Досуг как отражение смысла жизни

Георгий Асеев
           Тезисы комментария теолога Г. Е. Исаева «Досуг как отражение смысла жизни» по теме секции №12 «Политическая мысль Аристотеля» Московской международной конференции по Аристотелю 2016 «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт философии РАН, 17-19 октября 2016 г.)   
               
            Согласно Аристотелю, «человек по природе своей существо политическое» и может жить только в обществе себе подобных. Чтобы рационально структурировать общественную жизнь, людям необходима не только политика – наука, тщательно разработанная Аристотелем и призванная наилучшим образом обустроить совместную жизнь людей в государстве как высшей форме политического общения, но и полезно использовать предложенное Аристотелем учение о добродетелях. Добродетель (склад души) — внутренний порядок, обретаемый человеком в сознательном и целенаправленном усилии. Мыслитель считал, что благоразумная душа обладает такими важнейшими добродетелями как: справедливость, благородство и великодушие.
            По мнению Аристотеля, цель государственной политики заключается в воспитании добродетелей в гражданах для достижения справедливого общего блага, а этому в значительной степени способствует правильно организованный досуг, культивирующий «калокагатию» (др.-греч. «прекрасный и хороший», «красивый и добрый», в др.-греч. культуре — гармоничное сочетание физических и душевно-нравственных достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека). Примером тому служит общественная жизнь в Древней Греции, открывшая широкий простор для умственного и физического развития граждан: юноши и взрослые мужчины собирались в гимназиях, где известные учёные читали лекции и проводили беседы, там же под руководством опытных наставников греки занимались гимнастикой. Кстати, в Олимпии юноши соревновались в силе и ловкости, а также в знании поэзии, ораторском искусстве, игре на музыкальных инструментах. Человек-носитель калокагатии был образцовым гражданином полиса, способным осуществить общественное благоденствие.
            Для политологии XXI века проблема формирования этико-эстетических критериев среднего слоя граждан остаётся актуальной, как и утверждение Аристотеля о том, что качество жизни людей определяет уровень совершенства гражданских отношений в обществе – последний обусловлен совершенством государственного правления. «Полития» – наилучшая форма государственного правления, где правит большинство (состоящее из среднего [определённого по имущественному признаку] слоя граждан) в интересах общей пользы. По идее Аристотеля: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Добродетель гражданина проявляется в умении свободно исполнять свой гражданский долг и в способности свободно повиноваться властям и законам.
            Калокагатия, являвшаяся в период ранней античности одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом, до сих пор лежит в основе европейского воспитания гармонически развитой личности ответственного гражданина. Семья, научная организация труда и разносторонний досуг дают возможность любому человеку раскрыть смысл жизни как путь к самосовершенствованию в любви, мире и согласии в современном мире.
            Ключевые слова: смысл жизни, досуг, душа, добродетель, политика.


                Title of the report of Isaev G. E. «Leisure as reflection of meaning of life»
                Annotation

            According to Aristotle, "the person by the nature a being political" can also live only in society similar. Rationally to structure public life, for people it is necessary not only policy – the science which is carefully developed by Aristotle and urged to equip in the best way joint life of people in the state as to the highest form of political communication, and also it is useful to use the doctrine offered by Aristotle about virtues. Virtue (a soul warehouse) — the internal order found by the person in conscious and purposeful effort. The thinker considered that the reasonable soul possesses such major virtues as: justice, nobility and generosity.
            According to Aristotle, the purpose of a state policy consists in education of virtues in citizens for achievement of fair general welfare, and it is promoted substantially by correctly organized leisure cultivating "kalokagatiya" (Ancient Greek "fine and good", "beautiful and kind", in Ancient Greek culture — a harmonious combination of physical and sincere and moral advantages, perfection of the human person as an ideal of education of the person). For example, the public life in Ancient Greece opened broad lands for intellectual and physical development of citizens: young men and adult men gathered in gymnasiums where famous scientists gave lectures and led discussions, in the same place under the leadership of skilled mentors Greeks did gymnastics. By the way, in Olympia young men competed in force and dexterity, and also in knowledge of poetry, oratory, playing musical instruments. The person carrier of a kalokagatiya was the exemplary citizen of the policy capable to carry out public prosperity.
            For political science of the XXI century the problem of formation of ethic and esthetic criteria of the center of citizens remains actual, as well as Aristotle's statement that quality of life of people determines the level of perfection of the civil relations in society – the last is caused by perfection of government. "Polity" – the best form of government where the majority (consisting of the center [determined by a property sign] of citizens) in interests of the general advantage. In principle Aristotle: any citizen shouldn't give the chance excessively to increase the political force over an appropriate measure. Virtue of the citizen consists in ability freely to execute the civic duty and in ability freely to obey the authorities and laws.
             Kalokagatiya, being in the period of early antiquity at the same time socio-political, pedagogical, ethical and esthetic ideal, still is the cornerstone of the European education of harmoniously developed personality. The family, the scientific organization of work and versatile leisure give the chance to any person to open meaning of life as a way to self-improvement in love, peace and harmony in the modern world.
             Keywords: meaning of life, leisure, soul, virtue, policy.