ЕГЭ - Модульно-рейтинговая система

Валерий Черкасов-Минский
Что, собственно, представляет собой «рейтинг»? Набор очков. В луч-шем случае это может вызывать некий спортивный интерес. В худшем (и, как правило, реальном!) это задача о том, как набрать нужное количество баллов, минимально утруждая себя учебой. Получение знаний уходят на второй план. Главное – очки любой ценой! При этом, и с преподавателя, по существу, в значительной степени «снимается» его основная функция: учителя и воспи-тателя. Он превращается в бухгалтера-учетчика, к великой радости бесталан-ных, пусть даже добросовестных, горе-педагогов. Именно такие станут в ближайшее время, на беду нашей системе образования, «передовиками»! Почти 20-летний опыт автора как оперативного сотрудника подразделений по борьбе с экономической преступностью, однозначно свидетельствует: где оценивается не качество, а количество – приписки неизбежны!
В философско-фантастико-сатирическом романе Г. Вебера «Танатонав-ты» (Путешественники на Тот Свет) людям удалось узнать некий аналог мо-дульно-рейтинговой системы подсчета грехов и благочестивых дел. Это сде-лало людей добрее, честнее, терпимее, счастливее? Ничего подобного. На земле настала эпоха поголовного лицемерия и лжи. Все бросились скрупу-лезно подсчитывать свои «хорошие» и «плохие» дела, думая отнюдь не о бла-ге ближнего и счастье людей, но лишь о сумме набранных баллов. Не правда ли -  очень реальное предвидение?
ЕГЭ – это основа, базис всей «перестройки» российской системы обра-зования.
 Критики, и весьма аргументированной, в адрес этого нововведения, как в массовой прессе, так и в профессиональных изданиях более чем достаточно. Любому профессиональному преподавателю, очевидно, что никакое тестирование не может заменить контроля знаний, проводимого в форме не-посредственного общения. О качестве применяемых тестов можно умолчать – примеры абсурдных вопросов и безграмотных «правильных» ответов об-щеизвестны.   
Хотелось бы обратить внимание лишь на наиболее опасные последствия внедрения ЕГЭ.
а) Любой тест не проверка реальных знаний, а только имитация тако-вой.
б) Сдача экзамена в форме ЕГЭ неизбежно подменяет собственно учебу подготовкой именно к ЕГЭ, то есть к зубрежке ответов.
в)  По утверждению ряда психологов, обучаемому вредно видеть не-правильные варианты ответов. Именно они запоминаются лучше, даже при правильном выборе.
Указанные проблемы носят отдаленный пролонгированный характер.
Однако предлагаемый, и используемый инструментарий ЕГЭ несет уже сейчас весьма серьезные и мало предсказуемые  последствия.
Так, в частности, практически никем не осознается опасность поголов-ного тестирования всего молодого поколения нашей страны. Ответы на тесты ЕГЭ не очень убедительны для оценки знаний, зато по ним вполне возможно, как утверждают некоторые психологи, построение психологического портре-та личности!   Это прямая угроза национальной и информационной безопас-ности нашей страны. Кто, когда, каким образом, с какими целями может вос-пользоваться этими данными, трудно прогнозировать. Твердо можно утвер-ждать одно: эти сведения в соответствии с российским законодательством следует отнести к категории персональных данных и они должны охраняться Законом.
В заключение - два предположения, которые, могут либо предотвратить негативные последствия болонского процесса, либо вообще обратить его во благо.
Во-первых, Россия (СССР) уже переживали увлечение «болоньей» в 60-е годы прошлого столетия. Правда, тогда это были плащи. Теперь они прочно забыты. Можно рассчитывать, что и сегодняшнюю постигнет та же участь.
Во-вторых, болонский процесс может быть нашим асимметричным от-ветом на «утечку умов». Наши специалисты, обученные по болонским прави-лам, вряд ли понадобятся за рубежом. Там сами такие.