Паж и королева. Памяти М. Цветаевой и С. Эфрона

Лидия Нечаева
Написала на сайте Стихи.ру стихотворение, посвященное замечательной супружеской паре- М. Цветаевой и С. Эфрону под названием " Паж и королева" и несколько дней не находила себе места,- мучили вопросы:права ли я, и имею ли я право?
 Стихотворение начинается так:
Впечатлительный мальчик-паж
И надменная королева:
Обожала она эпатаж,
Он ее любил и не верил.

Королеве дозволено много:
На изломах стихи сочинять,
И, с утра помолившись богу,
Днем все заповеди нарушать.

Он доказывал, он бежал.
Воевал за царя и за веру,
Он разрушить хотел пьедестал,
Но осталась она королевой.

И заканчивается строчками:

Навсегда он остался пажом,
И осталась она королевой.

Стихотворение родилось под впечатлением от прочитанных воспоминаний современников
этой четы, отмечавших отстраненную манеру держаться  Марины Цветаевой,некоторые ее поступки, бросающие откровенный вызов общественному мнению, а также и робость и преклонение перед ее талантом со стороны С. Эфрона.
  Но еще раз перечитала ее стихи 1914-1922гг., ее дневниковые записи этого же периода  и  поняла, как мало говорят об этих двух людях эти отзывы , и,  тем более, как трудно  судить о них нам,- людям, живущим в совершенно в другом мире с иной системой ценностей. 
Прочитав " Окаянные дни" И.А. Бунина, дневниковые записи М. Цветаевой, произведения многих других писателей и поэтов Серебряного века, можно понять, как жаждала перемен русская интеллигенция начала двадцатого века, и в каком тяжелом положении она оказалась, когда эти перемены наступили-внезапно,как снег на голову, страшно- с гибелью близких, с голодом, часто с бесправием правых и своей правотой неправедных, с ощущением бессилия и необходимостью принять то, что не всегда укладывалось в рамки обычных нравственный понятий.
Как много пришлось пережить М.Цветаевой, как поэту, а, следовательно, человеку с глубокой гражданской позицией, и как обычному человеку, попавшему в жернова жестокого времени  и потерявшему в нем свой устоявшийся мир, т.е. потерявшему все.
 " Пал без славы
Орел двуглавый.
-Царь! Вы были неправы.
 Помянет потомство еще не раз
 Византийское вероломство
Ваших ясных глаз"...( М. Цветаева " Царю-на Пасху", датировано 02.04.1917г.)
 
Это упрек отрекшемуся от трона царю , а вот призыв поэта М. Цветаевой защитить царевича Алексея:

Грех отцовский  не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия
Царскосельского ягненка-Алексия!( М. Цветаева, стихотворение от 04.04.17Г.)

Вот она - неприглядная картина  сурового военного времени-безвременья:

-Родина-Враг.- Мрак,
Всем головами лечь.
Бейте попы в набат!
Нечего есть.-Честь.( М Цветаева, " Корнилов", 04.12.17г.)

 Драма страны, Родины тесно переплетена  с личной драмой. С 1918г. С. Эфрон сражался в отрядах Добровольческой Армии на Дону.Душой и сердцем М. цветаева всегда с мужем, особенно в самые тяжелые времена. 

 Волны и молодость-вне закона!
Тронулся Дон.-Погибаем. Тонем. ( М. Цветаева. Благовещение 1918г, Дни разгрома Дона).
  В письме к нему она пишет: "Если Бог сделает это чудо — оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака".

 Он для нее-рыцарь,защитник, человек высоких нравственных качеств. В стихотворении от 18.01.1918г.она пишет:

На кортике своем: Марина-
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.

Он подал о себе вести в июле 1921г. " Я живу только верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни!"


  В ее стихах с 1917.по 1921гг. преобладает тема трагедии страны,  ожидания вестей от мужа, много строчек посвящено старшей дочери Але  и  мало- младшней Ирине, умершей в начале 1920г.-от голода.

Звезда над люлькой- и звезда над гробом,
А посредине -голубым сугробом-
Большая жизнь.- Хоть я тебе и мать.
Мне больше нечего  тебе  сказать.
Звезда моя!...

Какая трагическая жизнь у этого поэта-М. Цветаевой и у ее обожаемого мягкого и интеллигентного мужа С. Эфрона и какая трагическая смерть у них обоих- снова в Росиии,уже военной, подозрительной и  нелюбезной, не восприимчивой  к мольбам и слезам. Заслуги С. Эфрона  не в счет, чаша его ошибок-реальных и мнимых перевесила, да и ей, видимо, не  простили контрреволюционные стихи.  Она-усталая, ни на что уже не надеющаяся, чувствует свою ненужность стране, невозможность помочь мужу,и, наверное, считает себя обузой детям,-ориентиры и смысл потеряны!
 И как неправильно и  невозможно рассматривать их личные взаимоотношения  без связи с эпохой, с бурными событиями, выпавшими на их долю. А сколько было тогда поломанных судеб! Можем ли мы  судить,давать  оценки людям, жившим в начале 20-го века с нашей позиции, т.е.,исходя из нашей системы ценностей и из нашего мировоззрения?
Прикасаться к судьбе М.Цветаевой , в особенности, сложно учитывая ее непростой характер: способность принести в жертву поэзии   собственные интересы и интересы близких ей людей; увлеченность, почти благоговение  перед некоторыми выбранными личностями-поэтами,писателями, артистами; некоторый авантюризм,обусловленный, очевидно, жаждой новых впечатлений,необходимых -конечно же- ради вдохновения, ради стихов. И конечно, же нельзя не принимать во внимание доставшееся ей время и
выпавшие невзгоды. Для объективной оценки такой личности надо быть поэтом, философом, историком и  психологом одновременно.
Я прочитала ее письма.дневники, перечитала стихи, кажется, знаю много, и, наверное, напишу о ней либо стихи,либо что-то другое, но не сейчас, позднее, когда буду готова к такой ответственности.