Смекалка

Лев Кубышкин
Смекалка.
 В помещение  управления энергоблоками  одна стена стеклянная и  со стороны,  персонал  похож на аквариумных рыбок. Всякому посещающему «прямому начальнику»  нужно отдать рапорт. Утренняя смена  самая противная. Близиться время   Главного инженера. Николай держит в руках суточную ведомость, заучивает десятки цифр. Валентин Петрович спросит и каждую цифру проверит по ведомости.  Предыдущий раз закончился   пренеприятнейшим   сообщением от начальника цеха, что Главный недоволен и просит его Вешкина перевести в обходчики.   
                В данную  минуту Главный водит по нулевой отметке инженеро – технических работников и заставляет их доставать мусор из колонн. Каждый раз перед  его обходом  дается команда вычистить ниши  оснований  колонн, но, тем не менее, всегда можно наблюдать как начальники в галстуках, согнувшись, просовывают руки, пачкая манжеты, в щели и достают обтирку, перегоревшие лампочки, недоваренные электроды, пачки из под сигарет, да мало ли мусора в укромных местах.
 На Главном  держится  всё предприятие, подчинённые его боятся и уважают.  Однажды после проработки в  кабинете у Главного,  начальник  цеха пытался выйти в холодильник.
                Вешкин ждал  Главного. Можно конечно попытаться выйти в туалет, но старший машинист уже  смылся, блок без присмотра оставлять нельзя, хотя бывали случаи, что сбегали  и  машинисты  с  работающих блоков, по закону стада, как  объясняли позже. Через стекло видно, как машинный зал опустел, попрятались даже ремонтники, по девятой отметке суетно пробежала какая работница,  припозднилась,  затишье как в природе перед грозой.
                Подошел машинист соседнего блока  Юрка Думенко:
                -Что дрожишь? Учишь?
             - Учу, а чего делать, хотя не понимаю, зачем помнить показания приборов давно прошедшего процесса, за  текущим смотреть надо, но начальству виднее.
                -Сам-то  чего не учишь? Такой умный что ли?
                - А он ко мне не подойдёт.
                -Заговор  знаешь?
                -Да не напрягайся ты так,  ведомость он не читает, просто в руках держит,  глаза по строчкам не бегают, я это давно заметил. Говори  четко, уверенно, он голос слушает, не мнись и ничего не спрашивай.  А то получиться как у  Семенова.
                Этот  случай время от времени пересказывали друг другу.   Валентин Петрович  спросил  машиниста блока Семенова:
                -Какое  давление в «рассечке»? Тот не понял, что у него спрашивают и  поинтересовался:
                - В какой рассечке?  (Термин не присутствовал не в одной инструкции, был узко-кабинетным и каждый вкладывал в него свой смысл).
                -Какое давление в  рассечке?! Не понимаешь?!  Доложишь начальнику цеха, что я тебя отстранил от работы!   По этому  случаю  Герман Павлович распорядился, что бы  на время обхода Главного,  Семёнова убирали с блочного в обход по оборудованию, до лучших времён.
                Позвонили соседи, что Главный он них вышел. Машинисты разошлись по своим блокам. Вот он появился и прямиком к Вешкину, чертовщина какая-то.
                Вешкин поздоровался, отрапортовал.
                - Как работает пароводяной  тракт?
                -Всё в норме Валентин Петрович.
                -Сейчас проверим.
Взял суточную ведомость в руки. Ну, давай параметры  по пароводяному тракту.  Коля не зря учил, цифры выдавал громко и точно, глаза Главного были неподвижными,  не отслеживали информацию. Начальник остался доволен и быстро ушел.
                Откуда-то появился старший машинист и начал названивать на соседний блочный, предупредить.
               -Думенко, а почему к тебе Главный не подходит? Раньше подходил.
               - Пузырь поставишь, скажу.
                -Не соврешь, так поставлю.
                - Я  палец  в нос сую, а он брезгует мне руку подавать, вот и не подходит. Ну что ставишь?
                - Ставлю, уговор дороже денег.
                -Да ладно пользуйся.
                - Слушай, а чего это будет, если оба машиниста будут постоянно в носу ковыряться?
                -Не боись, я иногда как позвонят, что он идёт, поворачиваюсь спиной и начинаю правой рукой чесать задницу, как будто у меня сильно свербит там,  он через стекло  видит и не подходит, хочешь, выбирай.
                - Ну, спасибо, только старшему не говори.
 Надо же, от нечистой силы можно откреститься,  а тут  пальцем воспользоваться, смекалистый мужик этот   Думенко.
         Январь 2016 г.  Кубышкин Л.Б.