Вспоминая о прошлом. чукотский дневник 2001

Аронова Лидия
1 января
Утром был пожар на дизельной электростанции. Сидели полтора часа без света. Грустно в Новый год сидеть без телевидения... Вечером 1 января в соседнем 46 доме зарезали парня. Милиция посадила подозреваемого в КПЗ. Я не верю, что этот парень смог зарезать...

2 января
Исчезла связь с миром и телевидение. Радио не работает тоже. Читаем книги.

7 января
5 января появилась связь, засветились экраны телеков. Заработало радио. Рождество  прошло, как обычно, в домашней обстановке.

13 января
Старый Новый год проспали.

16 января
На улице метёт. Видимость 300 метров, ветер за 20 метров. 14 и 15 января тоже была пурга. Самолетов с Анадыря не было. Прилетела  вертушка Ми-26.Почты нет. Завтра инаугурация губернатора Абрамовича. Посмотрим по телевизору. Надо же,  придумали  новое слово, это похоже на коронацию... Людям было бы понятливее. Это, наверное, ещё не король, но около...  Территория не позволяет обозваться королём.

3 февраля
31 января разбился вертолёт Ми-8 22262.Экипаж и все пассажиры восемь человек  погибли. Вертушка выполняла санитарный рейс Лаврентия-Нешкан-Энурмино-Лаврентия.  В  районе Энурмино она развалилась. Погиб командир Харченко Виктор Михайлович, Русаков Владимир Александрович – второй пилот и бортмеханик  Коля Дмуха ( я его плохо знаю, симпатичный такой мужик). Погиб медбрат Игорь Павлович Андрусевич, двадцатилетний мальчишка, хороший и добрый. Как жалко людей. Начинается конец света. Погода была хорошая. Сегодня прилетела комиссия.
Печатая эти строчки через много лет, меня начинает трясти. В памяти сразу возникает, тот  зимний вечер... такое не забывается, никогда.

13 февраля
Сегодня 2 недели как погиб экипаж. Что-то со мной случилось. Какой-то внутренний надлом. Что-то сильно болит внутри. Болит всё. Все органы. Нужно лететь в отпуск, иначе «крыша» поедет. У меня всё время в ушах стоит: «Саша, 7-45...?».
-   Нет,  7-40.
Диспетчера подменили на время, он отлежался. А я нет. Два дня выходных так мало, чтобы прийти в себя после того, что случилось. Как же себя чувствует начальник аэропорта, бывший командир восьмёрки. Он, наверное, всё пропустил через себя.... На днях ещё одного мужика зарезали около 46 дома. Кто-то из окна увидел, как выносили голый труп  из подъезда. Что творится? Ужас!

8 марта
Время летит очень быстро. Международный день  8 марта праздновали два дня 7 и 8 марта. Так на то он и международный!

9 марта
Отметили 40 дней ребятам экипажа Харченко. Пусть им земля будет пухом, если это возможно...

23 марта
День метеоролога. Отгуляли на Метео скромненько:14 бутылок шампанского и 3 бутылки водки. Все живые! У меня на Метео пополнение, из Уэлена на вездеходе приехала девочка метеоролог - Рыбка Золотая. Выбрала я её  по гороскопу. Посмотрим, как сработаемся.

1 апреля
Какое странное совпадение чисел 01.04.01. Опять День смеха, но что-то всем не особенно весело. Но жизнь продолжается, поэтому обманула соседей по площадке. Сказала, что с 5 часов отключат свет и не будет воды ни горячей , ни холодной. Соседка вечером:
- Эта Лидия, ей хоть первое, хоть 21 апреля. Всё равно обманет.
Вечером позвонила знакомому  и сказала, что его дочь замуж выходит. Его чуть «кондрат»  не схватил. Обиделся, бросил трубку. Ну, и друг. Я ему говорю :
- У тебя календарь есть? Ты забыл за своими пьянками, какое сегодня число?
 
7 апреля
День недели суббота. День рождения моей мамы. Пошла дала телеграмму-люкс. Сходила в магазин. Утром  открыли бутылочку  вина, разогрела плов, достала грибочки маринованные. Выпили за здоровье всех родных и близких.

22 апреля
Через три дня мы летим в отпуск. Как ни странно всё время держится температура 37,2. От чего защищается мой организм?

8 сентября
Никто не мог предположить, что нас ждало в отпуске. Ни я,  ни муж, никто другой...
Тормознулись в  Москве у родственников. Настроение улучшилось, исчезла температура. Странно... 13 мая мы в совхозе у мамы отметили День рождения мужа.14 мая собирали сено в скирду, надвигался сумасшедший ливень с градом.  Собрать  сено помогли соседи дагестанцы. Как говорится все хором! Только занесли маленьких гусят и утят, как началось светопреставление. Обрушился ураганный ветер. Косматые белые облака были до самой земли. Начался сильный град. Мы были в доме. Страшно сильно стучал град по крыше из шифера. Ветер и град разбил окно в комнате. Было действительно страшно. Всё потемнело вокруг. Мама всё время молилась и приговаривала что-то...  В какой-то момент я даже сама подумала, что если ещё чуть- чуть и крыша не выдержит и похоронит нас всех в доме.... Всё продолжалось,  оказывается 12 минут. Еле открыли дверь на улицу. Градом был покрыт весь двор и сад. Под стенами дома наблюдались ледяные сугробы. Стоял сильный туман. В огороде всё, что можно было выбить, было побито. Все смешалось со льдом. Деревья стояли голые, без листьев. Цветы бульденежа на земле смешанные со льдом. Мамины перцы, помидоры и огурцы, лук и чеснок, картошка и цветы, всего этого на грядках  просто не было. Мама ходила по огороду вся в растерянности и постоянно повторяла одну фразу : «Всё будет голод... будет голод!» Я как могла, успокаивала её и говорила: Мама мы всё тебе купим и рассаду любую, все заново вырастит. Что здесь на Кавказе тепло и всё успеет созреть и голода не может быть...
13 июня я первый раз зашла в воду в наше Новое озеро в Кисловодске и кричу мужу:
-Запомни это число, 13 июня!
Как иногда бывают пророческими слова и мысли. Я запомнила это число. Тринадцатого  июня умерла мама. Так неожиданно не умирают...  Никто до сих пор не верит, что мамы нет в живых. Только когда посмотрю на фото, начинаю немного соображать, что всё... родителей нет в живых и мы следующие. В этой жизни всё в основном идет по очереди: любовь, жизнь, смерть.
В отпуске мы загорели, пили «желябовский» нарзан, ели овощи и фрукты. Ели баранину и пили  красное вино. Повидались с нашими друзьями путешественниками  Дмитрием и Матвеем  Шпаро. Возвращаясь из отпуска, побывали в гостях  у наших друзей  полярников Савиных из Уэлена. Они всей своей дружной семьёй  проводили нас  на Центральный аэровокзал. Мы с Женей пили шампанское, потому что это был День Воздушного флота. Подарили работникам аэрофлота на регистрации коробку конфет и шампанское, поздравили с профессиональным праздником. Они были  удивлены: «Хоть кто-то вспомнил, что их праздник».  От шампанского отказались - не положено! На борту самолета, я тоже пыталась передать командиру коньяк, но бортпроводницы, сказали – не положено. Что передадут поздравления в устной форме… . Прилетели в Анадырь и у трапа встретили знакомых командиров Ми-26, они  встречали своего штурмана. Обнялись. Они предложили сдать наши авиабилеты и лететь с ними в Лаврентия. Как приятно! 21 августа мы полетели по маршруту Анадырь-Провидения- Чаплино-Уэлен-Лаврентия.Я сидела в кабине самого большого в мире вертолета! Мне было очень хорошо видны и Берингово море и сопки и тундра без конца и края. А еще я обратила внимание на штурмана. Это и был новый штурман, кого встречали командиры. Какое красивое лицо, сзади волосы собраны в хвостик. Он оглядывался, и все время мне улыбался. В Провидения экипажу дали задание выгрузить корабль в Уэлене. И когда штурман показал пальцами вниз, я посмотрела и увидела наш Лаврентия, мы его пролетаем мимо. Пролетали Мыс Дежнёва и справа по борту,  в лёгкой дымке таяла Аляска. В Уэлене мы и заночевали, на Полярной станции у своих знакомых. Погода стояла чудесная, солнце,  голубое  небо. На рейде корабль болтается. Мы сфотографировались на память с экипажем у знаменитого столба у Полярной станции и на берегу Чукотского моря. И только 22 августа мы оказались дома в Лаврентия. Как здорово! Все родное.
   6 сентября была на Дне рождения у Оли. Как всегда было весело. Но там же и себе болячку заработала. Один знакомый всё носился около меня... носился, потом поднял  меня по окончанию танца и всё, вывел меня из строя. Второй  день болит правый бок, такое впечатление, что там что-то внутри хрустнуло, на ребро не похоже, чтобы это могло быть? Два дня тошнит, ничего ни ем. С Ниной ходили  по грибы, набрала на хорошую  жарёху.

26 сентября
И так, я палатах. За 25 лет  работы было всего один больничный три дня по ангине, а тут сразу больница и сразу два укола, не многовато ли для такой хрупкой женщины? То что меня положили в больницу никто не поверил. Я тоже, на приеме  у врача говорила: «Ну, дайте что-нибудь выпить уколите». Но терапевт сказала: «Срочно госпитализация».  Я ей: « Мне нельзя, работать некому». Врач и слушать не захотела: «После обеда с вещами в больницу ». Палата №5, почти как по Чехову. Пять коек, из них четыре заняты. Двое беременных, одна с ногой и я с желчным. Сходила на ужин. Дали рисовую кашу и чай с хлебом. Глава села тоже лежит в соседней палате. Он угостил меня булочкой. Нужно положить всех начальников с 27 числа в больницу, чтобы появилось масло в рисовой каше Познакомилась с процедурной сестрой, но тут же забыла имя.Раздатчица на ужине представилась Айнана – какое красивое имя в переводе с чукотского «летящая чайка».Зашла в ванную комнату, там потоп. В туалете нет лампочки, в мужском есть, у женщин нет. Надо мужу сказать , чтобы принес лампочку. Вечером была температура. Только  мое невежество  к своему организму привело меня на больничную кровать. Интересно, кто первым придет проведать больную?

27 сентября
Второй день. И так, что мы имеем за целый день? А имеем мы анализы мочи и  кровь из пальчика  и еще 4 укола. Потом слезы, от того, что к тебе отнеслись по-человечески. Дали валерьянку – слезы. Дали парацетамол – опять слёзы.  Полетел вертолёт в Провидения за девочкой метеорологом в плохую погоду, опять слёзы. Измерили температуру 37.1, что такое? Приходил муж, принёс лампочку, теперь в туалете светло. Погода «курвится», наверняка ночью выпадет снег. Вечером пришли муж, Наташа и Олеговна. Все сразу, такие родные. Потом пришла моя врач Елена Николаевна и сказала: «Что же она наделала, что упрятала меня в больницу. Я говорит, не знала, что вы такая значимая персона в районе. Звонили ей все  и большие и маленькие начальники и спрашивали:« Действительно ли,  Аронова больна?  Вы говорит, ничего не бойтесь, и я ничего не боюсь. Но я вам не завидую... Видимо, ей грозились, что я в больнице. Глава села мне сказал: «Что меня уже хотели на носилках отвезти на работу, чтобы я давала погоду». Девочка метеоролог говорит, что когда летели из Провидения, ничего не было видно, и временами было очень страшно. Командир вертолёта меня спас от 37 года и от возможности давать мне погоду на носилках.

28 сентября
Третий день заточения. Что чувствую? После уколов и лекарств чуть покалывает в правом боку. Девочке метеорологу Глава района принёс шоколадку за мужество по возвращению в Лаврентия. Прилетел любимый командир №2.Наверное, спросит: «Где двоечница?» А я тут в палатах. Буду сегодня проситься  на выходные домой, хочу горячую ванну. Сегодня солнечный день, но морозный. Скоро зима. Всё проходит и зима тоже пройдёт. А до весны как далеко, целая вечность. «За одни глаза тебя сожгли б на площади - потому что, это колдовство» поет Валерий Ободзинский и я плачу. Пришлось скорее красить глаза, чтобы не разрыдаться совсем.

29 сентября
Четвёртый день закончился. Опять ночь. Сегодня мой лечащий врач внятно дала мне понять, что я персона под наблюдением, и что у неё принцип никого не отпускать домой. Хотя некоторые больные уходят на выходные. Обидно. Приятная новость: нет камней в желчном и печени. Просто сильное воспаление желчного - жить буду! Завтра праздник «Вера.Надежда.Любовь» и балдёж в порту. Ну, мне еще не скоро до балдежа.

30 сентября
Сегодня врача ждала до обеда. В 12 часов меня отпустили домой. Ура! Почти на свободе. Дома на окне расцвела роза «Слава мира». Срезала и подарила своему врачу. Пожалуй, ей было приятно...

1 октября
Шестой день... что дальше? К девочке Марине, что моя соседка по палате никто не приходит. Разговорились. Дала ей почитать гороскоп.  У неё по гороскопу – «Время для встреч», но  она не верит гороскопам. И мне пришлось сделать чудо. Позвонила её классной руководительнице, попросила, чтобы она пришла к ней в гости. Вечером приходили к ней подружки и классная дама. Надо было видеть глаза этой девочки и радость, что кто-то пришел и к ней. Марина:
- Если так часто будут ходить, я скоро сама буду ходить без костылей  (девочка лежала с переломанной ногой).
Все больные приходят к нам в палату. У нас целые посиделки. Слушают гороскопы и музыку. Подруга принесла мне кассетный магнитофон. Сейчас слушали «Любэ» и как по батареям журчит вода. Опять больница без тёплой воды и обогрева. В палате очень прохладно, на ночь включили обогреватель.

2 октября
Стал появляться аппетит. Сегодня устроила фотосессию в больнице. Сделала фото на память с больными из 3, 4 и 5 палаты. Мне жалко моих дней, вырванных из жизни. А может так было нужно? Кому? Читаю Александра Меня. Что-то есть в этом мужике. Видимо, действительно его грохнули по заказу. Получила письмо от мальчика метеоролога из армии с фотографиями. Напишу ответ, когда выйду из больницы, а то будет грустное письмо. Состояние  среднее. Опять спать в холоде, как бы заснуть нормально. Врач сказала, что через месяц  можно будет,  всё есть и  пить и что, даже забуду, что лежала в больнице...

3 октября
Сегодня был обход врачей. Моя лечащая сказала, что долго ещё  не отпустит меня и что, я даже в плане на выписку не стою. Но мне, же гораздо лучше. Но врач объяснила, что это моё относительно хорошее состояние из-за таблеток. Из Анадыря прислали лекарство для капельницы, но это уже будет завтра...

4 октября
Подумать только 9 ночей не на свободе. С утра уколы, потом капельница 2.5 часа лёжа.  Вкапали 400 мл в мой организм химии. На улице сильный ветер, несёт пыль. День прошёл.

5 октября
Таблеток стало меньше в два раза, уколов тоже. Состояние на твёрдую четвёрку…пора бы и домой. Но врач сказала, что  когда она училась в медицинском институте, то им профессор говорил, что больной выздоровел тогда, когда у него, у больного, есть Сон, Стол и Стул. Какой умный профессор!!!

8 октября
Тринадцатый день моего заточения. Уколы, капельница. Жалобы есть? Нет! Врач не верит. Будем терпеть. Вспомнишь больного Ванечку из соседней палаты. На вопрос: «Вас когда выписывают?»  Он сказал: «Не знаю, но хочу в пятницу».  Вот так и я хочу завтра, а выпишут когда? Хочу на свою любимую работу работать круглосуточно, хочу домой!

22 ноября
Так, ровно 2 года, как я начала писать свой дневник. Столько всего произошло, что страшно подумать… . На улице минус 7 и ветер до 15 метров. Холодно, если стоишь на ветру. Вернулись из отпуска соседи. Прилетели на разных самолётах, плохо с билетами. Самочувствие среднее, если смотреть с точки зрения медицины.

26 ноября
Ходила на осмотр к врачам, что прилетели из Омска. Терапевт сказала: «Вам  нужно сесть на строжайшую диету. Ставите кастрюлю на огонь. Вода закипела, бросаем туда картошку. Варим…варим. Потом капусту... варим... варим. Потом свёклу и морковь, лук и варим... варим, долго. Я спрашиваю: «И кто эту бурду  будет  кушать?»  Она ответила,  что это блюдо для меня на  ближайшие полгода...  « И потом,  милочка, вам нужно лечь в больничку, ну, на худой конец,  уйти на больничный!»  Я ответила: «Что выбираю – худой конец!». Больничный взяла, но на работе он мне не пригодился. Каждый день на работе, полёты... отчёты...

8 декабря
Соседи зазвали на ужин. Соседу вручили правительственную награду «Почётный работник Культуры». Пили и пели песни. А как иначе?

20 декабря
Перечитывала «Маленького принца». Произведение на все случаи жизни. «Сердцу тоже иногда нужна вода».

27 декабря
Сумасшедший  день! Летали во все стороны. Ветер неустойчивый. Условия хорошие! Сегодня нужно купить картошки и надо готовиться к Новому году.
Очень тяжёлый был 2001-й год... с  большими потерями. 
                Продолжение следует...