карте Европы вместила столько потрясающих историй, легенд и красот,  неведомыми путями проникла даже в наше отдаленное на тыщи километров Забайкалье. В читинской церкви венчалась с красавцем-декабристом Петром Анненковым французская провинциалка Полина Гёббль, ставшая после принятия православия Прасковьей Егоровной. В далёком от всего цивилизованного мира Нерчинском Заводе на старинном кладбище покоится с женою коллежский советник французского происхождения Егор Барбота де Марни, внесший немалый вклад в развитие Нерчинского горного округа (между прочим,прадед Натальи Варлей!). Да и в наши дни среди привычных Пешковых или Эповых нет-нет и мелькнет вельможная французская фамилия, доставшаяся потомкам неведомо каким чудом -  Деспирак (Де Спирак)… (С человеком под такой фамилией мне удалось поработать).
Меня долго не пускал в это прекрасное далёко банальный страх: «ох не близко»… Да и проблемы со здоровьем… А сколько надо средств!
Когда же дочь на последнем курсе  читинского иняза сообщила,  что у них на кафедре появилось объявление, приглашающее продолжить обучение во Франции, я решилась: пусть хоть ребенок осуществит мою заветную мечту! Мы продали оставшуюся  от мужа  однюшку и послали запрос в несколько провинциальных французских университетов, наивно полагая, что там учеба и проживание будут менее затратны…
И вот уже третий год моя Агния во Франции. Приняли ее в Руанский университет – это в Нормандии. И за эти три года дочь сумела закончить  два бакалавриата (государственное образование там, между прочим, бесплатное). Период адаптации опускаю: культурный шок не всем по силам в другой стране и моя дочь не исключение. Но постепенно девочка прижилась, а потом и полюбила,  не такую уж и комфортную по нашим  понятиям, Францию. 
В эти три года моя поездка – уже к дочери - стала для  обеих навязчивой идеей.
Как известно, запрягаем мы долго, а собралась -  в одночасье. Что подстегнуло? Где-то в феврале прочла заметки о путешествии Чехова на Сахалин. Потрясло, что он со своей чахоткой на перекладных лошадях, да по тем ещё дорогам! - только до Иркутска добирался 40 дней… И что ж, сказала я себе, - мне  не осилить расстояние до Москвы за 4 дня поездом! А там до Парижа рукой подать – четыре часа на самолете… Словом, побежала в турбюро и - в путь!
Выехала в день России - 12 июня. Не верилось до последнего момента (москвичам и питерцам это не понять - пишу для провинциалов вроде меня), что всё получится. Потому в поезде, где все сразу сближаются, не призналась попутчикам куда еду. Теперь смешно, а тогда побоялась непредвиденных обстоятельств, уж очень часты они в нашей жизни!
В Москве я не была года четыре, в Шереметьево - почти 15-ть лет и потому испытала настоящий  шок, увидев поразительное преображение. В 1996 году улетала в Австрию – из грязного, неуютного, неухоженного аэропорта, теперь же Шереметьево блистало – кардинально изменился и сервис, и внешний вид. Более того, когда приземлились в аэропорту имени Шарля де Голля, бросились в глаза  не только его масштабы, но и обшарпанные стены сервисных помещений, не очень чистые  дорожки с мягким покрытием в длинном переходе…

BONJOUR, PARIS!

 «Я провёл в провинции несколько месяцев и пишу книгу, но я не решился бы говорить о Париже, где живу двадцать лет. Изучить его - дело всей жизни, и нужна очень светлая голова, чтобы распознать подлинную сущность явлений под скрывающей их модой, которая сейчас более чем когда-либо властвует в нашей стране над истиной».  Стендаль

Можно ли после таких слов завзятого путешественника, известного  не только своими романами, но и непревзойденными «Заметками туриста» (откуда и взята цитата) сказать что-то новое о Париже? И вообще, надо ли писать о городе, в котором побывал уже, наверное, каждый второй гражданин мира?
В таких размышлениях прошло несколько месяцев после моего возвращения из Франции. И все же я решилась на эти заметки, жестко сказав себе: никаких обобщений, только то, что зацепило!
Итак, 18 июня 2010 года я впервые ступила на парижскую землю. И первое, что испытала, выразилось перефразом вальса Журбина к кинофильму "Биндюжник и король": «Ну вот и я в задрипанном Париже, смотрю по сторонам, и что ж я вижу?!»
Париж, и правда, оказался не таким уж  праздничным, как его изображают в туристических проспектах.  На въезде из аэропорта город был сер и не блистал чистотой.  Особенно поразили огромные рекламные растяжки на высотках с изображением нашей нижегородки  Наташи Водяновой   в нижнем, пардон, белье. Это на окраине-то  города - в арабских кварталах!
Удивил и отель, забронированный мною на две недели. Выбирая «Бельжиг»  (10, rue Bruxelles) по рекомендациям турбюро, я клюнула на то, что он находится почти в центре Парижа - у подножия Монмартра, и рядом с метро! Так на деле и оказалось. Вот только своим внутренним содержанием гостиница вызвала шок -  крохотная, с узкой витой лестницей в три этажа и плохо меблированными комнатами, она была  ничуть не лучше наших районных - периода 70-х годов прошлого века. Мы с дочкой растерялись, увидев зашарпанную, старую (не старинную!) мебель, древние замшевые шторы и двуспальную кровать, застеленную поперек простынями.  Дочь, всплеснув руками, не смотря на мое сопротивление, тут же сбегала в магазин за постельным комплектом.  Перестлала постель, заменила полотенца…
В квартале от гостиницы - знаменитое кабаре Мулен Руж и по улице, на которой оно находится, располагается множество  прочих увеселительных заведений. А прибыла я во Францию  накануне выходных.  И, то ли поэтому, то ли по случаю какого-то неизвестного мне праздника, проходившего в эти дни,  первая парижская ночь  осталась  в памяти кошмаром. Было даже ощущение, что я в родной Чите – неподалеку ревели без глушителей мотоциклы, под окнами визжали далеко заполночь сомнительные девицы, кричали невесть  что и по какому поводу изрядно подпившие парни. Словом, с большим трудом забылась я под утро…
Но первые впечатления и минимум  гостиничных удобств не омрачили отдыха. Париж постепенно, день за днем, завоёвывал мое сердце. К тому же  вскоре приехала из Москвы подружка дочери, разместилась где-то на окраине Парижа и заверила, что мой номер по сравнению с ее апартаментами - просто люкс! Да и находиться мне в Бельжиге пришлось недолго - на несколько дней уезжала к дочери в Руан.
Но, все по порядку. Наутро, приняв в гостинице трансконтинентальный завтрак (кофе, круасан, джем и масло с хлебушком), я отправилась на Монмартр.

Мулен Руж, Монмартр и Сакре-Кёр…

Когда много слышишь и читаешь о чем-то – словно срастаешься с этим, словно хорошо уже знаешь, и остается только увидеть своими глазами, а получится – потрогать, и возрадоваться…
В волнении я впервые ступала - одна, без знания языка,   по Парижу.  Меня вело наитие и многолетний опыт туриста: в городе, известном всему миру, не затеряешься! Совсем немного пройти от отеля - метров 50-80  по rue Bruxelles - и где-то там, за углом, будет знаменитое кабаре.
И в самом деле, сворачиваю за угол  - тут кафе, аптека, от них - зебра перехода, на которой стоят и буднично, не взирая на проходящие рядом машины, беседуют две арабки. А вот и оно – яркокрасное, со знаменитыми мельничными крыльями, воспетое и в музыке и в песнях, и в стихах, да уже не только французами -  Мулен Руж!
Сомнительное по своей сути кабаре находится на улице, сплошь усеянной секс-шопами. Но французы говорят: кто не видел Мулен Руж, тот не сможет понять Париж! Кабаре - часть истории этого города, его традиций и духа. С конца 19 века – это символ надежд, разбитых сердец, творчества, порока и красоты... Здесь зародился знаменитый французский канкан…
Казалось бы, причем тут красная мельница, венчающая кабаре?! Но без нее  здание театра было бы похоже на примитивную забегаловку. А в наше время здесь считают за честь выступать звезды мирового масштаба. Такие как Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Шарль Азнавур и многие-многие другие. Современный Мулен Руж - это шоу, зрелище, нечто среднее между ночным клубом и музеем. Здесь по-прежнему танцуют канкан, веселятся, грустят и познают праздник, который всегда с нами - Париж.
Я наблюдаю за потоком туристов, бредущих в одном направлении и устремляюсь вслед. Широкий зеленый бульвар окаймлен велосипедными дорожками, по которым тихо крутят педали парижане. Немного задумалась, глядя по сторонам, и услышала сигнальный звонок за спиной - пришлось перейти на центральную аллею…  Ах, да… Я еще не сказала, что в начале бульвара закреплены дорожные стрелки, одна из которых указывает направление в сторону площади под названием Stalingrad.И название это, сохранившееся в сердце Парижа, кольнуло уже в моё сердце...
Вершина Монмартрского холма  - базилика Сакре-Кёр. Я увидела храм в просвете  поперечного проулка, заметно ведущего на подъем  – свернула в ту сторону и попала в разношерстную толпу. Улица напоминала китайские ряды в Чите – по обеим сторонам шла бойкая торговля дешевым и не очень качественным сувенирным товаром. А посредине – через каждые 15-20 метров – «работали» наперсточники! Любопытно было наблюдать, как им помогали «ассистенты», изображающие везучих  игроков. Хмыкнув про себя, уже смелее отправилась дальше – Париж становился в моих глазах обыденней и проще.
Но вот и вершина Монмартра – Сакре-Кёр. Я уже знаю из проспектов, что по высоте этот храм -  94 метра - превосходит высоту самого монмартрского холма (65 м.) Архитектура храма не совсем традиционна для католической Франции, здесь совмещены готический, византийский, романский и ренессансный стили. Когда базилика была построена парижане саркастично прозвали ее "национальный торт". А из-за белого цвета "сахарной головой" - Сакре-Кёр построен из особого камня, который прочен как гранит и белеет во время дождя.
У подножия – первая смотровая площадка, от которой можно подняться к вершине на фуникулере или по дорожкам разной сложности. Здесь же:  яркие детские карусели, фонтаны и,  застывшие в интересных позах, мимы. Последние встречаются повсюду в Париже. Не сразу и поймешь, что это не  скульптуры. Но по просьбе туристов они с удовольствием меняют позы, фотографируются, весело общаясь с окружающими, поднимают настроение, и таким образом зарабатывают на жизнь.
Одолев 237 ступеней, я вышла к подножию базилики и увидела фантастическую панораму. В легкой дымке передо мной лежал город-мечта, город-легенда. Я увидела вдали пересекающую город Сену, неизвестные мне высотные здания, Эйфелеву башню… 
Так началось мое открытие Франции.

ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ: ДОМ ИНВАЛИДОВ.

«Вовсе не из эгоизма я постоянно пользуюсь словом «я», а только для большей живости изложения».  Стендаль «Записки туриста».

19 июня, суббота, вторая половина дня. Итак, я продолжаю рассказывать о первом своем дне в Париже (на самом деле, конечно, втором, но день приезда и обустройства уже не считается).
Я благополучно тем же путем вернулась с Монмартра в гостиницу. Часам к 12-ти обещалась прибыть из Руана дочь. Еще вчера мы запланировали с нею отправиться на левый берег Сены – к главным, культурным достопримечательностям французской столицы.
Агния, конечно, задержалась. Конечно, опоздала  на поезд… Позвонила… Еще раз задержалась… Дочь есть дочь. Она и за границей остается маленькой, недисциплинированной и соответственно покаянно виноватой. Примчалась, на скорую руку пообедали в номере – в небольших парижских гостиницах вроде Бельжик предусмотрены только завтраки. Быстренько набросали план действий на ближайшие дни и – к метро Blanche. Благо оно было рядом – в пяти минутах ходьбы (о подземке отдельный рассказ)…
Минут через 30-40 мы уже были на Левобережье.
- Как же ЭТО можно не любить?! - воскликнула, раскинув руки, моя не такая уж и экзальтированная дочь. Мне пока не совсем  были понятны ее ощущения. Погода не жаловала – дул противный холодный ветер, и температура воздуха заставляла желать лучшего. Но…
Перед нами лежало огромное зеленое поле, противоположную сторону которого ограждал величественный памятник архитектуры - собор Святого Людовика, именуемый Домом Инвалидов. Неподалеку - набережная Сены и золотом отсвечивает, наверно, самый красивый мост - Александра Третьего. Чуть в стороне виднеется макушка Эйфелевой башни… Рукой подать и до знаменитого музея импрессионистов Орсэ - туда мы отправимся завтра…
Озираясь по сторонам, пытаюсь во всем этом разобраться и вникнуть. Расспрашиваю дочь о Доме инвалидов. Сейчас там музей Армии, где имеется огромная коллекция воинских трофеев, доспехов, оружия, знамен и даже игрушечных солдатиков. Здесь же находится резиденция военного коменданта Парижа, проводятся официальные церемонии и парады. А когда-то в этом огромном здании был военный госпиталь и приют для ветеранов. Дом и строился по приказу Людовика Четырнадцатого в конце 17-го века как военный госпиталь и приют для воинов, терявших способность к службе - по болезни, из-за ранения или просто в связи с преклонным возрастом. В начале 18-го века Дом Инвалидов давал пристанище уже нескольким тысячам ветеранов армии и стал образцом заботы о бывших воинах для всей Европы. К слову сказать, ветераны по-прежнему здесь обитают.
Славу же Дому Инвалидов принесла не столько его история, сколько его великолепный собор с богатым золотым куполом. Когда приют принял первых постояльцев, церковь для них только строилась. На всем протяжении строительства проект неоднократно корректировался разными архитекторами, и в результате от первоначальной скучноватой и монотонной архитектуры не осталось следа - собор обрел вид богатейшей королевской капеллы…
А на поле между тем в окружении голубей прикорнул какой-то бездомный…
К сожалению, посетить музей мне не удалось – видно, придется еще сюда вернуться. Когда-нибудь…

СИМВОЛ ДРУЖБЫ – PONT ALEXANDRE III

 «Читать вместо того, чтоб смотреть, - это значит плохо исполнять обязанности путешественника». Стендаль «Записки туриста».

Право, не знаю, достоинством или недостатком считать то, что я гуляю по Парижу не с профессиональным экскурсоводом, а с родной дочерью. С экскурсоводом, наверное, было бы познавательней. Но мне радостно видеть, как моя девочка неплохо ориентируется в этом огромном городе и, что особенно отрадно, за относительно короткий срок успела познакомиться в нём со всеми важными для сердца и ума местами. А ведь живет дочка в полутора часах езды от Парижа и максимально загружена учебой в Руанском университете.
В ожидании моего приезда, Агния, тщательно продумала маршруты наших путешествий и с первого дня старалась  показать всё самое-самое… Признаюсь, не всегда удавалось справиться с заданным ею темпом, в полной мере уловить нужную информацию, но я старалась этого не показывать и наверстывала упущенное в гостинице – просматривая проспекты, фиксируя в блокнотах увиденные места, чтобы после восполнить то, что не успела уловить с первого взгляда. И все же, прав Стендаль (да и  наша народная мудрость): лучше один раз увидеть, чем два раза услышать (то бишь прочитать).  Вот и смотрела во все глаза, благо, было на что!
От Дома Инвалидов рукой подать до знаменитого Моста, который носит имя российского императора Александра III.  Все, кто хоть однажды видел это чудо архитектуры, сходятся во мнении, что нет более роскошного и элегантного моста в Париже.
Он соединяет левый и правый берега Сены между Домом Инвалидов и Елисейскими полями, и прекрасен в любое время дня и ночи. Мне удалось наблюдать богатое убранство моста и во время прогулки по набережной, и проплывая по Сене на катере. Фонари по всему мосту - настоящие произведения искусства. Они окружены амурами, которые символизируют Войну, Сражение, Сельское хозяйство, Искусство. Жаль, нельзя представить  в иллюстрациях к моей зарисовке сразу несколько фотографий!
Мост можно смело назвать кусочком России в Париже. Он и подарен Франции последним российским императором Николаем II, давшим этому строению имя своего отца. Первый камень был заложен в 1896 году, когда российско-французские отношения переживали подъем, а открыт мост к началу Всемирной парижской выставки в 1900 году. Вот за какой короткий срок более века назад создана такая красота!
В центре моста - арки, украшенные медными нимфами Сены и Невы. По обеим сторонам – пилоны, представляющие историю Франции. В их основаниях: на левом берегу – мраморные статуи, символизирующие Францию Людовика XIV и Францию Ренессанса, на правом представлена Франция средневековая и современная. Венчают пилоны на высоте семнадцати метров видные со всех сторон побережья бронзовые позолоченные статуи. Это «Слава и искусство», Слава и наука» - на правом берегу, «Слава и промышленность», «Слава и торговля»  - на левом.
Побывав на мосту и сфотографировавшись с амурами и нимфами, можно прогуляться до Дома Инвалидов, посмотреть Собор и Музей Армии, зайти в музей Родена или в музей Орсэ – все это на левом берегу Сены. На правом можно посетить Малый Дворец или Нотр Дам, а затем прогуляться по Елисейским Полям до самой Триумфальной арки…
Мост Александра Третьего (второй вариант – в Моём мире, текст к фотоальбому)
Между Домом инвалидов и Елисейскими полями через Сену перекинут однопролетный металлический мост, который носит имя российского императора Александра III. Пожалуй, это самый роскошный и элегантный мост в Париже. Никакой  другой не имеет такого богатого убранства. Очень надеюсь, что мои фотографии хоть чуть-чуть подтверждают это. Фонари в стиле art nouveau окружены амурами, которые символизируют Искусство, Войну, Сражение и Сельское хозяйство. А арки в центре моста украшены медными нимфами Сены и Невы ( архитектор Ресипон). Пилоны моста представляют историю Франции. У их основания – мраморные статуи, символизирующие Францию Людовика XIV и Францию Ренессанса - на левом берегу, а Францию средневековую и современную - на правом. Как видите, на высоких пилонах (17 метров) находятся бронзовые позолоченные статуи. Это «Слава и искусство», Слава и наука» -  на правом берегу и «Слава и промышленность», «Слава и торговля» - на левом берегу.
Мост можно смело назвать кусочком России в Париже. Он подарен Франции последним российским императором Николаем II, давшим этому строению имя своего отца. Первый камень моста заложен в 1896 году, когда российско-французские отношения переживали подъем. Как и Эйфелева башня Мост, строился к Всемирной выставке - открыт в 1900 году.
Побывав на мосту и сфотографировавшись с амурами и нимфами, можно прогуляться до Дома Инвалидов, посмотреть Собор Инвалидов и Музей Армии, а затем зайти в музей Родена или в музей Орсэ – это всё на левом берегу Сены. На правом можно посетить Малый Дворец, а затем прогуляться по Елисейским Полям до самой Триумфальной арки.
Мне удалось увидеть Мост еще и с прогулочного катера – во время путешествия по Сене.

                ТРИУМФАЛЬНАЯ  АРКА

"Я наспех записываю впечатления, которые вынес из своих путешествий, и знаю, что не все в них может выдержать строгую критику..." Стендаль "Записки туриста"

 Как я уже писала, первые дни моего пребывания в Париже были очень холодными. Тоненькая ветровка не спасала от ветра и довольно низкой температуры. Дочь, озабоченная маминым здоровьем, на второй же день сделала попытку «утеплить» меня, но, слава Богу, в ближайшем магазине ничего из одежды мне не приглянулось, а  на другой - просто не захотелось тратить время и деньги (повторюсь, Париж – самый дорогой город в Европе). Да и мерзнуть пришлось недолго, дня через два заметно потеплело, а 22 июня наступило настоящее лето.
Но пока всё еще холодно. И, превозмогая ветер, мы бредем с Агнией к Елисейским полям. Наш путь начался от Триумфальной арки - еще одного важного символа Франции. Если верить туристическим буклетам, Ars de Triomphe - самая высокая  арка в мире – 50 метров. Строилась она по инициативе Наполеона во славу побед и мощи государства  почти 30 лет. И потому императору  увидеть арку не пришлось – к окончанию строительства в 1836 году Наполеона уже не стало.
 Под аркой я просто скукожилась - такой там был сквозняк! Но от этого грандиозность сооружения не утратила своего значения. На барельефах отражены сцены самых великих побед императорских армий, на внутренней стороне – выгравированы внушительные списки французских генералов и названия мест сражений...  А под ногами – внушительная металлическая плита из нержавеющего металла:
                6 SEPTEMBER 1870
                PROCLAMATION
                - DE LA -
                REPUBLIQUE

Почти на 50 лет раньше нас французы провозгласили республику. Впечатляет!
Подняться на арку в такой ветреный день нам не захотелось, да и зачем? Ведь впереди нас ждала Эйфелева башня с высоты которой открывается вся панорама города!
PS. Уже в гостинице я прочла в одном из прихваченных с собой проспектов весьма любопытную историю. В 20-х годах прошлого века под сводами арки была создана могила Неизвестного солдата и ежедневно осуществлялось зажжение символического Мемориального огня. Так вот однажды личный секретарь знаменитой Эдит Пиаф решил изжарить на этом огне… яичницу! Само собой, закончилось это немалым штрафом.
Увы, в нашей стране в последние  годы в таких священных местах происходят гораздо более драматичные, и даже трагичные, события...

Les Champs-Elysees - самый красивый проспект...

Итак мы шагнули с дочкой  на легендарный проспект от Триумфальной арки. Пройти его до конца сил, конечно, не хватило. Даже до площади Согласия не добрались.  Но масштаб впечатлил! Посмотрите, какие с обеих сторон широченные прогулочные зоны! Сколько на них встретилось нам людей - разных национальностей, со всего света.
Елисейские поля - самая посещаемая достопримечательность Парижа. Глядя на это чудо цивилизации невозможно поверить, что когда-то тут были болота и водились дикие утки, на которых охотились французские короли. Но по воле Марии Медичи с начала 17 века поля постепенно превратились в самую крупную магистраль Парижа. Сегодня она протянулась почти на два километра, а по ширине - более 70 метров. Здесь живут самые богатые люди Франции, здесь расположены самые фешенебельные магазины, кинотеатры и рестораны... Здесь проходят военные парады... Здесь же и резиденция главы Французской республики, в прошлом дворец графа Эвре, а теперь Елисейский дворец, где живут и работают все президенты.
«La plus belle avenue du monde», - так сами французы называют Елисейские Поля, что в переводе и означает: самый красивый проспект в мире.
Название же это - Les Champs-Elysees - происходит от древнегреческого - элизиум, то есть - поле прибытия. В словарях еще отмечается, как обитель праведников, место, где живут бессмертные герои, или - райское место, блаженный уголок. Согласитесь, французы и в названиях имеют вкус! Только я так понимаю, блаженным этот уголок был в те самые времена королевских охот. Сегодня это место проживания, безусловно,  для избранных.
...Мы шли прогулочным шагом, любуясь красотой домов, по пути сворачивая в смежные улочки - к католическому храму, а потом и к православному - святого Александра Невского. Оттуда забрели на бульвар Сен Жермен, где  в свое время обитали русские эмигранты. А с бульвара вновь вышли на магистраль - к кафе де Флёр, где сиживали наши самые известные писатели и поэты серебряного века. Далее была Сорбона - старейший университет Европы, где учились многие наши соотечественники. В частности, О.Э.Мандельштам и Николай Гумилёв.

Cathedrale Saint-Alexandre-Nevsky de Paris
 Кафедральный собор Александра Невского

  Медленным прогулочным шагом мы с дочей продолжаем свой путь по главному проспекту Парижа, то и дело сворачивая в смежные улочки – то к строгому в своем архитектурном величии  - католическому храму. То к сверкающему на солнце и такому родному – православному Cathedrale Saint-Alexandre-Nevsky de Paris.  Церковь Cвятого Александра Невского находится  на улице Дарю - не очень далеко от Триумфальной арки и бульвара Сен Жермен, где долгие годы обитали русские эмигранты.
Легко представилось, что в этом храме бывали многие представители Серебряного века. Соловьев и Гиппиус, Тэффи и Ходасевич, Адамович и Слоним,  Одоевцева и Цветаева. А позже, наверно, и Набоков... В чем каялись, с какими просьбами обращались они к Богу? Кому-то удалось вернуться на родину, а  кто-то навсегда остался на русском кладбище французской столицы… Здесь же, говорят, Пикассо венчался с Ольгой Хохловой. А погребальные службы свершались по Шаляпину, Тургеневу, Бунину и всемирно известному художнику Василию Кандинскому (предки которого покоятся в нашей забайкальской земле - г.Нерчинске и его окрестностях.)
Уже вернувшись домой, я  узнала из путевых заметок Владимира Познера, транслировавшихся на первом канале, что храм этот построен в 1892 году на средства матери Александра III и долго пребывала в этом заблуждении. То ли Познер напутал, то ли я чего-то не поняла, только, заглянув в интернетные справки, обнаружила, что церковь была освящена аж в 1861 году и строилась с 1847 года для русской православной общины во Франции с согласия Наполеона III. Царь Александр II  внес на строительство 50 тыс.рублей золотом. Но главным образом финансирование  осуществлялось на пожертвования, сделанные русскими в России и во всем мире.  Проект вызвал большой интерес и во Франции - к пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.
С 1922 года  церковь объявлена собором и главным храмом приходов русской эмиграции.
А в 1983 году здание собора причислено к историческим памятникам Франции.
...День клонился к закату и храм, к сожалению, закрывался. На крылечке стояли служители с прихожанами - время от времени слышалась то русская, то французская речь. Велико было искушение подойти к ним, но мы с дочкой не рискнули (о чем теперь очень жалею). Постояли с почтением перед Собором, отвесили нижайший поклон и сфотографировались на память.

Cafe de Flore. Здесь бывала Марина…

Словно в продолжение темы о русской эмиграции, от собора Александра Невского мы  забрели на бульвар Сен Жермен, который вывел к кафе де Флор.
Вот он - богемный Париж, неотъемлемой частью которого являются многочисленные кафешки и ресторанчики! Здесь их столько, что легко понять причину радостного возбуждения Хемингуэя, благодаря которому его безмерная любовь к Парижу увековечилась словами о празднике, который всегда с тобой... И когда только Хэм успевал писать свои великие книги?!  Вполне возможно, что и в кафе де Флор  он сиживал с друзьями.
Но для нас этот ресторанчик особо привлекателен тем, что был излюбленным местом встреч российских эмигрантов первой волны, проживавших неподалеку в Латинском квартале.
«После завтрака мы пошли в кафе «Флор», сели там в уголок», - пишет Марк Слоним о встрече в Париже с Мариной Цветаевой и художницей Натальей Гончаровой в конце января 1929 года («Мгновений след» - сборник мемуаров, «Вагриус»,М., 2006, стр.187). В те времена здесь можно было встретить Зинаиду Гиппиус, Георгия Иванова, Ходасевича, Тэффи, Ирину Одоевцеву, Нину Берберову…
Французы же утверждают, что тут витает дух Апполинера, великого французского поэта и знатока живописи, с легкой руки которого обрели известность новые веяния в изобразительном искусстве - кубизм, авангард и прочие…
Ну, а сегодня в кафе можно встретить не менее известных  знаменитостей, таких как Катрин Денев или Жан-Поль Бельмондо...

МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИСТОВ ОРСЭ

В воскресенье, 20 июня, мы отправились на левый берег Сены - в уникальный музей, расположенный в бывшем здании вокзала железнодорожной станции Орсэ. Он находится в центре Парижа, между бульваром Сен-Жермен и Сеной, а точнее на ее набережной. Неподалёку Тюильрийский сад и Лувр. Целый квартал занимают здесь многочисленные государственные учреждения и министерства. Мы прошли от Дома Инвалидов до набережной Сены - совсем рядом здесь находится еще одно замечательное сооружение - мост Александра Третьего, но о нём отдельный рассказ...
День был ветреный, холодный, тем не менее, возле музея стояла длинная-предлинная очередь. Кого в ней только не было! Запомнилась крошечная японка в каком-то немыслимом наряде - коротеньком платьице, легкой курточке и в кедах. За нами стояли респектабельные, хорошо одетые американцы - он белый, она - черная... Все благочинно, соблюдая дистанцию, ждали своей очереди в кассу, а затем около 30-40 минут - в музей. И это стоило того!
Вокзал Орсэ был открыт в 1900 году и просуществовал до 1939 года. Он чудом спасся в период гитлеровской оккупации и послевоенной разрухи. Только в 70-е годы прошлого века началось преобразование вокзальных залов, и в 1986 году Орсэ был торжественно открыт как музей.
Здесь собраны богатейшие коллекции живописи, скульптуры, декоративного искусства, фотографии  и архитектуры второй половины 19-го - начала 20-го веков. «Флейтист» и «Олимпия», Мане и Моне, импрессионисты и символисты, пастели и акварели, миниатюры и монументальные полотна привлекают как специалистов-художников, так и любителей со всего света.
Итак, мы открываем для себя художественные экспозиции музея. Они начинаются уже перед входом в музей - с чугунных женских фигур, олицетворяющих шесть континентов. Скульптуры заполняют весь центральный зал и террасы по двум сторонам здания. Сам зал вызывает восхищение уже тем, что в нем сохранилось функциональное назначение вокзала. Под высокими сводами нетрудно представить гул поездов и суету пассажиров. Здесь дружески соседствуют скульптуры Дюбуа и Домье, Дега и Гогена, Бартоломе и Родена…
Постепенно мы переходим в зальчики поменьше и перед взором возникают в оригинале знакомые по многочисленным репродукциям шедевры Делакруа, Сезанна, Ренуара... Ценность коллекций музея в том, что они показывают самые разные тенденции в художественном творчестве от импрессионизма и реализма, до символизма и модерна… Но импрессио – настроение, впечатление – обволакивает тебя со всех сторон, независимо от классификаций, движений и направлений…
А вот и открытие! Во всяком случае, для меня: в одном из залов застываю перед портретом красивой молодой женщины в светлом платье, с длинной распущенной косой, которую она придерживает правой рукой. Это госпожа Римская-Корсакова. Изобразил её художник Франц-Кзовье Винтерхольтер(1806-1873). Портрет передан в дар музею от самой госпожи Р.-К. и её сыновей…
…Периодически я открываю приобретённый в Орсэ путеводитель (на русском языке!), подготовленный главным хранителем музея Каролиной Матье. И вновь, как пять лет назад, благодаря прекрасным иллюстрациям (почти 300 стр.) с замиранием сердца бреду по залам Орсэ…

К ВЕНЕРЕ И ДЖОКОНДЕ!

Понедельник 21 июня. Накануне прилетела из Москвы подруга дочери - Лена. Девочки созвонились и назавтра решено было отправиться в Лувр.
Встреча назначена на дворцовой площади возле музея. Масштабы Лувра меня сразили. Почему-то казалось, что музей гораздо меньше...
Известно, что многие годы Лувр был королевским дворцом, а еще раньше - в средние века - крепостью (построен в 1200 году). История Лувра - это история Парижа, еще одна его мечта о великолепии и блеске! Каждый из правителей Франции внес свою лепту в его совершенствование. А идея открыть во дворце музей пришла Наполеону, ему же в большей степени Лувр обязан своей богатейшей коллекцией.
К Лувру  примыкает Тюильрийский сад. Ой-ой, что я говорю, это Лувр примыкает к саду Тюильри - старейшему саду в мире и  самому большому во Франции с потрясающим парковым дизайном. Вот и мы  о продвигаемся к Лувру по  этому замечательному парку – с зелеными  лужайками, бассейном, интересными скульптурными композициями, зонами отдыха, фонтанами и прогулочными аллеями. Народу здесь  - со всего света!
Постепенно приближаемся к интересной прозрачной пирамиде, которая и является главным входом в самый большой в мире музей. Пирамида спроектирована китайским архитектором и пристроена к музею уже в наши дни. Фасад Лувра занимает 700 метров! Весь комплекс делится на 7 музеев, где хранится почти 35 тысяч экспонатов. Мы заранее решаем что будем смотреть, ведь всего никак не охватить. Лена захотела увидеть египетский зал, мы с дочерью - зайти к Джоконде (как же без неё!), еще - в зал скульптурных композиций и к Венере Милосской... По пути рассматриваем шедевры живописи, а дочь объясняет нам библейские сюжеты...
Возле Моны Лизы собралась такая уйма народу, что не подступиться! И все ещё стремились её сфотографировать! Ну где уж тут "постоять", "посмотреть", "полюбоваться"... Портрет на деле оказался небольшим, стекло мешало запечатлеть его без бликов... Кстати, в Лувре на удивление свободно разрешается фотографировать, чего давно уже нет в музеях многих стран, в том числе и нашей.
Что еще сразило в Лувре. Здесь всё сделано для удобства посетителей: туристов с младенцами, инвалидов, школьников и пожилых людей. Для них есть и специальный лифт, и специально оборудованные туалеты... А на билеты для всех этих категорий большие скидки. Впрочем, это наблюдается по всей Франции, не только в Лувре. Потому неудивительно, что туристы заполонили эту страну, принося тем самым немалый доход. Виват, Париж!

ЕДЕМ В ВЕРСАЛЬ!

22 июня, как-то враз наступило лето! И мы поехали в Версаль – резиденцию французских королей.
Отправляемся с парижского вокзала Gare Montparnasse. Часы, собранные в оригинальную скульптуру из автомобильных покрышек - главная примета этого вокзала. Версаль находится на юго-западе от Парижа и практически это пригород столицы. Ехать на поезде не более 20 минут. Скоростная электричка комфортабельна, сиденья мягкие, удобные...  Виды за окном радуют глаз... Домчались мигом!
Вокзал Версаля - небольшой, чистый и взгляд сразу же привлекают карты на стенах - с одной стороны карта самого городка, с другой – дворцово-парковой зоны. От вокзала до знаменитых садов Версаля минут 15 ходьбы. Городок с утра пустынен и чист... Редкие пешеходы благожелательно указывают нам путь.
Сразу скажу, что особого восторга от Версаля не испытала. Да, фонтаны, зеленые аллеи, бассейны и каналы с прозрачной водой - впечатляют. Но для тех, кто бывал в Петергофе или в резиденции  венских королей, это уже не открытие. Хотя, справедливости ради, надо признать, Петергоф-то скопирован с Версаля! Безусловно,  по масштабам их не сравнить, но   принцип тот же, да и петергофские сверкающие фонтаны, на мой взгляд, интересней и ярче!
  Впрочем, Версаль  удивляет большим размахом королевского шика - это более 100 гектаров богатейшего великолепия! Целая система каналов, которую именуют "Маленькой Венецией"...
Устало спустившись к воде (пройти пришлось немало), мы не удержались и взяли лодку на прокат. Плыли по светлой, спокойной воде, а рядом с нами плыло множество уток, парили чайки... Потом, взяв мороженого, немного полежали на берегу... Это настолько расслабило, что не хотелось идти ни в какие дворцы. Хотелось вот так лежать у воды, глядя в синее безоблачное небо, следя за полетом чаек и дышать запахом трав, деревьев вокруг... Ощущения были самые первозданные! И не было дела ни до каких королей и их дворцов! Потом, конечно, пожалели, что не попали в Версальский дворец, не увидели зеркальную галерею длиной более 70 метров, не посетили апартаменты короля и королевы, коронационный зал... Может быть, как-нибудь в другой раз?
Хорошо, что Версаль уцелел, что дворцы реставрируются, что парки благоухают... А ведь  в 1789 году к стенам королевской резиденции подошла Французская революция... Но, слава Богу, у французов хватило сил сохранить свою историю и еще один символ Парижа  - Версаль.

ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ПАРИЖА

23 июня Агния уехала по своим делам в Руан, а мы с её подружкой Леной отправились к Эйфелевой башне (название от имени ее создателя - конструктора Александра Эйфеля).
Высота этого чуда - 318,7 метра. Вес - почти 10 000 тонн. Вблизи это тяжелая металлическая конструкция, состоящая из 15 000 сборных элементов, не вызывает особого эстетического наслаждения. Неслучайно, когда башня была построена, французы в ужасе хватались за головы и твердили, что это "чудовище" подавляет изысканную архитектуру Парижа. В одном из путеводителей рассказывается, что Мопассан называл башню скелетом и обедал в ресторане при ней, лишь потому, что "скелет" этот не был виден оттуда.
Как я уже писала, накануне - 22 июня, во Францию пришло лето. Небо стало ясно-голубым, почти прозрачным, и это позволяло обозревать Париж со смотровых площадок башни беспредельно. Говорят, с самой верхней (на высоте 274 м.) дальность обзора при такой погоде составляет около 70 км. Итак, вперед - сначала в кассу, затем наверх! Выстояв длинную очередь (кого в ней только не было!), мы поднялись в лифте на смотровую площадку и смогли обозреть весь Париж!..
А спустившись с небес, прошлись по Марсову полю и, повернув обратно, направились к Сене. Вышли, аккурат, к прогулочной станции – Bateaux, быстренько приобрели билеты и с удовольствием в течение часа покатались по знаменитой реке. Все её не менее знаменитые мосты открывались перед нами. Помогал нам аудиогид на русском языке - очень удобная, кстати, штука...

ЛА-МАНШ - La Manche
 
Ла Манш - пролив между Англией и Францией в Атлантическом океане. С французского название переводится как "рукав". Англичане же называют его каналом. По всему французскому побережью Ла Манша - красивейшие места, два больших порта и множество курортных городков и зон отдыха.
25 июня мы отправились на Ла Манш из Руана (Нормандия), где учится в университете моя дочь. Повезла нас на своей машине французская учительница, которую Агния  обучала русскому языку. Дочь отблагодарила девушку парой бесплатных уроков, да и общение с нами было для нашей возницы хорошей практикой. Вивьян (ударение в имени на первом слоге) увлекается миссионерством – работала некоторое время в Африке и около года учила французскому языку ребятишек в нашем Питере, где, кстати, и жениха себе нашла.
Побережье Ла Манша, как и дорога туда, сразили своей красотой, чистотой и простором.
Городок Этрата, куда мы приехали, находится в небольшой бухте, обрамленной с двух сторон экзотическими скальными холмами. Не посетить их - значит, не увидеть всей красоты этой бухты. Благо наверх проложены  удобные пешеходные дорожки…
Только сначала мы, конечно, намочили ножки в водах Атлантики. Бр-р – холодновато – совсем как в Байкале! Хотя кое-кто из отдыхающих всё же рискует поплавать. Да ведь и по сезону пора бы – начало июля! И небо ясное, и солнышко ласковое… Но, ведь это Нормандия -  север Франции!
 Перекусили в прибрежном кафе – девочки заказали по котелку устриц! Я впервые их попробовала. Ничего, съедобны. Едят их, расщепив раковины и выгребая одной створкой из другой этот специфический морской деликатес. Девочки делали это быстро и ловко, словно семечки щёлкали. Я всё же предпочла натуральную рыбу – с целой горой салата. А вокруг нас, совсем как голуби на читинской площади, бродили чайки.
Потом мы прошлись по берегу к пристани, неподалёку от которой стоит  на берегу обветренная и побитая всеми ветрами и штормами скульптура морячки. Фигура её – вся обращена к морю, вся ожидание …
И наконец, горы! С одной стороны ведущей наверх дороги  широкие зелёные кортовые поля, с другой экзотические скалы, смотровые площадки в сторону моря с просторными скамейками для отдыха. А наверху – ширь небес,  круговой обзор и чайки, чайки, чайки... Пока шли, успели слегка загореть.
А вернувшись, отправились в музей ликёров.

МУЗЕЙ ЛИКЁРОВ "БЕНЕДИКТИН"

Ликёр этот изобрели несколько веков назад монахи ордена святого Бенедикта. По сей день сохраняется его рецепт и соблюдается технология производства. Мы отправились в музей пешком. По дороге рассматривали дома, витрины магазинов, а в один, не удержались, зашли. Девочки перемеряли там, наверно,  все выставленные на продажу, безделушки. И, усовестившись перед любезной и терпеливой продавщицей, приобрели какие-то мелочи. Улочка, ведущая к музею, была безлюдна,  сверкала чистотой и привлекала взгляд разноцветьем балконов и подоконников. Как хорошо, что эта замечательная традиция – украшать свой дом снаружи  цветами – пришла и в Россию!
Музей поразил своей ухоженностью, обилием зелени и цветов, интересной внешней архитектурой основного старинного здания и не менее интересным внутренним интерьером – в залах предметы, отражающие технологию изготовления вин, на стенах картины в стиле модерн. Уютный дегустационный бар с кафе, где можно приобрести сувенирные бутылочки вин и посидеть за столиками. Что мы и сделали.
Словом, поездка удалась. А нас ещё ждал в это день:

            PARK DE CLERES - РАЙ НА ЗЕМЛЕ

Об этом сказочном парке под Руаном дочь не раз рассказывала мне по телефону и в письмах. Создатель парка господин де Клёр мечтал о рае на земле. И подтверждаю: ему вполне удалось это! Вот просматриваю сейчас фотографии и мысленно благодарю миниатюрную француженку Вивьян, которая после поездки на Ла Манш вызвалась свозить нас и в этот парк. Здесь всё естественно и гармонично слилось в единое целое: зеленая зона, водоемы и речушки, луга, по которым свободно гуляют животные и птицы - кенгуру и фламинго, лебеди и косули… А цесарки до того приручились, что как наглые городские голуби бегают за посетителями по пятам, выпрашивая пищу.
 Это воскресенье - 27 июня 2010 года - останется для меня днем счастья и самой первозданной радости жизни! Около ста фотографий, которые я периодически пролистываю в компьютере,  заставляют вновь и вновь окунаться в атмосферу этого рая на земле, сотворённого господином де Клёр для своих соотечественников.
2010-15гг.
Фото автора: Музей ликёров г.Этрата на Ла Манше

Продолжение следует.