БМП номер 13. Часть2, гл. 15. Металл

Алексей Бойко 3
Предыдущая глава  http://www.proza.ru/2015/12/30/873 

"Наша сила в плавках!" (лозунг металлургов)

Колян прибыл к Железной Горе, когда каменщики сложили уже больше половины печи. Даже незаконченная она представала собой грандиозную конструкцию. Предполагалось, что ее высота составит 12 метров, а диаметр 3 метра у основания. Это была не самая большая печь, но строить еще больше и выше просто не было времени. Да и устройство настоящей домны Колян плохо себе представлял. Поэтому данная печь возводилась как экспериментальная для уточнения конструкции и технологии выплавки чугуна.

На самом деле современное металлургическое производство - это сложный производственный комплекс, который состоит не только из доменной печи. Для ее нормальной работы требуются нагнетатели горячего воздуха, устройства для дожигания доменных газов (Кауперы), конвейеры для подачи сырья и многое другое.

Естественно, что ничего этого Колян не смог бы соорудить. Поэтому он решил ограничиться постройкой собственно самой печи, надеясь, что со временем сможет оборудовать ее дополнительными устройствами.

Домну складывали из каменных блоков, которые подгонялись так, чтобы зазоры между ними были минимальными. На заготовке этих блоков трудилось большое количество рабочих. Сами каменщики работали на строительных лесах, которые были собраны вокруг домны.

Рядом с печью возвышалась деревянная башня, на верхней площадке которой была закреплена стрела подъемного механизма. С помощью канатов и системы блоков наверх поднимались строительные материалы, а  впоследствии - руда и уголь.

На строительной площадке работы шли полным ходом. Со всех сторон звучали команды бригадиров, стучали молотки каменщиков, скрипели блоки подъемных механизмов.

Удостоверившись, что все идет по плану, Колян вместе с магами вернулся к Серному Ущелью. На этот раз он захватил с собой все три противогаза, которыми была укомплектована БМП. Обычно эти противогазы вечно путались под ногами, вызывая насмешки у членов экипажа, но сейчас они оказались весьма кстати.

Объяснив магам суть работы, Колян вместе с двумя напарниками отправился вглубь ущелья. Он решил с помощью лома и кирки расширить и расчистить подход к залежам селитры. Работать приходилось втроем - Колян строго настрого приказал остальным не входить в ущелье без противогаза. К вечеру тропа была очищена от камней, а лаз расширен.

Колян так устал махать киркой в противогазе, что сразу после ужина завалился спать.

Подъем как всегда был ранним. Оставив магов добывать минералы, он опять помчался к Железной Горе -  не терпелось узнать, на сколько "выросла" его печь.

Когда он приблизился к стройплощадке, то сразу увидел, что за ночь каменщики успели доложить еще добрых полтора метра кладки. Верхняя часть у печи была Уже, чем нижняя, поэтому материала и времени на ее кладку требовалось меньше. Ожидалось, что в ближайшие дни работа должна закончиться и можно будет приступать к плавке.

Колян понимал, что в первую очередь им нужны сталь и железо. Но домна могла давать только чугун. Экранная печь для производства железа еще только начинала строиться, поэтому он решил сделать пробную плавку и посмотреть, что из этого выйдет.

Колян надеялся на успех своего предприятия, поэтому заранее организовал изготовление различных форм для чугунного литья - ведь из чугуна тоже можно было изготавливать нужные детали: петли для ворот и калиток, блоки, колеса для тележек. Последнее оказалось очень важным. Дело в том, что для переноски грузов использовались корзины и мешки. Колян предложил изготовить несколько тачек, но сразу встал вопрос о колесах - деревянные очень быстро ломались. Пробовали оковывать их железными ободами, но этого тоже надолго не хватало. И вот теперь Колян решил приготовить несколько форм для отливки колес, а так же формы для пушек. Для этого была изготовлена деревянная модель небольшой пушки. Кусок бревна сначала грубо обработали топором, а потом придали окончательную форму, закрепив на вороте, который вращался вручную наподобие токарного станка. А поскольку сверлить канал ствола было нечем, Колян поместил в форму стальную гильзу от 100-мм снаряда, предварительно набив ее смесью глины и песка.

В напряженной работе прошло несколько дней. Колян не давал покоя ни себе ни людям. Это было тяжелее, чем в сражении - там хоть иногда бывали передышки. А здесь - изнуряющий труд с коротким перерывам на сон. Колян даже ел на ходу. Его можно было увидеть то возле домны, которая росла буквально на глазах, то в Серном ущелье, то возле россыпи руды и угля. Он очень торопился закончить задуманное дело - по его прикидкам времени оставалось все меньше и меньше. Он похудел, лицо осунулось и только в глазах стоял упрямый блеск.

Нельзя сказать, что он забыл про Джулию. Просто днем он постоянно был в разъездах, обсуждал с мастерами проблемы, решал различные вопросы. Но вечером, когда напряжение трудового дня спадало, воспоминания накатывались на него со страшной силой. Это было невыносимо. Обычно, устав от безуспешных попыток заснуть, Колян вставал, зажигал свечи и продолжал работать. Он старался измотать себя до предела чтобы отвлечься от грустных воспоминаний. Это не всегда удавалось. Иногда ему хотелось бросить все дела и мчаться на поиски любимой. Неважно куда, лишь бы не сидеть на месте.

Маг Валентин видел его душевные страдания и догадывался о причинах. Он неоднократно предлагал Коляну различные чудодейственные снадобья, но тот категорически отвергал такую помощь.

- Тогда, может быть, позволите мне воспользоваться магией, чтобы заблокировать область вашего сознания, которая отвечает за чувства?

Колян отрицательно покачал головой.

- Ты хороший маг и отличный парень. Спасибо тебе за предложение, но я боюсь превратиться в бесчувственное существо. Для того, чтобы остаться человеком, я должен чувствовать и радость и горе. Иди лучше спать, а я еще немного поработаю.
Не успела дверь за магом закрыться, как в кабинет вошла взволнованная Линда. В ее взгляде сквозило осуждение, тревога и смятение, но она молчала, не зная с чего начать разговор. Колян недовольно мельком взглянул на нее и снова уткнулся в свои расчеты - не хотелось терять время на бесполезные споры с телохранительницей.
 Девушка подошла сзади, и положила руки ему на плечи, обняла. Она тоже поняла, что уговоры бесполезны и приведут к очередной ссоре. Мягкие, шелковистые волосы смешно щекотали шею, а прикосновение её рук было нежным, волнующим, обещающим покой и негу. Не желая показать свою слабость, Колян с раздражением повел плечами.
 - Вы мне мешаете, - нарочито сурово буркнул он себе под нос.
 - Но так же нельзя! – сладкая мука продолжалась, - Вы долго не продержитесь! Посмотрите, на кого вы стали похожи!
 Он откинулся на спинку стула, позволяя себя ласкать, вздохнул.
 - А долго и не надо. Скоро все должно закончиться.
Колян не хотел рассказывать Линде об угрозах Колдуна. Зачем? Чему быть, тому не миновать. Главное - успеть сделать как можно больше.
- Я могу помочь?
Ее низкий грудной голос дейсвовал успокаивающе.
- Думаю, да. Если вы все равно не спите, то продиктуйте мне данные из этих таблиц, а я построю по ним графики. Так будет быстрее.
Напряженная работа продолжилась до поздней ночи...

Наконец кладка домны была закончена, строительные леса убраны. Можно было начинать плавку.

Колян очень волновался - ведь было затрачено столько сил и средств, а полной уверенности в успехе у него не было. Но останавливаться на полпути он не собирался.

Сначала в домну загрузили и разожгли древесный уголь. Из трубы потянулся темный дым. Когда уголь разгорелся и печь прогрелась, в нее засыпали каменный уголь. Дым из трубы стал гуще и темнее. Наконец поступила команда загружать шихту*. Рабочие на верхней площадке башни стали с помощью лопат набрасывать в черную глотку домны измельченную смесь руды и угля.

Казалось, теперь можно было передохнуть, но Колян продолжал свою деятельность. К подножию башни стали подвозить новую порцию сырья, а возле домны устанавливать литьевые формы. Излишки чугуна предполагалось сливать в небольшие углубления, выдавленные в утрамбованной земле.

Все это время в домне клокотало пламя, превращая руду в железо. Сгорая при недостатке кислорода, каменный уголь выделял монооксид углерода, в быту получивший название угарный газ. Являясь сильным восстановителем, угарный газ "отнимал" лишний кислород у оксида железа, восстанавливая его до чистого железа. От высокой температуры железо плавилось, смешивалось с углеродом, превращаясь в чугун, и стекало в нижнюю часть домны.

Когда густота дыма стала снижаться, Колян решил, что плавка закончена. Длинным железным ломом он стал разрушать глиняную затычку в нижней части домны.

Все с волнением наблюдали за ним.

И вдруг из печи хлынула огненная река! Она разделилась на несколько ручейков, которые устремились к литьевым формам.

Все восторженно закричали.

А огненный поток продолжал вытекать из печи, распространяя вокруг нестерпимый жар. Казалось, что из-под земли вырвалось адское пламя. Людям пришлось спешно отойти на безопасное расстояние.

Через несколько минут огненный поток иссяк. И тут же в домну полетели новые порции руды и угля - ведь доменная печь - это устройство непрерывного действия.

Коляну не терпелось посмотреть на результаты труда, но возле печи стоял такой жар, что подойти было невозможно. Поэтому он в который раз отправился к магам. Они тоже не теряли времени даром - добыча серы и селитры, а также изготовление пороха шли полным ходом.

Все это время Линда не отходила от него ни на шаг, повсюду сопровождала его. Её и без того смуглая кожа стала еще темнее от постоянного пребывания на свежем воздухе. Телохранительница по-прежнему  оставалась собранной и подтянутой, готовой к любым неожиданностям. Но никаких неприятностей больше не происходило. Казалось, что враждебные силы на время затаились и выжидают удобный момент, чтобы нанести удар.

На следующее утро Колян вернулся к домне. Рабочие уже выковыривали из земли длинные чугунные отливки и складывали их в кучу. Процессом руководил Иван Подкова.

- Доброе утро, господин Колян! - пророкотал он своим басом.

- И тебе доброго утра! Как наш металл? Уже остыл?

Кузнец замялся.

- Остыть то он остыл. Вот только получилось плохое железо. Оно не годится для наших дел - его нельзя ковать.

-У нас получился чугун, а не железо. Его действительно нельзя ковать, потому, что в нем содержится слишком много углерода. Чтобы получилось железо, его надо еще раз переплавить в экранной печи, но она еще не готова. Поэтому отправляй чугунные болванки в кузницы. Путем многократного прокаливания в горнах часть углерода и вредных примесей выгорит и чугун превратится в сталь, которую уже можно ковать. Для нас это пока единственный выход. А теперь давай посмотрим, что у нас получилось в формах.

По сигналу кузнеца формы разбили и достали детали. Они были еще теплые.

Колян внимательно осмотрел чугунные отливки.

- Это конечно не Касли**, но нам ведь не на выставку их отправлять. Короче, для первого раза сойдет.

Действительно, детали получились грубоватые на вид, но свою функцию должны были выполнять хорошо. Первым делом установили чугунные колеса на тележки. Это значительно облегчило доставку руды и угля к домне.

Затем Колян направился к пушкам. Из-за нехватки времени модель для их отливки была сделана без художественных излишеств. Эти пушки были намного короче тех, которые мы привыкли видеть. Их длина определялась установленной внутри гильзой от 100-мм снаряда.
- Сейчас посмотрим, что у нас получилось, - приговаривал он вполголоса, разглядывая свое творение.
Четыре небольшие чугунные пушки уже были извлечены из форм и лежали на земле.
- А для чего они нужны? - поинтересовался Иван.
- Это наша будущая артиллерия. Вещь серьезная - Бог войны!
Кузнец с недоверием осмотрел пушки, а потом поднял взгляд на Коляна, ожидая дальнейших разъяснений.
- С помощью этих штук мы сможем уничтожать живую силу противника на значительном расстоянии. По крайней мере я на это надеюсь. В них наше спасение. Ведь с вашим оружием мы не сможем долго противостоять многочисленным армиям Империи.
Выбрав одну пушку, Колян закрепил ее между камней, зарядил чугунным ядром и поднес фитиль. Пушка грохнула, выпустив облако белого дыма. Все увидели, как ядро, не пролетев и ста метров, черным мячиком покатилось по земле. Оценив на глаз дальность стрельбы, Колян с сожалением покачал головой.

- Этого недостаточно. Попобуем увеличить заряд.

Приказав всем уйти в укрытие, он затолкав в пушку двойной заряд пороха. На этот раз рисковать не стал, а поджег дистанционный фитиль и сам тоже укрылся за камнями. Как оказалось, не напрасно. Громыхнуло так, что у всех заложило уши. Результат оказался плачевным - пушку разорвало на части.

- Дерьмо, а не пушки, - Колян сплюнул. - Шума много, а толку мало. Ими только рыбу глушить!

Стрельба картечью оказалась еще хуже.

Он хотел было уже отправить короткоствольных уродцев на переплавку, но вовремя остановился.

- Пожалуй, мортиры*** из них могут получиться. Пусть пока останутся здесь. Когда научимся лить пустотелые бомбы, испытаем еще раз. А теперь нам придется делать другую модель.

На этот раз он не стал торопиться. Вспомнив древнюю пушку времен Отечественной войны 1812 года, он набросал эскиз модели. Плотники тут же приступили к ее изготовлению. Теперь для канала ствола пришлось делать глиняный цилиндр, придав ему окончательную форму на импровизированном токарном станке. Калибр решено было уменьшить до 80 мм.

Тем временем подошла пора следующей плавки. Были отлиты колеса, петли, решетки для ворот и калиток.

Каждый раз, когда из недр печи вырывался новый поток расплавленного металла, Колян ликовал. Теперь, даже если с ним что-то случится, все равно останутся его знания, которыми он щедро делился. А собственная металлургия обеспечит силу и независимость Зеленой Долины.

Его размышления прервал Иван:

- Господин Колян, если дело так дальше пойдет, то нам будет некуда девать чугун! Надо затушить печь.

Действительно, всего за пару дней было выплавлено больше тонны чугуна, но Колян возразил:

- Печь гасить нецелесообразно. Скоро будет готова экранная печь, тогда придется снова разжигать домну.

- А куда же девать новый чугун?

- Лей прямо на землю. Потом переплавим. Хотя нет, постой.

Ему в голову пришла новая идея.

- Будем делать товары, и продавать их на рынке.

- Какие товары? - не понял Иван.

- Все, что можно сделать из чугуна: сковородки, котлы, утюги, печное литье.

- Но это очень дорогие изделия! Не каждый сможет их купить!

- Дорогими они были потому, что изготавливались в единичных экземплярах. А мы теперь только за одну плавку можем сделать несколько десятков полезных предметов. Поэтому цена будет низкой.

Эта идея всем пришлась по вкусу. Ведь не всё же время им придется воевать, надо подумать и о мирном времени.

Конечно Колян понимал, что его примитивная домна давала чугун очень низкого качества, но как его улучшить он не знал. Тут был нужен профессиональный металлург. Однако для литья посуды этот чугун годился вполне. И для дальнейшей переделки в железо тоже.

Новые пушки были готовы через день. На этот раз результаты испытаний были гораздо лучше. А вскоре поступил доклад о том, что экранная печь готова.

Как уже говорилось, Колян решил получать железо из чугуна пудлинговым методом. Суть этого метода проста. В большой печи сжигали каменный уголь. Для повышения температуры сгорания в топку мехами нагнетали горячий воздух. Пламя, отражаясь от экрана, направлялось на чугунные болванки, которые плавились без контакта с углеродом. При этом лишний углерод из чугуна выгорал вместе с вредными примесями. Специальный рабочий, которого называли пудлинговщиком, с помощью длинной железной штанги постоянно перемешивал расплавленный чугун. По мере выгорания углерода чугун превращался в железо, а расплав становился все более вязким, т.к. температура плавления железа выше, чем у чугуна.

Работа была адская. Только самые сильные и выносливые могли выдержать такие условия.

Получившиеся куски железа тут же отправлялись в кузницы, где ковались необходимые для строительства предметы: гвозди, скобы, цепи, различные инструменты.

Постепенно возле Железной Горы формировался новый поселок, который стал центром металлургии не только в Спорных Землях, но и во всей Зеленой Долине. Пользуясь этим, Колян всё чаще стал продавать изделия из чугуна и железа. Теперь ситуация в корне изменилась. Благодаря массовому производству, Колян "сломал" рынок металла, уронив цены на металлические изделия.

Таким образом он отплатил тем, кто хотел нажиться, спекулируя скупленным металлом. Перекупщики были вне себя от бешенства - ведь они не смогли вернуть даже потраченных средств и понесли серьезные убытки. Но сделать ничего не могли - все знали, что Барон Спорных Земель генерал Смирнов пользуется покровительством Правителя Георга.

А Коляна уже было не остановить. В новом поселке, который назвали Железногорском, строились новые печи и кузницы, где работали лучшие специалисты. Всем производством руководил Иван Подкова - кому, как не кузнецу разбираться в тонкостях металла. Изучив процессы, которые происходят при плавке металла вдоменной печи, он сам стал экспериментировать с составом шихты, добавляя в нее различные присадки и в первую очередь известняк. При этом качество чугуна и железа постоянно улучшалось.

Колян уже стал подумывать о том, чтобы с помощью мастеров собрать конвертер для массового производства стали. А еще он мечтал о паровой машине, которая должна была облегчить ручной труд. Но строительство и оснащение оборонительных сооружений отодвинуло эти планы на неопределенное время.

Зато чугун лился рекой в буквальном смысле слова. Работы велись круглосуточно. Днем издалека был виден столб дыма, а ночью тьма озарялась огнями печей и потоками расплавленного металла. Новые пушки разных калибров ровными рядами лежали на земле, ожидая отправки к Огненным Воротам. Рядом возвышались пирамиды чугунных ядер. Не забывали и про мирные товары, которые теперь мог приобрести любой желающий.

Когда Колян понял, что в Железногорске могут обойтись без него, он заторопился к Старому Замку. Ведь столько идей требовало реализации!

* Шихта (нем. Schicht) - смесь исходных материалов, а в некоторых случаях (например, при выплаве чугуна в доменной печи) и топлива в определенной пропорции.
** Касли - небольшой городок в Челябинской области, широко известный каслинским чугунным литьем.
*** Мортира - артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы.

Фото из интернета

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/02/13/1052