Всё-таки лошадь

Юрий Боченин
     Лошадям – ближайшим и самым верным помощникам человека посвящены сотни книг, кинофильмы и множество скульптурных изображений.  В одном только музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (сейчас Государственный Российский аграрный университет) собрано около трёх тысяч полотен, на которых изображены лошади.
 
     Наиболее кратко и в тоже время с наибольшей полнотой сказал о лошади Пушкин в стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:

                Твой конь не боится опасных трудов
                И чуя господскую волю
                Он смирно стоит под стрелами врагов
                И мчится по бранному полю.
                И холод, и сеча ему ничего…

     Прежде чем стать домашним животным лошадь на протяжении многих тысячелетий являлась предметом охоты первобытного человека. Лошадь была приручена им в конце неолита  при переходе к бронзовому веку.
   
      Местные породы лошадей сначала были низкорослыми, но потом в результате скрещивания и надлежащего ухода они превратились в крупных однокопытных обитателей земли.

     Лошадь  была и есть главным, если так допустимо выразиться, партнёром,  а зачастую и собратом в жизни человека. Она выполняла самую тяжёлую работу и по перевозке грузов и его самого, и по пахоте почвы, и как верный сотоварищ в боевой обстановке. Лошадь – это самое благородное и миролюбивое животное, и своим безотказным поведением она готова до самой своей смерти служить её владельцу.

    Замечено, что лошадям из ухаживающего за ними персонала больше по нраву  женщины, чем мужчины.  По-видимому, женщины и особенно девушки, благодаря присущим им особенностям голоса и мягкости рук лучше понимают лошадей, чаще ласкают их, и лошади отвечают своим  подопечным с таким же пониманием.  Поэтому в  соревнования в конном спорте женщины-наездники ни в чём не уступают мужчинам. Как писал поэт Николай Некрасов о женщинах:

                Коня на скаку остановит,
                В горящую избу войдёт.

     Как уже упомянуто, литература о лошади и её взаимоотношении с человеком крайне  обширна, начиная с древнейших древнегреческих и древнеримских источников и кончая современными произведениями, где лошадь представлена не только как сильное и выносливое животное для езды и работы, но и как участница спортивных соревнований, выступлений в цирке, охраны массовых мероприятий и, наконец, как объект этических  и художественных запросов человека.
 
    По своему  умственному развитию лошадь превосходит животных-приматов и собак, но отличается от них более развитыми слухом, обонянием и зрением (круговой обзор без поворота головы).

    Лошадь никогда не нападает на человека (кроме редких случаев при заболевании бешенством). На лежащего человека или животного она не наступит и ещё издали определит, имеет ли дело с живым или мёртвым объектом.  В последнем случае подаёт специфический храп.

      И всё это вопреки тому, что человек иногда варварски  обращается с этим благородным животным.  Не говорю уже о привлечении лошади к непосильной для неё работе, стремлении превысить её скоростные возможности, скудном и недоброкачественном питании.  Сама по себе лошадь не пьёт мутную, с посторонним запахом воду, отказывается от недоброкачественной травы,  сена или плохо вымытых корнеплодов.

   Она стоически терпит действия человека, вызывающие у неё сильную боль: удары кнутом, плетью, вонзание шпор в бока, ременные закрутки на её податливых нежных губах.  Вместе с тем она с трогательным вниманием относится к ласке и даже по внешнему виду человека различает в нём носителя доброты или злобы.

    Лошадь очень чутка, и человеку, особенно постороннему, нельзя подходить к ней неожиданно и тем более сзади: есть риск получить удар сильной задней конечностью, особенно отягощённой железной подковой.

      У лошади в отличие от других млекопитающих отсутствуют ключица, что позволяет ей далеко выдвигать передние конечности и размашисто бежать.

     Не буду затруднять читателя сведениями о многочисленных породах лошадей, их масти, сошлюсь только на русского академика А.Ф. Миддендорфа, который ещё в середине девятнадцатого столетия разделил лошадей на два типа: лошадей быстрых аллюров и лошадей шаговых.

   Лошади быстрых аллюров завезены в Европу из Африки и Азии, из местностей с пустынным климатом.  Лошади шаговых пород получили распространение  в условиях влажного климата, в лесах и лугах, богатых сочной растительностью.

    Лошадь способна двигаться по любой местности, поэтому она часто служит как вьючное животное. Несмотря на обилие машин в наше время, рабочие лошади перевозят различные грузы, пашут и боронят землю, работают в труднодоступных местах, Они используются в разъездах медиками и ветеринарными врачами, пограничниками, лесниками и егерями.

    Они могут содержаться вместе с другими домашними животными  в одном помещении и не мешают друг другу при их выпасе.

     Особенно трогательно выглядит недавно родившийся жеребёнок.  Его мать, кобылица, с помощью широких блестящих зубов   помогает   ему освободиться от  околоплодной  оболочки, а потом осторожно массирует его тело, стараясь шершавым языком причинить новорожденному как можно меньше беспокойства. Скоро жеребёнок поднимает голову, выпрямляется на тонких  ножкам с мягкими копытцами.  Мать его, кобылица, стоит рядом, наблюдая за действием своего малыша.  Сама она поднести пока ещё слабого жеребёнка к своему переполненному молоком  вымени не может.  Но не беда – малыш, повинуясь инстинкту на излучающуюся теплоту от тела матери, сначала тыкается мордочкой о её не спавший ещё  после родов живот и, как говорят физики, повинуясь направлению вектора нарастания теплоты добирается до соска вымени и начинает, сначала неуверенно, а потом взахлёб вбирать в себя целительное и питательное материнское  молоко.

    Первое время жеребёнок резвится поблизости от кобылицы, сопровождает её, запряженную, во всех поездках.

   Вот как отзывается поэт Сергей Есенин о лошадином шалунишке, который играючи пробует  догнать многовагонный поезд:

              Милый, милый, смешной дуралей,
              Ну куда он, куда он гонится?
              Неужель он не знает, что живых коней
              Победила стальная конница?

   Лошадь - животное очень мирное, благоразумное, но при случае может за дать отпор своим обидчикам, У неё, кроме внушительного вида есть испытанное оружие - копыта и зубы. Особенно смело кидаются на противников жеребцы, охраняющие табун. Но чаще лошади стараются просто уйти от опасности быстрым бегом.
 
   Миролюбивые по характеру  животные всё же не прочь тряхнуть головой и замахнуться длинной ногой, обутой в железную подкову на лающую назойливую собаку.
 
    Лошади быстро обучаются исполнять команды ездовых, чабанов и табунщиков.
 
    В прошедшие века лошадь активно использовалась в армии, в основном, в кавалерии. Достаточно посмотреть на средневековых рыцарей, восседающих в тяжелых доспехах на рослых лошадях. И в России во все времена кавалерия была самым привилегированным родом войск. Служили в ней ещё с допетровских времён наиболее образованные люди.

    Важнейшим этапом в строительстве советской кавалерии было создание в годы Гражданской войны Первой и Второй конных армий. Они успешно участвовали в боях против войск  Деникина,  Колчака,  Врангеля и армии «белополяков».
 
    Неслучайно выдающиеся полководцы, прошедшие Гражданскую и Первую мировые войны в кавалерийских частях: Г.К. Жуков, К.К.Рокосовский, С.М. Будённый, и др. возглавили в последующие годы механизированные войсковые соединения.

  В Великой Отечественной войне  кавалерия, использовалась в  контратаках по флангам и тылу наступающих подразделений противника.  Вместе с тем, она оказалась особенно уязвимой против артиллерии, танков и авиации.

   В первые послевоенные годы численность кавалерии в Советской Армии неуклонно сокращалась, а к середине пятидесятых годов  кавалерия как род войск была упразднена. Однако это не положило конец использованию лошадей в военных целях. Например, в России по сей день полноценно функционируют вьючно-транспортные подразделения в составе частей пограничных и внутренних войск, дислоцированных в гористой местности.
 
    В последние десятилетия во многих странах возник конно-спортивный бум: высшая школа верховой езды, публичное преодоление препятствий, пробеги на лошадях, скоростные соревнования верхом и на упряжках.  Лошадь стала использоваться в конной полиции  для патрулирования и охране правопорядка при массовых мероприятиях.

    В самом деле, фигуры полицейских, возвышающихся на крупных лошадях, с раздутыми ноздрями и сверкающими зубами отрезвляюще сдерживают толпу.

    После распада Советского союза пришли в упадок конные заводы, в которых выращивали породистых лошадей, а в большинстве деревень не осталось и рабочих лошадей. Вот-вот исчезнут известные заводские породы лошадей, как владимирский тяжеловоз  и  орловская рысистая порода, которой в этом году исполняется 240 лет.

     В стародавние времена на Руси, разве что при жестоком голоде избегали употреблять конское мясо в пищу.  Вспомните возглас Михаила Кутузова в «Войне и мире» Льва Толстого по поводу отступающих французов:

      - Будут и они лошадиное мясо жрать!
   
   В большинстве сёл и деревень России лошадей на мясо не убивали.  К павшей от разных причин лошади приходил, так называемый, «драч», который ловко снимал с неё шкуру, идущую на продажу. А остальное закапывали в землю.  В случае падежа лошади от сибирской язвы это привело к тому, что во многих местностях появились опасные сибиреязвенные очаги – ведь споры сибирской язвы очень устойчивы и могут сохраняться в почве, если её не продезинфицировать, столетиями.
 
  Благодаря лошадям люди получают ценное сырьё для фармацевтической промышленности, в том числе и для производства различных вакцин и сывороток.

     Приготавливаемый из кобыльего молока кумыс считается целебным напитком. Его полезно давать грудным детям.
   
     Наконец. езда на лошади служит здоровью, правильной осанке  и нужной мускульной  нагрузке, особенно людям с ограниченными физическими возможностями.
 
    Испытания лошадей при транспортировке тяжёлых грузов и на скорость на скачках также принесло плоды: прошедшие испытания в нескольких поколениях лошади, стали крупнее ростом, гармоничнее и выносливее.

      Крупные, статные верховые кони подходили под закованного в латы рыцаря, а также для красочного военного парада, где всадник, прежде всего, «показывает» себя.

     Вспомним Парад Победы на Красной площади в июне сорок пятого года.

     Для возглавляющих парад Маршалам Советского союза Георгию Жукову и Константину, бывшим умелым кавалеристам, могли бы подобрать для объезда войск  соответствующие лакированные автомобили-кабриолеты, но Главнокомандующий Сталин предпочёл лошадей. Это была не только дань вековой традиции военных парадов в России, но имело целью возвеличить полководцев, показать их мужественность и выправку. Всё это придавало параду более значительный смысл.  Одно дело стоять в роскошном автомобиле, держась рукой за какую-нибудь скобку, а другое дело – гарцевать на красивом, ладном коне, возвышаясь в прямом и переносном смысле перед шеренгами войск.

    И в настоящее время кавалерия нередко используется для проведения парадов и других подобных церемоний. В Советской Армии в 1962 году для участия в киносъемках был сформирован  Отдельный кавалерийский полк. В 2002 году на его базе был образован Кавалерийский почетный эскорт в составе Президентского полка.

  Во многих городах мира существуют конная полиция для патрулирования парков, зон отдыха и других мест, где трудно использовать автомобили или мотоциклы. Конные полицейские эффективно сдерживают или разгоняют демонстрации.

     Правда, это относится, скорее, к городским жителям, незнакомыми  с лошадьми. Даже понукаемая лошадь не пойдёт отталкивать оказавшегося  перед ней человека, а попытается  обойти его. Она, как правило, останавливается перед плотной толпой людей, и не будет раздвигать их упругими боками. Можно даже поднять животное на дыбы: она подожмёт под себя ноги с копытами, но постарается не задеть человека. Всаднику разве что взбредёт на ум пустить в ход ременную нагайку, как это делали казаки в Петрограде, разгоняя демонстрации.

    На сегодняшний день Россия по численности лошадей из первого места в мире занимает только шестое место, уступая многим странам, а особенно,  Китаю.
   
    Распад СССР, трудности в экономике привели в упадок все конные заводы, в которых выращивали породистых лошадей, а в большинстве деревень не стало и рабочих лошадей.
 
      На моей памяти в тридцатые годы в Москве автомобилей на улицах было мало. Чаще было встретить извозчиков или возчиков на «ломовых» лошадях, которые перевозили тяжёлые грузы. По данным статистики таких лошадей было свыше 30 тыс.

      В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибло от пуль, осколков снарядов, да и зачастую от голода свыше трёх миллионов лошадей  Кроме того, семь миллионов было угнано в Германию.

   Ко второй половине двадцатого века в  России насчитывалось только пятнадцать миллионов  лошадей. Отмена кавалерии как рода войск способствовало ещё большему сокращению поголовья.
    К началу восьмидесятых годов число лошадей сократилось ещё в три раза и продолжало сокращаться в последующие годы (из-за непродуманной «перестройки», «ускорения» и т.д.).

     Вот как Есенин  символично объяснял влияние возрастающей в жизни общества механизации и моторизации на сокращение лошадиного   поголовья:
      
            По-иному судьба на торгах перекрасила
            Наш разбуженный скрежетом плес,
            И за тысчи пудов конской кожи и мяса
            Покупают теперь паровоз…
 
      Правда, до полного исчезновения лошадиного рода дело, к счастью, не дошло. Благодаря возрастающей потребности использования лошади в  зрелищных и охранных мероприятиях поголовье лошадей стало постепенно увеличиваться, хотя лошадь практически перестала применяться для обработки земли и как тягловая   сила.
 
    За последние десятилетия лошадей всё чаще стали использовать по другому назначению, которому следуют  множество  организаций: цирки, зоопарки,, спортивные и прокатные общества, показательные конюшни, ипподромы, выставки, охотничьи хозяйства, турбазы, даже нефтяные,  энергетические и прочие компании. Разведение лошадей стало делом нерегулируемого бизнеса.

   Раньше на дорогах возчики считали своим долгом подсадить попутного прохожего на телегу или в сани, но теперь редко какая «тачка» соблагоизволит  остановиться, причём не преминёт обдать прохожего грязной водой из лужи или шматками снега. 
   Таков упадок морального уровня человека, «оседлавшего» автомобиль.

     Коротко об истории военного ветеринарного дела в стране, традиционно тесно связанного с коневодством.

    В тридцатые годы. был открыт Военно-ветеринарный факультет при Московском зооветеринарном институте. Незадолго до войны в связи с возросшими потребностями страны в  высших военно-ветеринарных кадрах факультет был преобразован в Военно-ветеринарную академию рабоче-крестьянской Красной Армии. Главной задачей академии РККА была подготовка специалистов, умеющих в условиях войны возвращать раненых лошадей в строй.

   После войны, в 1948 году, после упразднения Военно-ветеринарной академии в зданиях, занимаемых ею, разместилась Московская ветеринарная академия  (МВА) с военно-ветеринарным факультетом при ней.

    Все перечисленные ветеринарные учебные заведения были созданы и работали в дальнейшем под пристальным вниманием и опёкой главного кавалериста страны – Маршала Советского союза Семёна Михайловича Будённого.

     С.М. Будённый с января сорок третьего года был командующим кавалерией Красной армии и одновременно заместителем министра сельского хозяйства СССР по коневодству. Он ещё со времён  Гражданской войны и на протяжении своей долгой жизни слыл в нескольких поколениях людей в России первым «конником».

    Он ревностно курировал созданные при его участии Московские высшие учебные заведения ветеринарного и зоотехнического профиля. Уже в годы моего студенчества в Московской ветеринарной академии он неоднократно посещал её - остались фотографии, где он снят в кругу студентов и преподавателей.
   
    Я в 1956  году после демобилизации из армии поступил на первый курс ветеринарного факультета этой академии.  Был свидетелем того, как демобилизованные слушатели военно-ветеринарного факультета продолжали занятия уже на гражданском ветеринарном факультете.  Многие из них продолжали ходить на занятия в военной форме, донашивая её.

   В то время в академии работали видные ученые: недавние профессора и преподаватели Военно-ветеринарной академии: академики К.И. Скрябин, С.Н. Вышелесский, И.Е. Мозгов, Н.Ф. Попов; заслуженные деятели науки А.Ф. Климов, Я.Е. Коляков, Б.М. Оливков,  Н.А. Сошественский; и др.

   Мы слушали их лекции и учились по их учебникам. Правда, особое внимание в этих учебниках отводилось лошади.

    В 1994 году Московская ордена Трудового Красного Знамени ветеринарная академия имени К. И. Скрябина была переименована в Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина (МГАВМиБ им. К. И. Скрябина).

      Вызывает некую тревогу то, что большая доля студентов в академии специализируется в лечении мелких животных, как-то собак, кошек, комнатных птиц и аквариумных рыбок, то есть рассчитывают работать в лабораториях и в коммерческих ветеринарных клиниках, а также  по сугубо городским специальностям под эгидой биотехнологии. А как же быть с коровами, свиноматками, наконец,  с кобылами и жеребцами?

     Но, как говорится, вернёмся к нашим лошадям.

     Хорошо, что пока ещё существует Всероссийский НИИ коневодства Российской академии наук, организованный при прямом участии Маршала Будённого.  Институт расположен в Рыбинском районе Рязанской области.

   В заключение хочу процитировать несколько озорное описание тесной дружбы партизана  Морозки и лошади по роману Александра Фадеева «Разгром», где жеребчик Мишка (по словам писателя - верный раб) не нуждался в привязи и по первому зову (свисту) его хозяина бросался к нему:

   “Гривастый жеребчик был крепок, мохнат, рысист, походил на хозяина; такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же простовато-хитёр и блудлив”. Удивительное между ними было понимание, единение, согласие: “Мишка-а... у-у... Сатана-а, — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка, у-у... божья скотинка...”

     Итак, отдадим низкий поклон нашим собратьям - лошадям, веря в то, что они ещё много веков послужат человечеству.