Писательский процесс

Ольга Игоревна Черных
У меня часто спрашивают: «В какое время суток ты чаще пишешь? Кто редактирует и вычитывает твои тексты?». Отвечу на эти вопросы и добавлю несколько слов о том, как я представляю продуктивный писательский процесс.

 Чаще всего я пишу днём, если нахожусь дома, или поздно вечером перед сном. Время суток для меня не принципиально. Когда есть мысли, я готова воплощать их в жизнь всегда, лишь бы была возможность их записать.

Мои работы (книгу, рассказы, стихи) никто глобально не редактирует и не вычитывает. Единственное, что я могу доверить, так это поиск грамматических ошибок. Я прибегаю к сторонней помощи только в том случае, если мой текст уже «приелся» после очередного прочтения, и сложно заметить самые глупые опечатки…
Говоря о глобальном редактировании, я имею в виду замещение прежнего текста новым. Я редко что-то исправляю в тексте, что уж говорить о том, чтобы доверить это дело редактору. В каждое предложение я вкладываю свою душу, и вряд ли после исправления что-то кардинально изменится. Некоторые мои знакомые писатели могут удалять целые абзацы и заменять их на новые, а я не решаюсь. Я могу только исправить структуру предложения, добавить литературные тропы, описания и заменить слова более подходящими синонимами.
У меня никогда не бывает недописанных произведений. Мне жалко отправлять свои мысли в «корзину», может, это неправильно, но я всегда всё доделываю до конца. Если у меня не получается написать задуманное стихотворение, я делаю из него прозу, сохраняя смысл. Я часто записываю в тетрадку обрывки фраз, а потом дополняю, и они принимают завершённый вид, доведённый до ума.

Если говорить о самом процессе написания, то мне требуется тишина. Я могу адаптироваться к любому постороннему шуму, но желательно, чтобы меня ничто не отвлекало. Не знаю, как остальным писателям, но музыка мне мешает, сбивает с мысли, я сразу забываюсь и начинаю подпевать…
Могу перечислить условия, в которых я пишу: хорошая обстановка и атмосфера, подходящее настроение и вдохновение. Практически каждый день я нахожу свободный час для писательства. Естественно, иногда требуется отдых и разрядка, чтобы собраться с мыслями, привести их в порядок и составить дальнейший план событий. Я имею в виду написание книги. Например, с рассказами всё гораздо проще, и они не требуют больших умственных усилий. Опять же, это только моё мнение, и я исхожу из своего опыта. У каждого человека свой подход и методы, и это здорово!

Осталось поговорить о представлении. Всегда, когда пишу, я думаю, как мой книжный персонаж, представляю картинку… Важно видеть, как выглядит твой персонаж, как себя ведёт, какие у него привычки и увлечения. От этого зависит, поверит ли тебе читатель или нет. Часто бывает, что приходится переступать через себя. Мой выдуманный персонаж говорит или делает так, как я никогда бы и не подумала… В любом случае, в каждом герое есть частичка меня, моего характера и взгляд на жизнь, от этого никуда не денешься.
Итак, без фантазии и мысленного представления писателю не обойтись. На ранних этапах это может тяжело даваться, но со временем идей будет всё больше и больше. Я сама прошла этот сложный путь, когда совсем ничего не умела. Я не могла написать больше страницы, а потом заметила прогресс. И Вы не бойтесь практиковаться. Писателем можно стать в любом возрасте, было бы желание и терпение. Зато, читая плоды своего воображения, на душе становится тепло. Мне никогда не бывает жаль потраченного времени и сил. Писательство всегда должно приносить удовольствие! :)