Ильичевский порт

Девяткин Вячеслав Георгиевич

Дорогу мне доходчиво объяснил одесский рыбак. И я, сказав жене о путешествии, сел на 18 трамвай, вместо 29-го.

        Говорят: Язык до Киева доведёт! Доехал, со слов одесситов, уже на 19-том трамвае до конечной остановки  - и совсем потерял ориентацию. Хотя местные  уверенно говорили мне – всё равно придёшь в порт!

И на тебе - кругом окопы и колючая проволока! Куда попал?
 
Местный мальчишка уважительно заверил меня:

- Это Мемориальный парк воинской славы вокруг Одессы.
 
На табличке было написано, что «Зелёный пояс славы» был заложен в 1974-том году, т. е. два года назад. Вдоль асфальтированной площади стояли танки, самоходки, пушки всех калибров, а в центре красовался бронепоезд. Дети, визжа от удовольствия, повсюду  носились на велосипедах, крутили ручки и вращали карусель зенитного орудия, дуло которого водило носом по безоблачному небу. Забыв обо всём на свете ребята, глядя в прицел бронированной кабины, «стреляли» на разные голоса: «Бух-х-х!», «Ба-ба-х-х!», «К-х-х-х!».

Тихонько подъехал туристический автобус - и послышалась немецкая речь. Под ободрительные крики товарищей, в парк вышел седой мужчина с палочкой и быстро заковылял вдоль молодых дубов и рощицы грецкого ореха к мощным самоходкам. Голубая рубашка одинокого туриста трепетала под горячим ветром на фоне зелёных танков и мирных кукурузных полей. Пожилой воин, словно забывшись, подолгу стоял перед каждым орудием, погружённый в себя.

Вездесущие дети, немыслимым образом, забрались даже на сторожевой катер, стоящий на постаменте. А ещё они «палили» из крупнокалиберного пулемёта и пушечки, установленных на обычном грузовом трамвае, обшитом металлическими бортами от пуль.

Две молодые женщины в поле, распутывали верёвки двух вырывающихся коз. Они и показали мне дорогу, до 29-го трамвая.

Как же долго я шёл вдоль знойного кукурузного поля и добротных усадеб с бахчами, цветниками, садами и гаражами с Жигулями и Запорожцами в каждой доме.

Вдоль заборов краснели аккуратно подвязанные помидоры, а на крышах гаражей лежали абрикосы, груши и грецкие орехи.

За дорогой посёлка меня просто потрясло бескрайнее помидорное поле под знойным небом. Никаких палочек – красные  помидоры полулежали на раскалённой земле, многие побелели от соприкосновения с почвой. Насколько хватало глаз - клубилось ароматное помидорное пекло до горизонта!

За лесополосой увидел скошенное пшеничное поле. Ослепительные золотые горы зерна на току облепили огромные стаи воробьёв,  скворцов, голубей, грачей. С визгом проносились стаи стрижей – и ни одной живой души вокруг... Сегодня вроде бы праздник День строителя…

В 29-том трамвае,  катящимся куда-то под горку, много празднично одетых людей!  Вновь  кукурузные поля сменяются отяжелевшими садами, виноградниками с бесконечными бетонными столбиками, оранжево цветущими бахчами…

Вот уж не думал, что придётся садиться на 59 автобус, идущий  в сторону Бурлачьей балки. "Львовский" автобус,  легко взрёвывая моторами, взмывал на взгорья, среди золотой стерни и чернозёмных увалов. Морской синью подмигивали заливы с бесчисленными рыбацкими лодками. И вот, наконец, долгожданный Ильичёвский порт ощетинился "удилищами" портальных кранов.

И тут вдруг мне открылось море с огромным исследовательским судном "Космонавт Комаров" - ослепительно белый корабль с белоснежными шарами над палубой и  множеством антенн.

  Только недавно видел это белоснежное чудо по телевизору. И вот - корабль стоит на профилактическом ремонте до следующих полётов космонавтов.

        Ильичевск - молодой и чистенький город. На Корабельной, сплошь  зелёной улице, гремит праздничная музыка, слышны песни и смех! Море молодёжи и мирные демонстрации мам и бабушек с детьми! Пошёл и я поближе к  порту, полюбоваться на корабли. Купил жирненькой вяленой рыбки.

Захотелось небольшого праздника, и я купил бутылку сухого вина «Эувропейское». Подошёл к продавщице с соками – и она, немного округлив глаза, без звука дала чистый стакан.

Жажда сразу же прошла, но на заднем сидении автобуса 49, где из под ног вырывались огненные струи воздуха, меня ударило в пот у солнечного окна. Папаша, сидевший напротив, увидел, что его миленькая дочка лет шести с коричневым газовым бантиком в волосах, совсем разомлела, - бережно укрыл её головку газетой. Девчушка, в праздничном белом платьице, сейчас же и задремала, прислонясь к стеклу. И я тут же укрылся от солнцепёка одесской газетой и тоже провалился в дрёму - аж до самого Привоза.

Справа два крепких парня разговорились:

- Вчера из Батума пришли,- возмущался друг. - Ты представляешь, в Анапе - только вода! В Новороссийске – газировка! Только в Николаеве - и удалось  пивком трюмы залить!

        Из их разговора я понял – моряк, в месяц зарабатывает 200 рублей и плюс питание. А ещё он показал в порту поднятый на мачте корабля флаг с белым прямоугольником, что означало: «Сегодня отплытие»!

Автобус, весь уставленный корзинами с овощами, рыбой и фруктами, минут за тридцать долетел до Привоза! Мне же, непутёвому, столько маршрутов пришлось поменять, ужас!..

Жена моя, добрая душа, молча поставила передо мной на стол горячую кастрюльку супа и второе из столовой дома отдыха «Мирный», а  сама набросилась на вяленую рыбку!


                *