Целебное рукотворчество. Отрезок 1

Юлия Лобес
 Я заметила, что в любом виде творчества  есть свои периоды стадии и кризисы, как

и в жизни. Для меня, это одно и  тоже, кстати. Я бы назвала это ступенями

личностного творческого развития.
 
Вот вопросы, которые помогут  Вам определиться -где Вы сейчас находитесь как творческая личность? 
• Ты рукодельничаешь?
• Как ты живешь без творчества? (если на 1 вопрос- отрицательный ответ).
• Что с тобой происходит в такие моменты?
• Что с тобой  происходит, когда ты смотришь как это делают другие?
• Что тебе нужно, чтобы начать это делать?
• Что тебе  мешает начать это делать?
 
 Для многих женщин ответы на эти вопросы будут болезненными. И я не один раз

убеждалась в этом, чувствуя, что задела больное место. Приведу пример, Нина, 33

года. Начинающий психолог, только что защитила диплом. Вот что она рассказала о

себе :"Этим вопросом ты сразу попадаешь в мою травму. Я отказываю себе в

творчестве. Я уродливая.  И чтобы не испытывать этого, сразу надеваю на себя

корону, высокомерие. И говорю себе- эти люди занимаются ерундой. Я просто

обесцениваю, а на самом деле-восхищаюсь. Мне грустно. Я не верю. Я  не умею

рисовать, у меня такая установка. А так хочется вязать, вышивать. Я когда увидела

то, что ты делаешь и другие девочки- тоска и зависть".
   
1 ступень. Рабочее название "Подавленный художник"
 
 Как сказала одна из участниц группы:" Творчество от хорошей жизни не бывает" .   

Очевидно, что здесь скопилось  эмоциональное дерьмо, образовался  затор. Выхода

только два-захлебнуться понятно чем или начать разгружать эти "вонючие баржи и

вагоны".  Почему  это происходит?   Это значит, что женщина  давно и привычно  со

знанием дела  умерщвляла, игнорировала какую-то свою часть, какой-то участок

своей души. В общем, приносила себя в жертву кое-где, кое-с кем и  кое-когда.

(Вот эти неизвестные  и станут очевидными в ходе терапевтической сессии. Они

вскроются через какую-нибудь, по словам  одной участницы "фигню", а именно

творческую работу, которая сама все расскажет, если ей не мешать).
 
Эта подавленная часть «взвыла», застонала, запросила, зазудела. Аллилуйя!
 
Симптом  этот называется"творческий зуд".  Когда уже до истерики  и  "не жрамши-

не срамши" хочется   сделать что-нибудь, иначе- смерть! Нападают такие творческие

атаки. Это как роды, их не остановить и назад не обратить. Не стоит и пытаться.

Все, лопнул пузырь терпения.  Эта энергия просится наружу,  проклевывается и кровоточит.
 
 Самая главная задача на этом этапе- пойти вслед за импульсом, услышать этот

слабый голос, этот звонок, это сообщение. Самое главное- подхватить, рискнуть.

Вот здесь чаще всего самое бешеное творчество, как результат бешеной неудовлетворенности.   
 
 Почему это происходит? С чего вдруг раньше удавалось себя насиловать и вдруг- сбой программы?  Есть разные варианты. Самый распространенный по моему опыту-"Заражение".
 
 Вы увидели как другие это делают. Вы заметили лица этих людей. Они Вас

привлекли, заинтересовали. И вот здесь, внимание! Какая у вас пошла реакция? 

Иногда она может быть негативной- злость, горечь, грусть, зависть, обиды,

раздражение, отчаянье. Это часто выливается в осуждение и непонимание.

Приведу примеры. Моя одногруппница по арт-терапии потом призналась мне в личной

беседе: " Я на тебя как на дуру смотрела целый год! Как ты с этим цветам возилась. Думаю-ну,  идиотка редкая! А теперь так благодарна тебе.  Такой оказывается кайф. Оторваться не могу. Как я раньше без этого обходилась? А теперь всех одарила- завалила этими цветами,  все счастливы  и довольны. А  я еще больше!"
 
 Еще один пример. Обратная связь после цветочной терапии. Моя коллега, психолог, Ольга, 43 года. " Благодаря этим цветам мне удалось «выкарабкать» себя из своей проблемной тяжелой ситуации. Мне стало легче. И глядя на цветы, это видно. Сейчас они мощные, яркие, видные. А первые были какие-то замороши. И, наконец-то, я стала носить свои цветы. Каждый день меняю  по настроению. Вот прямо видна положительная динамика. Сплошное процветание." Кстати, сейчас Оля успешно использует в своей работе  с отстающими в развитии детьми эту  методику и не устает при каждом удобном случае благодарить меня за эту "заразу". Мне приятно и радостно.
 
 Как мы реагируем на творческих людей? Как мы воспринимаем их работы?Это диагностика . Здесь мы очень много можем понять про себя. "Творители"- это люди с сильной творческой бациллой,  и они с любовью готовы всех инфицировать этой творческой палочкой. Это распространенный вариант вхождения творчества в жизнь-заражение от других. Слава богу, что  есть такие проводники. Они показывают дорогу.

 Из отзывов участников групп:
•«Я погрузилась в волшебное трансовое сотояние. Мне было так легко и      
 просто».
•«Если бы я знал заранее, что  именно здесь будет- ни за что бы не пришел   
  бы сюда. Не представлял себя, расписывающим камни. А теперь рад, что
  оказался здесь. Это  оказалось необычно, ново, интересно  для меня.»
•«Ощущение, что я хорошо отдохнула».
•« Никогда бы не подумал, что такие занятия позволяют настолько сильно
   отвлечься от текущих дел, погрузиться в себя,  побыть  наедине с собой,
   при этом рядом с другими. Волшебное состояние. Так тепло».
•"Когда сказали, что для тренинга нужны тряпочки, нитки, иголки. Фу, ну
  что за ерунда? Даже идти не хотела." Это оказалась самая плодовитая
  участница этого тренинга, у нее оказалось больше всех работ. И она даже
  получила заказ на изготовление своей авторской работы. По окончании
  тренинга она сказала отяжелевшим голосом :" Ох, меня как будто втрое
  больше стало, я приросла как будто. Я и не знала, что я это умею делать..
•"И вообще я это все не люблю.  Случайно здесь оказалась. У мамы
  позаимствовала материалы. Она увлекается всяким рукоделием, а мы над ней   
  смеемся. Теперь я понимаю ее кайф!"
• "Я думала, это фигня беспонтовая, а оказывается это такая глубокая 
   методика!"

   Встречаются и другое. Изменились объективные обстоятельства.  Например, ушла с работы, высвободилось время, просто вынуждена была его чем-то заполнять. Видимо росток , творческая жилка были когда изначально в душе и выжили, несмотря на годы творческого бездействия. Есть у меня совершенно потрясающий пример на тему.

 Королевский алмаз в моей коллекции женских историй. Ольга Васильевна, 64 года. Легко подкрашенная,  приятная, со вкусом  одетая  стройная женщина: " Я работала 45 лет медсестрой. Сначала операционной, потом в отделении. Сейчас на пенсии. Я  сильно творчеством не занималась, как-то все некогда было. Муж, сын, беспокойная работа. А тут случилось инсульт, и правая сторона отказала.  Оклемалась. Взяла мамины драповые пальто, такие, из  старинного драпа. Все постирала, распорола и стала вязать тапочки  из 8 квадратиков. Резать толстый драп было очень тяжело, рука не слушалась, но мне надо было разрабатывать руку. И я стала потихоньку-потихоньку  обвязывать крючком. И тапочек нашила, и свекрови сделала  плед из квадратов, обвязала шелковыми нитками. Все,  кто видит это произведение, не верят, что это можно  было сделать человеку. Такая красота получилась! Выходит, что рукоделием  я занялась вынужденно, из-за болезни. И спаслась! Два  раза в день ходила на ЛФК(лечебную физкультуру) и резала-вязала-шила." Гладя на эту  моложавую женщину ни за что не скажешь, что она такое пережила.  Героиня!

 Или развод. Повезло так повезло! С мужем жила, его обслуживала. Развелась, огляделась осмотрелась посмотрела на себя вспомнила, что любила рисовать или шила с удовольствием. И решилась. Валерия, 33 года."Когда я замужем была, моя духовная часть была отвергнута, усечена до предела, импотентирована  (от слова "импотент", примечание автора). Все потребности  только первого  порядка-деньги, еда, секс удовлетворены под завязку, а душа не востребована. Так грустно, что себя предавала. Помню, записалась на курсы акварели. Так он меня на смех поднял, 30 лет бабе, а она рисуночки рисует. Я же ему понравиться хотела, бросила. А потом после декрета на  курсы кройки и шитья собралась. Так невмоготу было, как в клетке жила-дом- магазин- детская площадка. А тут как раз день рождения. Он спрашивает, мол ,  что тебе подарить? Я говорю, машинку швейную. Он скис, нафиг надо, сейчас все купить можно и вообще, твои вещи- цыганщина какая-то, все цветное- пестрое и яркое. Перестала шить с  ним. Запрещал мне мое носить,   только брендовые вещи в приглушенных тонах. Мои "самошивочки" исчезли из дома, а мне просто дышать  нечем.  Ну не дура ли я, соглашаясь на такое? Купил мне бриллианты на ДР, как раз машинку можно было взять. А я продалась на время, ага. Корчила из себя приличную-бренды, бриллианты, рестораны. Оказывается, на самом деле мне это совсем не интересно. Все как у  всех. Первое, что я  после развода купила- машинку. Правда, какое-то время на хлебе и воде, но купила! Это победа была. И бриллианты сгодились -в скупку их, отдала. Это был самый голодный, и самый счастливый год. Сейчас ношу свою цыганщину,бохо стиль, кстати.Выделяюсь!"

 Если в родительской семье культивировались творческие занятия, Вам крупно

повезло! Даже если Вы на время  "заглохли", но  "делание руками" уже  является 

для вас семейной ценностью. Это в вашей  в крови, в костях, в мозгах и не может 

рано или поздно не проявиться. Мы замешаны из своих родных, а гены как известно

«не перешибешь». Например, психотерапевт, кандидат  психологических наук, автор

нескольких бестселлеров, 54 года, Римма:  "Для меня это связь с истоками. У меня
заложено-ничего нельзя выбрасывать! У нас в доме так было заведено, и я за это
благодарна своим родителям. У нас всегда ценилось то, что сделано своими руками.
Мы преобразовывали. Это сублимация. Говоря, научным языком. Наша семья всегда была духовным центром всего дома. Мы ставили спектакли, придумывали и делали декорации, игрушки, костюмы. Это было весело и радостно!"

Три  года назад открыла для себя  новую творческую тему-авторские украшения из натуральных камней и бусин ручной работы. Делает шедевры, пишет книги, ведет группы. Маэстро!

  Творчество  в жизнь может войти по-разному, я привела лишь некоторые примеры.

Продолжение следует...