Хроники неудачника - баловня судьбы. 2

Серж Ермаков
Дуракам везет.


Только дураки искренни в своей благодарности Господу,
умные в силу своей непроходимой тупости, думают,
 что    они   сами творцы   своего   счастья.
Господь любит дураков и помогает им.
Но, чтобы им удачно помочь,
он их делает сначала 
неудачниками.

(Большое откровение придурка)

Старые ошибки отличный повод наделать новые.

Я закурил и мой взгляд в очередной раз упал на пыльную картонку за телевизором. Я в который уже раз подумал:
- Пора её выбросить.
И в который раз у меня не поднялась рука на этот символ моих прошлых удач.
На картонке был приклеен маленький плакатик. Надпись на плакатике была повернута к стене, но эти две строки я помнил наизусть:
                "Только для истинных ценителей живописи."
                " Картины, рисующиеся сами себя"

Это был очень неплохой рекламный ход. И надо сказать, ход этот был чрезвычайно успешным, если учесть, что мои потенциальные клиенты в это время проходили мимо меня не задерживаясь, а старых клиентов их успехи в бизнесе, похоже, вывели к новым вершинам. А, я на этих вершинах не имел не только прописки, но и перспективы до них добраться. А главное, этот рекламный ход мне практически ничего не стоил - бутылка «Столичной» и пара шоколадок не в счет.  Как ни странно, но Господь постоянно меня самого делал живым экспонатом, подтверждающим расхожее мнение, что дуракам везет. Вот и в этот раз Господь не стал баловать публику разнообразием.
Я написал этот рекламный плакатик для своего рабочего места самостоятельно, в смысле, без чужих советов. Но, быстро понял, что мои рекламные потуги полная туфта. Поэтому я позвонил Славику, взял бутылку водки и поехал к нему. Славик был мой друг и профессиональный психолог. Он незадолго до нашей встречи стал любителем чая с дешевыми сушками не только на ужин, но и на обед. Похоже, наша с ним фортуна то ли ушла в запой, то ли была занята реализацией бесплатного талона на спа-услуги, вырезанного из рекламы в газете. Короче, мы со Славиком лишились присмотра удачи, выражаясь интеллигентно, или крыши Богов, если перейди на бытовой жаргон.
Войдя к Славику, я поставил бутылку на стол, уселся на стул. Затем долго, косноязычно и бестолково рассказывал ему о внезапно возникших у меня технических возможностях в живописи, заключающихся в изобретении новых, необыкновенных красок, которые есть только у меня. Все это время Славик заворожено смотрел на бутылку. Я уже хотел приступить к изложению проблем с рекламой, но вовремя остановился.

Без стакана не разберешься.

И тут я внезапно понял свою ошибку, вызванную невниманием к друзьям и приведшую к потере кучи времени. Я ее осознал, когда Славик отрешенным голосом спросил:
- А, закуска есть, а то у меня в холодильнике просто зима.
Я чертыхнулся:
- Ёшкин кот.
- и полез во внутренний карман куртки.
С недавнего времени, после того как я побывал в гостях у Толика, я был впечатлен шоколадом как закуской. Я вынул из куртки две плитки шоколада. Шоколад подтаял, плитки были мягкими. Я посмотрел на Славика:
- Спокойно Славунь, где там твоя зима в холодильнике, пять минут, пять минут. Сунь шоколад в морозилку. Да заодно засунь туда же два стакана. Водку тоже в холодильник. Спокойно Славик, пять минут.
Мы закурили и стали ждать, как ждут артподготовки солдаты перед атакой. Затягивались сигаретным дымом молча. Потом Славик хлопнул себя ладонями по ляжкам, встал и сказал:
- Все, вперед.
Мы чокнулись и по очереди сказали тосты.
Я:
- За успех нашего безнадежного дела.
Славик:
- За нас.
После первого стакана, Славик пришел в себя, отрешенность его побрела своим путем, безнадежно махнув рукой.  Взгляд его перестал быть остекленевшим, а его лицо приобрело, характерное для него, профессиональное спокойствие. Я понял, что теперь-то наш разговор не пройдет в пустую. Похоже Славик стал способен внимать моим речам. Утешало меня одно, предыдущая попытка рассказа, оказалась не плохой репетицией. Нужные слова ложились в круглые фразы. Славик понятливо кивал головою. Но, помня о своей недавней оплошности, перед тем как приступить к рассказу о моей вражде с рекламным слоганом, я предусмотрительно плеснул нам в стаканы водки. Славик удовлетворенно хмыкнул, поднял стакан и повторил:
- За нас.
Принятый допинг делал глаза Славика все более осмысленными. Когда мой монолог перешел в фазу диалога, у меня появилась надежда, что день, не смотря на выпитое нами, будет потрачен не зря. Разговор начал приобретать конструктивные формы, когда Славик оборвал меня на полуслове:
- Олег, я все понял. Будем использовать метод актуальной детерминации референтных групп. Просто плакат здесь не пройдет, не прокатит.
- Почему это?
- А, потому. Твой дурацкий плакатик, извини за резкость, не отражает социальных ценностей референтной группы твоих потенциальных клиентов.
- Чего? Чего
- А, того! Первое. Твой плакатик социально индетерминантен.
- Славик, ты по-русски, на пальцах, можешь объяснить?
Славик поморщился:
- Хочешь на пальцах? Хорошо. Значит так. Каждая социальная услуга рассчитана на успех в определенной социальной группе. Ладно, давай по-другому. Ну, вот представь, что ты рыбак. Пришел на рыбалку. Что с собой возьмешь? Удочку? Спиннинг? Или бредень?
- Ну, не знаю.
- Объясняю. Если возьмешь удочку и червяков, наловишь скорее всего окуньков и ершей. Много, но мелких. Если возьмешь удочку и манку, то возможно наловишь плотвы, уклеек и может, если повезет лещей. Если возьмешь спиннинг, то можешь поймать щуку или судака. А можешь и не поймать. Если возьмешь бредень, то в зависимости от ячеи сети наловишь либо много всякой мелочи, либо мало крупной рыбы. А,  скорее всего, продрогнешь в воде и вытянешь пустой бредень.
- Это почему пустой?
- Потому. Если бы люди всегда вытаскивали полный бредень, то удочки и спиннинг уже никому не понадобились. Так и с твоими картинами. Весь вопрос в том, для кого ты собираешься рисовать. Для бедняков или состоятельных людей.
- Ну, ясен перец, хотелось-бы для состоятельных, конечно.
- Хорошо. С референтной группой мы определились. Теперь определимся с их социальными ценностями. Так вот. Для этой социальной группы важны престиж и причастность к узкому кругу элиты. Отсюда следует, что нужно, чтобы потенциальные клиенты узнавали о твоих возможностях по секрету от своих хороших знакомых, в смысле, от их хороших знакомых. И олигархи попрут к тебе как лосось на нерест. Поверь, причастность к узкому кругу, это самая мощная мотивация и движущая сила, в их менталитете. Это и есть самый надежный путь наверх.
Славик хлопнул меня по плечу своею вялой рукой и уронил голову:
- Ты можешь рисовать хоть говном из унитаза, главное, чтобы ты был модным среди них.
Слова Славика привели меня в оторопь. Это был конечно не то чтобы ушат холодной воды на голову. Это скорее было похоже на стакан воды, который Славик невзначай опрокинул бы мне на ширинку. Я, конечно же, не замедлил эти слова иронично прокомментировать:
- Блин, интересная мысль, а главное простая в реализации. Слав, ну где я их возьму этих хороших знакомых потенциальных клиентов в среде олигархов?
Славик ответил с легкой икотой:
- Их надо организовать.
- Ка-а-а-к Слава?
- Не хипишуй! Мы с тобой два профессионала, или говно на палочке? У тебя грим есть?
- А, чего тебе из грима надо?
- Ну, типа парик, накладная борода, усы брови, накладная лысина, а главное очки фирмовые. Пиджак фирмовый у меня есть. Мой платяной шкаф еще помнит лучшие времена. Есть Ролекс, ну не настоящий, но вполне качественная подделка. Тросточка. У тебя есть тросточка, ну или красивая палка?
- Нет, у меня грима нет, я же не театральный. И тросточки с палкой тоже нет, трубку курительную могу достать.
Славик повел пьяным взглядом и икнул.
- Трубка, ну трубка тоже может пригодится.
-  Значит так, ты меня гримируешь, а я к тебе прихожу, и ты меня рисуешь.
- Славик, я не умею гримировать, я не театральный, в смысле я художник, а не гример. И на фига гримировать тебя, давай я тебя так нарисую, безвозмездно, то есть, даром. А, ты за это сразу позвонишь своим друзьям, потенциальным клиентам и направишь ко мне.  Че тянуть-то?
- Олег, ну чего ты тупишь. А, еще рыбак. Ты рыбу ловил на живца? Ловить на живца, это вообще такое расхожее выражение сыщиков. Что, не слышал?
- Славик, какой живец, ты, о чем, вообще?
- Так, наливай, я тебе щас популярно все объясню. Тоже мне рыбак, блин.
Понимая, что мы быстро косеем, я решил контролировать ситуацию и налил в этот раз нам понемногу. Славик глядя на меня через стакан в поднятой руке, спросил, заплетающимся языком: 
- Ты че, Олег, краев не видишь?
Спорить было бесполезно, да и в не моих интересах. Я долин еще по не многу водки в стаканы. Славик глянул на меня укоризненно, но промолчал. Он чокнулся своим стаканом с моим, стоящим на столе,  и без тоста выпил:
- Просекай момент. Значит так, я прихожу к тебе весь из себя-меня, ты меня не спеша рисуешь, а я в нужные моменты буду подавать реплики, которые обязательно привлекут внимание окружающих и не оставят их равнодушными. Твое дело делать вид, что о встрече мы договорились заранее. Когда к тебе будет выстраиваться очередь, назначай им встречи, глядя в свой еженедельник, как будто сверяешься с расписанием. У тебя есть ежедневник?
- Откуда?
- Заведи еженедельник, хотя погоди, ты точно найдешь какую-нибудь гадость, а не ежедневник.
Славик попытался подняться и чуть не сбив свой стул направился к секретеру. Он открыл секретер и не глядя достал из него книжицу в синем кожаном переплете с горчичного цвета корешком. Славик вернулся заплетающимся шагом, протягивая мне на ходу, извлеченную из секретера, книжицу. Он сел на стул, снова обрел степенный вид, сцепил ладони на столе и продолжил:
- Там осталось несколько чистых страниц, можешь использовать их для составления графика посещений клиентов для их позирования. Да, тебе еще придется организовать несколько уходов с рабочего места, чтобы всем было ясно, что ты идешь к клиенту на дом.
- Славик, а с какого перепуга ты так уверен, что ко мне хоть один человек, кроме тебя, подойдет?
- Олег, я применю свою эксклюзивную технику группового кодирования, когда буду рассматривать твои работы и позировать тебе. Усек?
- Ну, думаю, да, но не до конца. Ты будешь кодировать прохожих?
Славик повернул ко мне замутненный взор, поднял свой стакан и сказал:
- Наливай.
Я налил, но чокнутся стаканом со Славиком не успел. Славик немедленно метнул в себя содержимое стакана и сказал, пережевывая шоколад:
- Да, еще найди гримершу там, или гримера, у тебя же есть там друзья. И еще нужно помещение, где можно гримироваться, а ладно, это я сам.
Славик еще минут семь молча смотрел на меня, а потом закрыл глаза и упал головой на стол.  Аудиенция на сегодня была закончена.

Возлюби ближнего своего

Про себя я отметил, что Славик здорово сдал. Раньше он сегодняшнюю алкогольную дозу держал легко и непринужденно. Мысли водили хоровод:
- Бросать его нельзя, это точно не по-товарищески. Да и переться к нему завтра снова мне совсем не климатит. Дождаться его подружку? Она-то может и придет, но, я ее могу не знать, могут выйти непонятки. За жратвой надо в магазин сходить, но как вернуться, на звонок он точно не проснется. Искать у него ключи, чтобы вернуться - просто верх неприличия. Нет это я себе позволить не могу.
Я посмотрел на бутылку. В ней еще оставалось чуть-чуть на дне водки. Крутанулась мысль:
- Ну, это Славику на завтра, опохмелиться. А, остаться у него придется. Во-первых, надо заварить чаю, напоить чаем Славика и уложить спать по-человечески.
Я, поставил чайник на плиту, зажег газ и стал искать в шкафу заварку. Заварки в банке оставалось на донышке:
- Надо не забыть прихватить в магазине чай. Хорошо, что сегодня я при бабках. Славику надо непременно помочь.
Пока заваривался чай, я закурил и задумчиво смотрел на Славика. Славик безмятежно, и как-то по-детски, пускал слюну на стол и легонько похрапывал. Налив чай в фарфоровую кружку, я стал расталкивать Славика. Он поднял голову, посмотрел на меня мутным взором и промычал, пуская пузыри на слюнях:
- Спасибо за внимание, всё, встречаемся завтра в офисе согласно расписанию.
Он стал закрывать глаза и приготовился снова уронить голову.
Я продолжил молча расталкивал Славика, пока у него не появилась осмысленность во взгляде и подвинул ему кружку с чаем. Славик сделал первый глоток, поморщился, но, спустя некоторое время, не торопясь допил чай. Он измученно смотрел на меня и молчал. Начал я:
- Славик, ты приляг на диван и вздремни по-человечески, дай мне ключи от квартиры, я сгоняю в магазин за жратвой.
Славик достал ключ из брюк и сказал:
- Ты только не буди меня сразу, я немного устал.
Он побрел к дивану и завалился на него в одежде.
В магазине меня пробил альтруизм, и я стал покупать даже то, что обычно покупал не чаще чем раз в год. Яйца, мед, молоко, два кольца краковской, кило докторской, хлеб и много еще чего и, конечно пиво. Славика надо было приводить в порядок. Пакеты оттягивали руки, хорошо, что продуктовый был рядом со Славиковым домом. Затаскивая пакеты на кухню, я там обнаружил Славика. Он сидел и с хмурым видом пил чай.Он посмотрел на меня и изрек:
- Не смог уснуть.
Я подумал:
- Еще бы ты снова уснул, я тебе почти одной заварки нафигачил. Это не чай получился, а чифирь.  Блин, забыл чаю купить. Нет, снова в магазин не побегу.
И только тут я заметил на столе совершенно новую пачку индийского чая со слоном. Славик поймал мой взгляд и прокомментировал с паузами:
- Заначка еще с застойных времен ....... Запасся тогда ...... Я, старичок, чай люблю хороший, а тогда это был лучший. ..... Да и на тренингах надо было занять руки и себе, и клиентам.
Я придвинул Славику банку с медом:
- Это тебе не помешает.
- Олег ты не обижайся, старик, ну с кем не бывает.
Я молча запихивал часть продуктов в холодильник, докторскую, четыре яйца и шпроты положил на кухонный стол рядом с плитой. Потом сел на мягкую кухонную табуретку перевести дух и спросил:
- У тебя же вроде дела шли не плохо, если не сказать отлично?

Дороги, которые мы выбираем.

Славик незадолго до этого разрабатывал, золотую жилу в психиатрии. Он разработал новый метод коллективного кодирования от алкоголизма. Со своими сеансами группового кодирования разъезжал по городам и весям. Я тогда ему даже сделал макет афиши для оповещения о проведении сеансов кодирования. Даты и время проведения мероприятий Славик вписывал на афиши фломастером сам. Я помнится высказал свои сомнения по поводу преимуществ группового взаимодействия с клиентами, по сравнению с индивидуальным взаимодействием, на основании своего опыта живописца. Выразил я это так:
- Одно дело портрет, написанный с клиента, другое дело рисунок на фанерке, в которую засовывают голову для фотографии.
Славик тогда мне возразил, используя мою же метафору:
- Фотограф при наплыве публики заработает значительно больше денег, чем сидящий рядом с ним художник, рисующий портреты. Понимаешь Олег, сейчас многие хотят избавится от алкоголизма, причем хотят закодироваться, а не зашиться. Индивидуальное кодирование большинству не по карману, а коллективное кодирование значительно дешевле и не уступает в качестве.
Я хмыкнул, но вдаваться в суть вопроса посчитал лишним, и вступать в дискуссию не стал. Все-таки Славик в этой области был профессионалом. И я тогда решил, что ему видней.
Славик задумчиво изрек:
- Омниа трансеунт.
- Чаво, чаво?
Я подозрительно посмотрел на Славика. Он продолжил:
- Все проходит, латынь.
- А-а-а…
- Протянул я, встал и направился к плите:
- Мне кажется, яичница нам сейчас не помешает. Славик, ты бы сделал легкую зарядку, поможет.
Я занялся яичницей с докторской колбасой, а Славик попытался изобразить занятие гимнастикой.
Когда мы приступили к яичнице, Славик спросил:
- А, водки не осталось?
Я укоризненно посмотрел и сказал:
- Славик, ты же меня знаешь, я водки никогда для товарищей не жалел. Но сейчас, послушай мой совет! Надо повременить!
Славик пробубнил:
- Такая закуска и на сухую.
- Не переживай, закуски хватит. Ты меня извини, я легкомысленно отнесся к закуси, но давай не усугублять. Давай по чайку.

Главное верить.

Через некоторое время Славик, снова втянулся в разговор:
- Знаешь Олег, а ты оказался прав, пролетел я с этими тренингами как фанера над Парижем. Когда на них стало приходить по два - три человека, они стали не рентабельными. Поехал по старым местам, думал бывшие клиенты порекомендуют другим и народ повалит.
- Чудак ты Славик. Если ты охватил в этом месте всех алкашей и перековал их, то от куда возьмутся новые. Ты же не только отдельных алкашей перековал, ты разрушил сложившиеся сообщества пьяниц. А в этом случае, скажи спасибо, что бывшие собутыльники новоявленных трезвенников тебе морду не набили. Если же твоя метода не сработала, то бывшие твои клиенты, точно решили тратить деньги по назначению, то есть на бухло, а не на твое разводилово. И в этом случае тоже скажи спасибо, что не пришли содрать с тебя неустойку.  Как говорится - если выпил воду из ковшика, не ори что он пустой.
- А, я до этого как-то не до тюмкал.
Он помолчал и продолжил:
- Традиционная клиентура была потеряна, старые партнеры встретили, мягко говоря, холодно. Место где арендовал помещение, ну ты помнишь, ты же ко мне туда приходил, сдано. Короче свято место пусто не бывает.
- Славик, я все понимаю, если ты мне поможешь обзавестись клиентурой, я тебе с каждого клиента буду процент отстегивать.
- Олег, ты, мягко говоря, неисправимый оптимист. Я тебе рассказываю, что сам остался без клиентуры, а ты меня просишь тебе клиентуру организовать. Ты, когда пришел и начал излагать свою проблему, я вообще перепугался, сидел и думал:
- Это конец. опозорюсь, поеду в деревню картошку выращивать. Поэтому и напился.
- У тебя, что тоже есть домик в деревне?
- Какой домик?
- Ну, где картошку будешь выращивать
- С какого перепуга? Нет у меня никакого домика.
Он посмотрел на меня внимательно:
-  А, у тебя есть?
- Не, у меня тоже нету, у Толика бабуля живет в деревне картошку сажает. Ты Толика помнишь?
- Помню. Причем здесь Толик? Я тебе про Ивана, а ты мне про Болвана. Ты понимаешь, боюсь я!
- Славик не дрейфь, я же сказал, если получится, буду процент отстегивать.
- Да, на фига, мне твой процент?! Я же, худо-бедно, психолог и с психологией халявы очень хорошо знаком. Халява прямая дорога к деградации. Давай так. Если у нас сложится, то ты мне тоже поможешь с клиентурой среди своих, среди художников.
- Заметано!
Детали предстоящей операции обсуждали въедливо, Славик ожил, увидев, что я серьезно отношусь к его рекомендациям и указаниям. А, мне-то что? Мне ничего другого и не оставалось. Я ему продемонстрировал возможности моих красок. Славик был в восторге.

День ИКС.

 Наконец день ИКС настал. Я установил ватман на подрамник и стал прохаживать, как учил Славик, изображая, что ожидаю клиента. Демонстративно смотрел на часы и покачивал головой. Когда, ко мне подошел мужчина и спросил могу ли я нарисовать его портрет, я как учил меня Славик, надул щеки и строго ему сказал:
- Попозже подойдите, я жду клиента.
Чуть не вырвалось:
- Отвали чувак, я уже зафрактован.
В голове вихрем пронеслось:
- Почему зафрактован? Почему чувак? Почему отвали?  Слава Богу, что сдержался. Как говорит Славик - Ноблидж облис. Что в переводе с латыни означает -  Положение обязывает.Но тут я услышал шёпот:
- Разуй глаза балда. Это же  я.
- Кто я, чего разуй, сказано же ясно...
Я оборвал себя на полуслове и вытаращил глаза. Передо мной стоял Славик. Если бы случайно я  его в этом наряде встретил на улице, ни фига бы не узнал. И я залепетал:
- Извините Вячеслав Викторович не узнал, богатым будете. Проходите садитесь.
- Я указал Славику на стул.
Но, он, прежде чем на него сесть развернул стул в полуоборот ко мне.
Во мне заговорил портретист:
- Вячеслав Викторович, будьте любезны, сядьте ко мне лицом.
Я начал входить в роль, но не учел, что Славик уже в свою роль погрузился, как подводная лодка во время атаки. И я тут же услышал:
- Уважаемый Олег Александрович, я бы хотел иметь портрет в профиль.
И тут же услышал зловещий шепот:
- Мне нужно видеть улицу, а пешеходы должны видеть меня.
Надо сказать, что отчества друг друга мы узнали непосредственно перед нашей операцией.
Я громко заверещал:
- Конечно, конечно, Вячеслав Викторович, как Вам будет угодно, просто мне как художнику, очень интересен именно Ваш анфас.
Я стал дефилировать вокруг Славика, как бы примеряясь к его лицу и фигуре, затем плюхнулся на свой стульчик и погрузился в творчество. Я вздрогнул, вдруг услышав громкий голос Славика:
- Олег Александрович, уважаемый, скажите, а Вы смогли найти в Вашем графике, время для Евгения Эдуардовича?
Я очнулся и заверещал, слегка заглядывая в свою шпаргалку, записанную в еженедельнике, дарованном мне Славиком:
- Не волнуйтесь Вячеслав Викторович, для ваших друзей, я конечно же выкрою время, хотя график у меня действительно плотный.
Славик с важностью провещал:
-  Я, как Вы заметили, Олег Александрович, щепетилен в отношении своих обещаний друзьям. И очень вам признателен, что вы тоже не компрометируете мое реноме. Но, Вы же понимаете, что моя благодарность не заставит себя ждать.
Я оторвал глаза от еженедельника и выглянул из-за подрамника на улицу. То, что я увидел, как говорил один известный персонаж, была картина маслом.

Картина маслом.

Прямо напротив моего подрамника с боку от стула Славика стояла троица - Женщина, держала за руку Мальчика, а другой рукой держала эскимо, рядом с ними стоял Мужчина. Женщина была очень красива, красива какой-то необычной красотой.  Мужчина был представителен с важным лицом. Всем видом он показывал, что это его дама, и что это не собачье дело окружающих, что он был много старше его спутницы. Правда, кто из них был спутником, а кто был ведомым, я затруднился бы утверждать. Женщина выглядела уверенной в себе, а мужчина имел очень представительный вид. Она откровенно разглядывала Славика. Славик делал вид что вообще не замечает никого. Мужчина стоял с отрешенным видом, не выказывая ни малейшего неудовольствия сложившейся ситуацией. Прикид Славика, видимо все-таки, произвел на женщину впечатление. Правда, она чуть заметно усмехнулась, посмотрев на Ролекс и ботинки Славика. Осмотрев Славика, женщина перевела взгляд на меня. Взгляд был холодный и властный. Она явно оценивала то, что предстало перед ее взором и похоже размышляла, как все это можно использовать с пользой. Мальчик канючил:
- Ну пойдем, пойдем, тут уже недалеко.
Он упорно тянул женщину за руку.  Мужчина и женщина явно выглядели инородными персонажами в здешней среде. Становилось ясно, что и мужчина, и женщина оказались в этой среде исключительно благодаря мальчику. Единственно, что вызывало недоумение, почему мальчик здесь хорошо ориентируется. Женщина неожиданно мягким голосом сказала:
- Подожди милый, мы сейчас пойдем. Зайчик, пока мы стоим, скушай эскимо.
- Не хочу эскимо! Пойдем! Ну пойдем!
Женщина протянула руку мальчика мужчине и тем же мягким голосом, который совершенно с ней не вязался сказала:
- Петя, пообщайся со Славиком, Славик побудь с папой.
Я очарованный женщиной сделал вывод:
- Значит, все-таки, папа. Мой Славик вздрогнул, посмотрел на даму, но тут же расслабился и посмотрел на мальчика Славу. Мужчина что-то тихо начал ворковать сыну, а тот продолжал канючить. Но видимо, нечто его заинтересовало в тихом ворковании отца, и он молча уставился ему в лицо.  А мужчина достал из футляра для очков замшевую салфетку, присел на корточки перед мальчиком и стал протирать очки, поглядывая то на очки, то в лицо мальчику.
Троица явно перегораживала проход для прохожих. С боку от них уже образовалась небольшая пробка. Люди сначала хотели просто обогнуть образовавшееся препятствие, но затем встали, и заинтересованно вникали в происходящее.
Короче, мой Славик работал. И, для себя я отметил, предыдущий его опыт коллективного гипноза не пропал в туне.
Да, работал Славик виртуозно. Следующая его фраза чуть не застала меня врасплох:
- Олег Александрович, вы не против, если я чуть разомну ноги – затекли, знаете ли.
Я чуть не ляпнул:
- Еще одну минутку.
Но, вовремя спохватился, вспомнив наставления Славика. Окончательно меня вывело из творческого сосредоточения то, что женщина независимой походкой двинулась ко мне и я пролепетал:
- Конечно, конечно, Вячеслав Викторович.
Доступ публики к моему телу был открыт. И публика этим не преминула воспользоваться, люди робко двинулись за решительной женщиной.

Самая сложная борьба, это борьба с собой.

Женщина неумолимо и решительно приближалась ко мне. И тут у меня появилось непреодолимое желание послать к чертовой матери все указания и рекомендации Славика. Я был готов немедленно начать писать ее портрет, если эта женщина, мне просто намекнет на это. Я чувствовал себя кроликом под взглядом удава. При этом мой внутренний голос восторженно  вопил:
- Вот он клиент, которого ты так ждал. Вот она синица в руках, а глупые журавли давно выстроились клином и полетели на юг.
Единственно, что меня сдерживало это память о потраченном времени на шпаргалки в еженедельнике Славика, который был зажат в моей руке:
- Какого хрена?! Разработали целую операцию, а все так просто. А может не просто? Если бы не Славик, ничего бы этого не было.
Мое сознание мерцало и металось в поисках выхода между указаниями Славика и соблазном получить реального, живого клиента, прямо здесь и сейчас.
Женщина зашла ко мне за спину и безапелляционным голосом осведомилась:
- Интересная техника. Сам разработал?
Я явно не входил в число персон, вызывающих ее уважение, в отличии от ее мужчины и мальчика. Вообще я терпеть не могу, когда мне заходят за спину и смотрят, а некоторые еще и шумно дышат. Но, от резкого ответа меня удержал тонкий запах духов, усиливший только что испытанное мною состояние кролика перед удавом. Но, кажется моя неуверенность и слабина сыграла мне добрую службу.
- Я к вам обращаюсь.
- Женский голос все еще звучал резко и настойчиво.
Но, про себя я отметил:
- Ага, все-таки на «ВЫ», а не на «ТЫ».
Я, начал медленно поворачиваться, так для себя и не решив, что отвечать и в каком тоне. Но видимо мои замедленные движения, еще больше убедили женщину, что она выбрала неверный тон для общения со мною. Изменения напряженности нашего быстротечного общения я ощущал просто кожей. Вернее, я кожей ощущал свой страх и изменения в ее тоне. А тон явно менялся:
- Я хочу, чтобы вы написали мой портрет в вашем стиле.
Я пытался выстроить в голове фразы, объяснявшие, что я с радостью готов писать ее портрет, но в настоящий момент занят. Я мялся, фразы казались, то резкими, то нерешительными, они вязли на языке так и не произнесенные. Мне совсем не хотелось показаться мямлей, и я держал паузу. Я повернулся и посмотрел ей в лицо. И мои глаза меня выдали. Она поняла свою промашку и продолжила снова на «ТЫ»:
- Ну, что, когда ты напишешь мой портрет?
Это уже был не вопрос, буду или не буду я писать ее портрет. Мой ответ на этот вопрос не вызывал у нее сомнения.  Она, посмотрев мне в глаза, поставила жирную точку в еще не начавшемся диалоге. Вопрос теперь стоял, не как альтернатива - «БУДЕШЬ? ИЛИ, НЕТ?», а как ожидание – «КОГДА?». Вообще то ее уверенные фразы мало походили на вопросы, они походили на безапелляционные утверждения. 
Но, Славик на то и психолог, чтобы тонко чувствовать своих подопечных. Славик появился вовремя и поставил свою жирную точку прямо поверх точки, которую поставила Женщина в моих сомнениях простой фразой:
- Уважаемый Олег Александрович, я готов продолжить. Господа, позвольте мне сесть.
Мои сомнения утонули, в напрасном ожидании спасительного круга. А уверенность, зацепившись рукой за борт яхты моих переживаний, легким взмахом головы стряхнула воду с намокших волос, и полезла на палубу. 
Стоявшие рядом со стулом, на который хотел сесть, мой друг, Славик, поспешно расступились. Только спутник женщины с мальчиком не обратил на него ни малейшего внимания и продолжил о чем-то тихо говорить мальчиком.
Градус любопытства, наблюдавших за мной и женщиной, рос. Публика пытались незаметно прокрасться ко мне за спину, и, хотя бы с расстояния посмотреть,  что же за картина стояла на моем подрамнике. На женщину приход моего Славика не произвел никакого впечатления.
- Слышишь маляр?  Так, когда?
Похоже вопрос цены ее не интересовал. Обычно, мои клиенты первым делом интересовались, сколько будут стоить мои услуги.  Но, похоже этот вопрос сейчас остро интересовал меня, но не ее. Я хотел ясности, я хотел понять кого я вижу перед собою, серьезного клиента или просто красивую, но наглую бабу. Именно это обстоятельство вынудило меня преодолеть страх, и ответить вопросом на вопрос:
- Надеюсь, вы понимаете сколько это стоит?
Ответ был такой:
- Надеюсь ты понимаешь, кто перед тобой. Тогда не задавай идиотских вопросов. Я сама решу сколько это стоит.
Я тихо начал приходить в ярость, но держался:
- Тогда будьте любезны назовите цену этой картины.
- Да,навскидку тысяч двадцать, двадцать пять.
Я пришел в ярость:
- Это вам к моему соседу справа, а не ко мне.
- Что, хочешь сказать, что эта мазня стоит больше тридцати тысяч баксов?
Бешенство диктовало мой ответ:
- За эту мазню я получу минимум пятьдесят. Да, и зачем вам вообще мазня, мадам.
И только после того как я это произнес, в мой мозг, как дятел в сосну, простучало последнее сказанное ею слово:
- Б-А-К-С-О-В!!!
И я закусил губу. Она поняла это своему и казалось её ответ ставил точку в нашем диалоге:
-Все равно хочу. Пятьдесят, так пятьдесят. Когда?
Славик вовремя пришел мне на помощь:
- Олег Александрович давайте не будем терять время, я человек занятой и дорожу своим временем.
Женщина всем своим видом откровенно проигнорировала Славика и повторила с нажимом:
- Когда?
Я попытался вспомнить рекомендации Славика на этот случай. Я почувствовал себя так, как будто на экзамене вытянул плохой билет. Я попытался незаметно найти подходящую фразу в еженедельнике.
Славик снова пришел на помощь:
- Олег Александрович, уважаемый, ну запишите даму, внесите в график, и не будем терять времени.
Я нашел чистую страницу в еженедельнике и забормотал:
 - Понимаете, у меня очень плотный график, мне часто приходится писать портреты на дому. Сами понимаете, люди важные, не очень хотят светиться в публичных местах.  Вот, Вячеслав Викторович, наверное, единственное исключение, любит бывать в народе и на природе. А, вот нашел. Через пять дней у меня есть окошко, хотел отдохнуть, но не могу отказать вашей настойчивости. Как вас записать?
- Наталья Владимировна.
- Ваш телефон?
- Зачем вам мой телефон?
- Ну, на всякий случай, вдруг обстоятельства вдруг изменятся, предупредить.
Женщина продиктовала телефонный номер, я записал.
- Через пять дней здесь утром, Наталья Владимировна.
- Нет, я с утра занята, здесь в два.
Я начал бормотать в победно удаляющуюся спину:
- Мне это даже удобней, высплюсь, отдохну.
Женщина на ходу бросила в сторону Славика:
- Спасибо.
Славик проводил её взглядом, сказал:
- Олег Александрович, давайте не будем тратить время.
Я выдохнул и стал вытирать выступивший на лбу пот. Попытался сосредоточится. Пустое. Настроя  не было, его как ветром сдуло.

Отступать надо в соответствии с намеченным планом.

Зеваки потихоньку покидали нас, и Славик зашептал, чтобы слышал его только я:
- Пора, Олег пора.
 Я очухался и вспомнил основную рекомендацию Славика. Прокашлявшись я произнес из-за подрамника:
- Вячеслав Викторович, прошу прощения, меня через сорок минут Генрих Иосифович ждет.
Еле вспомнил это имя на вскидку придуманное Славиком. Славик с готовностью отозвался:
- Конечно, конечно, голубчик, Олег Александрович. Если не возражаете, я вас подвезу.
Он посмотрел на часы и продолжил:
- Через пятнадцать минут за мной придет машина. Вы успеете собраться?
Я собрался почти молниеносно, подбежал к моему соседу- художнику справа и предупредил его:
- Дим, меня в ближайшие дни не будет, буду работать с клиентами на дому, это на случай если будут спрашивать.
Димка кивнул головой, не отрывая глаз от портрета девчушки, которую он рисовал. И вовремя, к нам подъехал ягуар, водитель вылез из авто, открыл пассажирскую дверь Славику, и помог мне разместить в машине мое барахло. Славик промурлыкал шоферу:
- Спасибо голубчик.
Садясь в машину, я краем глаза увидел в толпе Наталью Владимировну. Она смотрела на нас. Смотрела она гордо и независимо.
В машине мы расслабились и Славик сказал:
- Саня большое тебе спасибо, с нас причитается.
Саня весело ответил:
- Да брось ты, Слав, ты в свое время, мне не раз помогал, так что мне долго не рассчитаться.
Саня был знакомый Славика, а вот мы с ним были не знакомы. Славик нас представил. Мы улыбнулись друг другу. Саня довез нас до квартиры Славика, где и произошел разбор полетов.

Поле боя после сражения.


Когда я через три дня появился на своем рабочем месте Димка на меня вытаращил глаза и протянул листок. На листке была записана очередь ко мне клиентов. Очередь была небольшая, но для нас, уличных художников это было событие, это был пропуск к успеху. Димка посмотрел на меня и попытался пошутить:
- Олег, ты бы поделился клиентурой.
- Отойдем, покурим Димыч.
Мы подперли стену и закурили:
- Димыч, я тебе организую такую же клиентуру, от тебя требуется найти изюминку для портретов. Ты я помню увлекался смуфато.
Димка бросил окурок, и разочарованно посмотрел на меня:
- Олег, какое смуфато, забыл с кем мы имеем дело? Тут подавай просто и не затейливо, чтобы похоже было.
Тут уже заволновался я, перенеся оценочные ассоциации Димы на своих потенциальных клиентов:
- Ну-ко, ну-ко. А, как выглядели те, что записывались ко мне?
- А, хрен его знает, как выглядели. Подкатывали машины, вылезали водилы, пассажиры даже не вылезали из машин. Водилы и записывались.
- Да расскажи ты подробней!
- Ну, подходит водила спрашивает тебя, я ему говорю, что тебя нет, и сегодня не будет. Он бежит к пассажиру, возвращается и просит записать. Некоторые водилы вообще одни приезжали и сходу просили записать в очередь.
- Почему думаешь, что они водилы?
- Олег, я не вчера родился.
- Дим, отрабатывай технику смуфато и держи язык за зубами.
- Олег, а у тебя-то что за прибамбасы?
- Сегодня увидишь.

Последний бой, он главный самый.

И, Дима увидел. Славик появился вовремя, и я закончил его портрет. Когда я подошел к нему и вручил портрет. Димка был рядом, подошли еще пара моих товарищей. То ли Димка проболтался, то ли сами почуяли что-то необычное. Славик откинулся на стуле и разглядывал портрет. Димка и другие художники посмотрели и пожали плечами. Портрет был не традиционным, но большого удивления у них не вызвал. Они здесь разное повидали. Основной спектакль их ждал впереди. Славик вдруг спросил:
- Так говорите перегар, Олег Александрович?
- Ну, не только перегар, и другие бытовые испарения, Вячеслав Викторович. В зависимости от характера испарений портрет будет выглядеть по-разному. Ну алкогольные пары можно испробовать прямо сейчас.
Я достал заранее заготовленную бутылку столичной. Мои коллеги насторожились, но пока еще ничего не понимали. Славик с показной наигранностью продолжил:
- Олег Александрович, дорогой, я не потребляю дешевый алкоголь, давайте проверим ваше искусство на качественном.
Я как было условлено, пробурчал:
- Как вам будет угодно, Вячеслав Викторович, сейчас пошлем за коньяком кого-нибудь.
- Не стоит, не стоит, Олег Александрович.
Славик неторопливо открыл свой дипломат, и достал из него заграничную диковинку, бутылку виски Балантайнса. Он отвинтил крышку с бутылки, набрал в рот глоток прямо из горлышка, прополоскал рот виски, проглотил и дыхнул на картину. И.… Картина отозвалась. Пастельные тона становились ярче, и вся картина стала наливаться светом. Первым отреагировал Димка:
- Ну, ни фига себе!
Славик победно посмотрел на него, он явно наслаждался произведенным эффектом. Вокруг нас уже собирались люди.  Славик стал заворачивать крышку на бутылке. И тут мы с ним чуть не прокололись. Димка сказал:
-  Офигеть. Это надо обмыть.
Все дружно уставились на бутылку Балантайнса. Только мы со Славиком знали, что настоящей была только сама бутылка, внутри ее была обычная водка. Наши финансы нам не позволяли залить в эту пустую бутылку даже самое дешевое виски "Белая лошадь".  На сей раз на выручку Славику пришел я:
- Ну, мы же русские люди и обмоем, как принято у нас, водкой.
И, я повторно достал бутылку столичной.  Присутствующие осуждающе посмотрели на Славика, но наставать на употреблении элитного алкоголя не стали. Неприятный осадок, от жадности Славика быстро улетучился, все начали получать удовольствие не только от выпитой на халяву водки, но и от возможности подышать на картину. Картина под выдохами менялась как хамелеон. Народ был в восторге. В это время подошел ягуар с Саней и Славик ретировался со словами:
- Олег Александрович, завтра же деньги поступят на ваш счет.
У меня после отъезда Славика только и хватило денег еще на одну бутылку и шоколадку, чтобы отметить успех с друзьями.

Все проходит.

Спустя какое-то время мои дела шли просто великолепно. Но, богатые люди народ капризный. Я пришел в ужас, когда мне подряд вернули назад две картины. Хорошо, что деньги я не успел потратить, хотя собирался уже сделать крупную покупку. Я хотел купить две квартиры - одну престижную под жилье и другую на чердаке под студию. Деньги я сумел вернуть, но работу над следующими портретами строго оговаривал с клиентами, и начинал разговор на эту тему исключительно с мягкого отказа рисовать клиента. Уговорить меня смогли не многие и поток клиентов постепенно иссяк.
Немой свидетель тех событий, пыльный плакатик, прописался за телевизором. Он так и остался свидетелем, а не участником событий. Это бывает только в театре. Если ружье висит на стене в первом акте, то в третьем акте оно должно выстрелить. Плакатик в этой истории скорее был стартовым пистолетом, в котором отсырели патроны.  Славик смог помочь не только Димке, но и другим моим собратьям по цеху. Самое главное никто из них не подозревал, что это очередной клиент, раскрученный Славиком, хотя все это было у всех на виду. Все они свято верили, что это ему одному, так повезло. Что именно ему на пути встретился Вячеслав Викторович, Евгений Иванович или еще кто-то, под чьим новым именем объявлялся у нас Славик.  Да и я бы тоже не поверил, что с Димкой произошла не счастливая случайность, а хорошо отрепетированный спектакль. Никогда бы не поверил, если бы сам не участвовал в организации репетиций этой случайности. Впоследствии Славик, не раз появлялся у нас в новой личине. О его роли был осведомлены только его клиент и я. Славик руководствовался только моим мнением, с кем можно иметь дело, а на кого не стоит терять время. Славик в совершенстве освоил и улучшил метод референтных групп и коллективного гипноза.
Но в одном Славик несомненно был прав, часто повторяя:
- Омниа трансеунт, эт ид трансибит куоквэ.
Что в переводе с латыни значит:
- Все проходит, и это тоже пройдет.
Я в ответ бурчал:
- Как всегда прав.
А Славик меня постоянно поправлял, что это не он прав, а царь Соломон
Изредка Славик добавлял:
- Капи дием
Что значило:
- Лови момент.
Но мне больше нравится фраза:
- Дуракам везет.
Славик ее перевел как:
- Сталти сант фортунати.
И как я убедился в первую очередь дуракам везет с друзьями. Господь нашел самый простой и надежный способ помощи. Мне повезло со Славиком, ему, я надеюсь, повезло со мной. Мне очень повезло с Толиком, но это другая история.