Неисповедимы пути Господни. Окончание

Магда Кешишева
   Дверь открыла женщина в красном байковом халате поверх пестрого платья, в вырезе которого виднелась синяя ночнушка. Женщина была в красных шароварах, белых шерстяных носках и огромного размера черных домашниках. Картину завершала белая косынка, закрывающая лоб.
 - Доброе утро, я Магда. Вас должны были предупредить о моем приходе.
 - Да, кто - то позвонил, проходи.
   Это обращение на "ты" меня немного покоробило,т.к. не привыкла я к такому фамильярному отношению со стороны незнакомых людей. И вообще, я  чаще называла людей на "Вы", с трудом переходя на "ты".

 - Ваше имя Нина, а как отчество?
 - Говори Нина. В Америке никто не знает отчества, все говорят только имя.
 - Но мне неудобно называть вас по имени.
 - Удобно, Нина и все.
 - Хорошо. Вам помочь переодеться, умыться... 
 - Не надо. Я сейчас оденусь, а ты иди на кухню, поставь чайник. Пока он будет кипеть, померишь давление.

   Когда, поставив чайник и накрыв на стол, я вошла в комнату, передо мной стояла красивая женщина с гладко зачесанными волосами, миндалевидными глазами, ровным носом и  слегка пухлыми губами, в красивом платье. Я так удивилась! Ей бы еще улыбку "нарисовать" на лице, и была бы восточная красавица. Но у женщины был такой "скрипучий" характер, что красоту ее перестаешь замечать уже через 10 минут.

   После завтрака Нина сказала, чтобы я привела в порядок ванную, пропылесосила ковры. Кстати, ковров не было только на потолке: в коридоре и обеих комнатах ни стен, ни паркета не было видно - сплошные ковры.

 - Магда, плов можешь готовить?
 - Могу, конечно. Вы какой больше любите: с мясом ...
 - Нет, сегодня мясо не надо.
 - Хорошо.

   Нина не так уж и стара. Ей 74 года, но ведет она себя как древняя старуха: предпочитает лежать, горстями глотает лекарства, нехотя выходит на прогулку, но охотно посещает врача.
   Попыталась я убедить ее делать утреннюю зарядку, побольше ходить, немного разнообразить меню, но она категорично сказала: я кушаю всегда - плов, мясо, дыни и виноград.

   Нина - уже в Америке - разошлась с мужем, живет одна в просторной квартире с двумя большими балконами. У нее 6 детей и 12 внуков. У всех - семьи, дети, все работают, учатся. Меня удивили имена детей Нины: очень уж они были нетипичные для бухарской семьи - Миша, Сурен, Никита, Марина, Юра и Берта.
 - У ваших детей такие интересные имена, кто их так назвал?
 - Соседи.
 - Соседи?
 - Говорю, соседи! У нас были хорошие соседи: русские, грузины, армяне, немцы. Например, сосед армянин, Сурен, сына не имел, а я ходила беременная. Он сказал: - "Будет сын, мое имя дашь", я дала. Хороший человек был, пусть будет память. А соседка немка дала имя моей старшей дочке - Берта. Никита - память от русского соседа. Вот так мои дети получили свои имена.

   Делая стирку, я обратила внимание, что стиральные порошки у Нины наши, советские - "Айна", "Новость", отбеливатель - "Лебедь".  Поинтересовалась, где она покупает советские порошки. Оказывается - привезла из Душанбе. Она еще похвасталась, что и чай пьет тот, который привезла с собой. В Америке Нина живет 11 лет. Сколько же привезла чая и стирального порошка!

   Английски Нина не знает и не хочет знать, объясняя это тем, что "здесь все есть русское - магазины, телевизор, доктора".
   В доме Нины есть дормен - молодой, приветливый негр. Спускаемся как - то с Ниной, чтобы ехать к врачу. В лифте она мне говорит:
 - Там черный сидит, видела? Он меня так любит, всегда "мама" говорит, сейчас увидишь.
   Проходим мимо негра, он улыбается:
 - Good morning, mam!
 - Видишь, "мама" говорит.
   Не стала я ее разочаровывать, объяснять, что уважительное обращение "mam"  характерно для негров.


   Бывшая харьковчанка Бронислава Кирилловна Осадчая, жена генерала, избалованная в Союзе вниманием мужа, достатком в доме, прислугой, отдыхом на курортах Прибалтики и Крыма, здесь оказалась у разбитого корыта. Все хорошее в ее жизни осталось в прошлом, но высокомерный характер, требовательность и заносчивость она сохранила, похоже, на всю жизнь.

   Когда мне сказали, что у меня будет новая пациентка и дали ее адрес, я увидела, что она соседка Сары Леонтьевны ( я уже писала об этой милой рижанке). Придя к Саре Леонтьевне, я поделилась с ней новостью. Она посмотрела на меня как - то очень серьезно:
 - Магдочка, это такая странная женщина: ни с кем не разговаривает, даже не здоровается, никто ей не нравится. Сколько раз к ней посылали разных женщин из агентства, она от всех отказывается.

   Иду к Броне, не ожидая ничего хорошего. Долго звоню, наконец открывается дверь и вижу высокую, аккуратно причесанную, прекрасно одетую, отлично сохранившуюся, с умело нанесенным макияжем блондинку. Настораживает одно - выражение лица человека, у которого болят все зубы.

   Живет женщина также, как и все: за квартиру, коммунальные услуги и телефон платит гроши, лекарства получает бесплатно, к врачу ее возят на машине, на еду получает талоны, плюс деньги. Но если все остальные искренне говорят -"Спасибо Америке!", Броня с презрением говорит, что ничего хорошего здесь не видела.

   Дом, в котором жила Броня, был "русский": с библиотекой, залом, где демонстрировали советские фильмы, отмечали праздники, вечерами собирались, играли в бинго, шахматы, читали газеты и журналы - общались, одним словом. Я попыталась Броню как - то приобщить ко всему этому. Сперва она отнекивалась:
 - Меня никто не любит, я знаю. И о чем с ними говорить? Они все такие сплетники.
 - А вы когда - нибудь говорили, например, с Анной Андреевной? Ее имя вам ни о чем не говорит?
 - Я даже не знаю ее.
 - Жаль, что не знаете. Она ведь не только полная тезка Ахматовой, но и журналистка из Ленинграда. Беседовать с ней интересно и познавательно.
 - Что мне познавать в моем возрасте?
 - Не можете же вы сказать, что все знаете, а она встречалась с известными людьми, дружила с ними и очень интересно рассказывает.

   Всем известно, как я люблю рассказывать. И решила я немного поднять настроение Брони, рассказывая ей разные истории, анекдоты. Короче говоря, "купила" я ее, и, когда через пару дней у меня соседи стали спрашивать о Броне, я сказала, что все хорошо. Еще через пару дней "вытаскиваю" Броню в зал, соблазняя фильмом "Тот самый Мюнхаузен". Иду от нее однажды домой, останавливают меня соседи - бабули и в один голос спрашивают:
 - Что это вы делаете Броне, что она вас хвалит? Это в первый раз! Стала здороваться, даже минут 5 может  поговорить. Она хвалит ваши армянские обеды и печенья. Что это за печенья? Скажите рецепт.
 - А вы зайдите к ней вечерком на чай, попробуйте.
 - Нет, до этого еще не дошло.

   А я, если честно, ничего особенного не делала. А отказывалась Броня от всех, кого к ней посылали по очень простой причине. Дело в том, что невестка Брони, жена сына Алика, болела тяжелейшей формой астмы и лежала в больнице. Он ежедневно после работы ехал в госпиталь, сидел с женой и возвращался к себе домой поспать, а утром снова ехал на работу. Естественно,  ему было тяжело: ни поесть по человечески, ни прибраться. Броня очень переживала за сына, особенно за то, что он питается как попало, где попало, и чем попало. И она просила, чтобы те, кого к ней посылали, раз в неделю, по субботам, готовили еду и для сына. Никто не соглашался, мол, они приставлены к ней, а не к ее сыну.

   Когда Броня сказала мне об этом, я обещала, что буду готовить и для сына. Женщина даже заулыбалась, стала слезно благодарить, сказала, что будет мне платить. Конечно, ни о каких деньгах не могло быть и речи. Алик приезжал к матери раз в неделю, по воскресеньям. Я старалась приготовить что - нибудь такое, чтобы он мог съедать либо в холодном виде, либо, подогрев. Обычно это были - борщ, голубцы, котлеты, пюре, икра баклажановая или кабачковая, рыба,  паштет, овощное рагу, блинчатые пирожки. Готовила много, чтобы хватило на неделю.  Он приезжал, обедал и с собой увозил еду.


   Очень выгодно отличались от многих педагоги из Минска, Клара и Саша Могилевские. Когда я пришла в первый раз, Клара со смехом сказала:
 - Наши люди в Америке, когда рассказывают о себе, выходит, что все они были главными врачами, директорами заводов, а уж если военный, то не ниже полковника. Одни мы - обычные учителя. Я преподавала русский язык и литературу, а Саша историю.
   У Клары были серьезные проблемы со здоровьем - онкология, две операции, давало о себе знать давление, болели суставы. Но при всем этом  она была настолько светлым человеком, добрым и открытым, никогда не жаловалась, что приходить в ее дом было приятно. Все предписания врача она выполняла безропотно, охотно гуляла, всегда могла поддержать беседу.


   Я уже писала, что отказываться от пациентов мы не имели права, и в агентстве старались направлять нас к людям в своем районе. Но бывало всякое: кто - то из сотрудников болел или уходил в отпуск и приходилось его заменять. Так было, когда меня попросили  заменить заболевшую медсестру. Узнав адрес, я даже на момент потеряла дар речи: "черный район", ехать на метро часа 2.5, затем еще -неизвестно сколько - пешком. Единственное, о чем я спросила - на сколько дней. Сказали, на один день, а там пошлют другую, которой не надо ехать.

   Пациентка - Рита Розенвайс. Согласно привычке, звоню, прошу к телефону Риту.
 - Я вас слушаю?
 - Рита, здравствуйте, меня зовут Магда. Завтра утром я буду у вас, т.к. ваша медсестра заболела.
 - Хорошо, я вас буду ждать.
 - Дело в том, что я еду их Флашинга. Пожалуйста, объясните мне, как к вам лучше ехать, на метро, или на автобусе?
   И тут слышу она зовет кого-то и говорит ... на армянском языке:
 - Джон, ари бацатри, вонц га ( Джон, иди объясни, как приехать).
   Это было настолько неожиданно, что услышав "Алло!", я ответила - "Барев дзес", поздоровавшись по - армянски. Теперь было время удивляться мужчине:
 - Хаек? (Вы армянка?).
 - Нет, я китаянка, но мне очень нравится армянский и я его выучила, - со смехом ответила я.

   Короче говоря, ехала я к Рите и Джону, как "отец солдата" - автобусом, метро, пешком шла несколько кварталов. Но все это было компенсировано родной атмосферой, в которую я попала. Супруги - тбилисцы, закончили тот же институт, что и я - ТбИИЖТ, в Америку приехали, как и я, из Еревана. Мы вспомнили наших преподавателей, родной город. В квартире весь день звучали родные, до боли знакомые мелодии песен.

   Конечно же все, что я в тот день приготовила, было армянско - грузинское: острое, приправленное специями и зеленью, ароматное и вкусное. Пришла я в этот милый дом посторонним человеком, а ушла другом. Рита  была в таком хорошем настроении!
 - Я болею уже много лет и всегда ко мне посылают либо испанку, либо черную, либо китаянку. Сегодня я себя почувствовала в Тбилиси. Давайте, я позвоню и попрошу, чтобы вас ко мне посылали.
 - Рита, поверьте, вы мне очень симпатичны, но мне очень долго до вас добираться.
 - Приходите, когда хотите, я буду вас раньше отпускать.
 - Рита, спасибо, но у меня бабули, с которыми я уже не первый год. Сегодня у меня выходной, потому я к вам пришла.
 - Очень жаль. Мне так хорошо было с вами. Вы неравнодушный человек, все делаете с настроением. Но, если найдете время, приходите к нам, в любое время.
 - Спасибо большое. Здоровья вам.

   Через день звонят мне из агентства:
 - Магда, что вы делали у Розенвайс?
 - Как всегда: помогла ей выкупаться, убрала комнату, еду приготовила. Гулять не гуляли, т.к у нее проблемы с ногами. А в чем дело, что - нибудь случилось?
 - Нет, нет, не волнуйтесь. Она звонила и попросила, чтобы мы вас как - то отметили за хорошую работу. Что вы такое делаете, что все хотят, чтобы вы к ним ходили?!
 - Я просто люблю людей и веду себя так, чтобы они были довольны. Вот и все, никакого секрета.

   Были у меня и другие пациенты: очень интеллигентный, но очень больной американец Харри, увлечением которого были пингвины( на одной стене его спальни были полки, а на них - фигурки пингвинов - разного размера, из разных материалов, в разных позах); красавица Неля из Одессы, от которой отказались врачи в родном городе, а в Москве посоветовали уехать в штаты, благодаря чему она и выжила; капризная итальянка Паулин, которая просила, например, приготовить спагетти с подливой, а когда еда была уже готова, вдруг восклицала:
 - А, давайте, пойдем в пиццерию, не хочу спагетти.

   Не могу забыть Анну, статную старушку из Риги. В Америку она приехала ребенком с родителями. Здесь закончила школу, работала в банке, вышла замуж. Детей супругам бог не дал. На момент знакомства с ней, это была старая, больная женщина. Но держалась она очень прямо, выглядела ухоженной и никогда не унывала.
   Однажды, за несколько дней до Рождества, Анна сделала мне роскошный подарок:две огромные коробки елочных игрушек и высокую разборную елку, искусственную, но пышную и красивую.
   С тех пор прошло много лет, но до сих пор каждое Рождество мои внуки украшают  эту елку этими игрушками.

   Вот так я  жила и работала в Нью - Йорке.  Если честно, было нелегко, но выбора не было. Я, правда, один раз попыталась найти работу в крупном супермаркете, решив, что сумею им быть полезной. Но из этого ничего не вышло. И вот почему. Я пришла, заполнила анкеты, узнала день теста. Утром, немного волнуясь, пришла в супермаркет. Нас, экзаменующихся, было человек 12. Я думала, что с каждым будут проводить собеседование. Но все было иначе: попросили пройти в комнату, рассадили за столики и дали каждому по 6 листов бумаги с заданием. Сказали, что надо закончить за два часа.

   Что это было за задание! Мне показалось, что составители задания поиздевались над нами. Судите сами: примеры на четыре действия арифметики и задачи, с которыми справился бы ученик второго класса:
   Платье стоит  $64. Сколько стоят 215 таких платьев?

   Под рождество работникам банка дали бонус - по $1500 каждому. Сколько всего денег ушло на бонусы, если в банке работает 346 человек?

   В супермаркет завезли 174 ящиков женской обуви, что на 60 ящиков больше, чем ящиков с мужской обувью. Сколько всего ящиков завезли в магазин?

   В супермаркете было  280 телевизоров. Реализовали в первый день 56, во второй - 48. Сколько телевизоров осталось?

   На складе было какое - то количество мебели. После того, как отправили в магазин 35 комплектов, осталось еще 15. Сколько комплектов мебели было на складе изначально?

   И все в таком духе. Естественно, я быстро все выполнила и радостная вернулась домой. Выслушала моя Яна меня и говорит:
 - Мама, тебя не возьмут на работу.
 - Это почему еще? Я все правильно решила!
 - Вот потому и не возьмут. Я забыла тебя предупредить, что, во - первых, не надо было в анкете писать, что у тебя высшее образование, во - вторых, безошибочный тест - пустое дело. Ты же не претендуешь на руководящую позицию, надо было решить с ошибками.
 - То есть написать, что 2х2=5?
 - Во всяком случае, надо было сделать ошибки.
   Моя Яночка была права: мне мило улыбнулись и сказали, что "для них я слишком подготовлена".

   Писать о своих мытарствах в Америке могу долго и много, но хочу на этом закончить. Добавлю одно: уезжая в незнакомую страну, будьте готовы к равнодушию и отсутствию сочувствия. Надейтесь только на себя, а, устроившись на работу - любую - выполняйте свои обязанности добросовестно. Здесь, во всяком случае, в Америке -  это ценится. И совершенно не важно, кем человек работает - врачом или сантехником, - если он хорошо работает, его замечают и отмечают.