Как жить дальше

Виктор Попов 7
                Если захочешь ты душу мою разгадать,
                То перечти со вниманием эту тетрадь.
                Можно ли трезвой то высказать силой ума,
                Что опьянённому муза прошепчет сама?
                Я назову лишь цветок, что срывает рука, –
                Муза раскроет и сердце, и запах цветка;
                Я расскажу, что тебя беспредельно люблю, –
                Муза поведает, что я за муки терплю.

                А. Фет

     Очень часто пытливые люди задают сами себе и окружению вопросы. Порой конкретные, порой риторические. Не находя ответов на заданные вопросы, люди строят свои теории, делают выводы. При этом предлагаемые теории или гипотезы также не дают ответы на поставленные вопросы. Зачастую, правильно сформулированный вопрос лучше приевшийся догмы. Зададимся таким вопросом. Корректна ли сама постановка вопроса о смысле жизни и о счастье отдельно взятой личности?
   
     Ранее, в главе 6, приводился пример рассуждения психолога М. Хасьминского. Замечательно выстроив логическую цепочку рассуждений  по поиску смысла жизни, сделав вывод о служении бессмертной душе, он делает окончательный вывод о «…взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл…». Почему же не реализуется этот единственный смысл опять непонятно, как было непонятно и без термина «бог». К тому же, получается, если ты – материалист, твоя жизнь лишена смысла?
   
     В предыдущих главах, выдвигалась идея, что спор материалистов и идеалистов – всего-навсего манипулирование терминами: утверждение «материя вечна во времени и пространстве» по своей сути не отличается от божественного объяснения бытия. Понятия душа, подсознание одинаково трактуются с более модными «биоэнергетическими информационными оболочками» человека. Почему материалистические догмы сильнее религиозных тоже упоминалось. Поэтому споры материалистов и идеалистов – это борьба за неприкаянные души, которая важнее поиска истины.
     Из приведённых ранее стихов понятно, что и А.С. Пушкин придерживался более материалистических взглядов, чем хотелось тому же Потапову, хотя, думается, Пушкин был достаточно религиозным человеком.
 
     Очень интересны в таком же направлении рассуждения профессора, доктора философских наук, кандидата богословия Дулумана Е.К. В статье «Теорема о смысле жизни человека» автор доказывает именно теорему: дано, доказательство, выводы.
     Начнём сразу с выводов.
     «… Сколько было, есть и будет людей, столько было, есть и будет смыслов их жизней». «Организация образа жизни  со своим личностным идеалом смысла жизни переживается человеком как счастье».
     «Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в неё вкладывает».
     Почему-то вспомнился анекдот.
     «Вытащили тонущего человека из дерьма. А он накинулся на спасателей с кулаками: ,,Я здесь живу!”».
     Выводы Дулумана Е.К. попахивают схоластикой. Получается, что если одного зайца съел волк, другого зайца застрелил охотник, а третьего – поймал контролёр, то какой смысл жизни у каждого из них? И с чьей точки зрения – зайца, волка, охотника или контролёра.
     Хорошо, что у нас задача проще – определиться, как жить дальше. 
     Попутно Дулуман Е.К. высказывает очень любопытные мысли.
     «Бессмысленность своей жизни на земле человек может с избытком компенсировать верой в воображаемое избыточное счастье в потустороннем мире после своей смерти».
«Человек обречён на то, чтобы самому делать свою жизнь осмысленной, а существование или отсутствие Бога при этом не имеет абсолютно никакого значения».
     «Библия не говорит о том, что смысл жизни человека в исполнении божьих предписаний… Бог создал людей не столько для того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим поведением приносили радость самому Богу, то есть своим поведением люди должны делать жизнь самого Бога осмысленной».
     (Если под Богом понимать «космическое бессознательное» или систему «биоэнергетических информационных оболочек», то почему бы и нет. Заметим в скобках).
     Рассуждения Дулумана. Дальше – больше!
     «Ветхий Завет считает еврейский народ народом Богоизбранным. Ему Бог дал заповедь: Люби ближнего твоего, как самого себя; не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не обманывай ближнего, не ложись с женой ближнего своего, не обижай ближнего, по правде суди ближнего, не восставай на жизнь ближнего, не нарушай межи ближнего, клевещущего на ближнего изгони вон. Но действие всех этих заповедей  ветхозаветный Бог ограничивает рамками своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог даёт заповеди Не убий, но убивать со всевозможными жестокостями людей других народов этот же Бог называет добродетелью; Не укради, но советует перед выходом их Египта обворовать египтян. Кроме благоденствия библейский Бог постоянно уничтожает свой избранный народ по всякому поводу и без повода…»
     «Из всех религий мира Христианство в вопросах смысла жизни культивирует среди своих последователей наибольшую меру крайнего индивидуализма. Оно учит верующих видеть смысл жизни исключительно в спасении своей души. А спасение души христианская религия истолковывает как вечная жизнь в небесном раю, куда человек всеми фибрами своей души должен стремиться. Во имя спасения своей души, своей личности, человек, по христианскому вероучению, должен пренебречь всеми своими материально-биологическими потребностями. ,,Какая польза человеку, – говорил Христос, –  если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою?” (Матфея, 16:26; Марка 8:38-38). Во имя спасения своей души Новый завет призывает верующих ненавидеть весь мир и то, что в мире. Больше того, христианская Библия призывает чуждаться всех тех, кто верит не так как они. ,,Кто не с нами, тот против нас”, – говорил Иисус Христос (Матфея, 12:30).  Обращаясь к своим последователям, Христос рекомендовал спасать свою душу даже ценой ненависти ко всем ближним. Он говорил: «Не всякий Меня достоин. Меня достоин только тот, кто возненавидит отца своего и мать свою и всех ближних своих ради имени моего. А кто любит отца или мать, жену или детей, братьев или сестёр или кого-нибудь из  ближних больше, нежели Меня, тот Меня не достоин» (Луки, 14:26,33 и т.д.).
     Если кандидат богословия разглядел столько в Библии нравственных изъянов (по сегодняшним меркам), что разглядит мастер?
     Трудно это комментировать, тем не менее, заметим, что Матфей, Марк были живыми людьми, их записи – это их записи. Что действительно говорил Христос сейчас уже не установить. Но, «Кто не с нами, тот против нас», в контекст учения Христа не укладывается. Наверное, поэтому христианская вера (как и другие) имеют столь много ответвлений. Хочется, как в пьесе, сделать реплику (про себя) – что не сделаешь в борьбе за неприкаянные души!
     Но вернёмся к Дулуману, который призвал в конце своей статьи иметь совесть и ссылаться на его атеистический  сайт Copyright, адресовав ему риторический вопрос, – что за нравственная слепота поразила сплошь всё верующее население земли и изрядную его часть, очень даже неглупую? И самое главное, почему?
     В заключении Дулуман рассуждает.
     «Наряду с изложенным выше в каждой религии непременно указывается, что смысл жизни человека заключается исключительно в служении Богу, в выполнении всех его предписаний. Так в трактате современного мусульманского богослова Абу Аля Аль-Маудуди пишется: ,, По своей природе и предназначению человек – раб Аллаха, и его единственная функция в этом мире заключается в поклонении Аллаху и исполнении Его приказаний. Человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она полностью посвящена поклонению и служению Аллаху. Сам человек не имеет права определять путь своего служения и поклонения Аллаху, поскольку это функция самого Аллаха который создал человека и сделал его своим рабом…”
     ...Выбор конкретных ответов на смысл жизни каждый верующий и каждое христианское вероисповедание находят свои. И по своему выбору в текстах всегда находят подтверждение. Таким образом, Библия только отобразила противоречивость ответов на смысл жизни, но так и оставила выбор конкретного ответа за верующим, за церковью, за вероисповеданием».
     Столь пессимистическое видение духовного наследия верующих Дулуманом хочется немного опровергнуть рассуждениями более материалистического толка.
     Если под термином «бог» понимать и «космическое бессознательное», и «коллективное бессознательное», и душу человека, т. е. любидо, может тогда меньше будет противоречий в рассуждениях о смысле жизни.
     Да и рассуждать нужно предметнее. Смысл существования у каждой системы свой: человек – одна система, семья – другая система, род – третья система, нация – четвёртая система, мировое сообщество – тоже система. Каждая система имеет свою энергию и свою энтропию. Все системы тесно связаны между собой зависимостями. Кажущиеся противоречия между системами легко преодолеваются, если есть желание вникать хотя бы в законы развития «коллективного бессознательного». О «космическом бессознательном» обязательно задумаются потомки, а как иначе им выжить. Один способ выживания мы уже знаем – создавать открытость вышеназванных систем.    

     Восточный мыслитель Ошо развивает мысль о семилетних циклах, присущих каждому человеку. Каждые семь лет тело и ум претерпевают кризис и меняются, потому что все клетки тела полностью обновляются. Фактически, если человек живёт семьдесят лет, то его тело умирает десять раз. Если по Дулуману «жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в неё вкладывает», то по Ошо получается, что ещё и в течение любой жизни каждый семилетний отрезок имеет своё содержание.
     По Ошо, первые семь лет центр тяжести ребёнка находится в нём самом, как будто он является центром всего мира. Ребёнок остаётся абсолютно эгоистичным, ему ничего не нужно, никто не нужен, он чувствует себя законченным.
     Через семь лет – прорыв. Ребёнок больше не центрирован в себе, он становится в буквальном смысле эксцентричным. Его интересует другой, большой мир. Он задаёт миллионы вопросов.
     После четырнадцати лет открывается третья дверь. Человек становится гетеросексуальным, его интересует противоположный пол. Возникает поэзия, романтика.
     К двадцати одному году ребёнка начинают более интересовать амбиции, чем любовь.  Вся его забота в том, как преуспеть, как победить в соревновании, как победить в борьбе. Всё его существо стремится к рынку – деньги, престиж, власть.
     Люди, которые разумны, в двадцать восемь лет входят в другую дверь. Их начинает интересовать более безопасность и комфорт, чем приключения и амбиции. Они начинают устраиваться, это конец хиппования.
     К тридцати пяти годам жизненная энергия достигает критической точки. Круг наполовину завершен, и энергия начинает идти на спад. Человека не просто более не интересует революция, он становится антиреволюционным. Теперь он против любых перемен, он – конформист. Он хочет сохранить статус-кво, потому что он устроился, и если что-то изменится, всё расстроится.
     К сорока двум годам появляются всевозможные физические и умственные болезни, потому что жизнь идёт на спад. Столько еды уже не нужно. Если ты продолжаешь наполнять живот, как и раньше, то начнёшь набирать вес, случатся всевозможные болезни: высокое кровяное давление, сердечные приступы, бессонница, язва желудка. Теперь приближается смерть и впервые возникает желание религии. Общество было хорошо, когда тебе было четырнадцать лет, потому что общество даёт достаточно секса – всё общество сексуально; кажется, секс это единственный товар, скрытый в любом товаре. Такое общество хорошо для молодых людей, общество подготовило их для жизни, но никто не учил, как подготовиться к смерти. После сорока двух лет людям становятся нужны новые университеты. Человек начинает думать о религии, о другом мире. В Индии родились три религии – джайнизм, буддизм и индуизм, которые не соглашаются ни в чём, кроме реинкарнации. Такие противоречащие друг другу теории, не соглашающиеся даже об основных положениях Бога, о сущности «я»… но все три соглашаются в том, что касается реинкарнации. «Не бойся. Ты будешь рождаться снова и снова, и колесо жизни будет продолжать вращаться» – успокаивает религия человека, который в возрасте сорока двух лет становится снова ребёнком в мире религии.
     К сорока девяти годам поиск становится яснее; семь лет требуется на то, чтобы поиск стал ясным. Человек теряет интерес к сексу.  Человек должен начать смотреть в сторону леса, двигаться вовнутрь, становиться интровертным, становиться всё более медитативным, молитвенным.
     В пятьдесят шесть лет снова происходит перемена. Жизнь заканчивается, смерть подходит ближе. Человек должен быть таким зрелым, чтобы высвободиться от всех социальных хитросплетений. У жизни должен быть вход и должен быть выход; иначе она тебя задушит. В пятьдесят шесть лет тебя не интересуют даже другие. Кончено! Человек жил достаточно, достаточно многому научился; теперь он благодарит каждого и уходит из этого.
     К шестидесяти трём годам ты становишься, как ребёнок, которого интересует только он сам. Это и есть медитация – двигаться вовнутрь, как будто всё остальное отпало, и только ты существуешь. Осталось только семь лет, ты должен подготовиться к смерти. Шестьдесят три года это возраст, в котором человек становится совершенно погруженным в себя. Ты становишься кругом энергии, никуда не идущей. Всё более молчаливый, всё более становясь самим собой, оставаясь независимым от всего, что тебя окружает.
     К семидесяти годам ты готов.
     Напомним, что это точка зрения мудреца Ошо. Американский писатель Том Робинс охарактеризовал его как «самого опасного человека со времён Иисуса Христа». Философия Ошо очень интересна и своеобразна, требует отдельного восприятия. Здесь же хочется отвлечься вот на какой момент.
   
     Есть ли сегодня действительная опасность обществу пропаганды каких-то идеологий, не запрещённых законодательно? С точки зрения современных понятий о свободах, возврат к «железному занавесу» невозможен, произошла информационная революция, есть Интернет, мобильная связь. Понятно, что властители дум для власть держащих всегда представляли определённую опасность. Понятно, что «почта, телеграф, телефон» всегда должны быть в руках власть имущих. Электронные средства информации и печать, ясно, что находятся в тех руках, в каких и должны находиться. Вопрос в другом.
     Как те или иные мыслители определяют «флуктуации» (случайные отклонения) в «коллективном бессознательном», которые должны приводить к возникновению «нового порядка» согласно законам синергетики? Другими словами, как отделить зёрна от плевел? Пространство вариантов бесконечно, особенно в идеологической сфере. И как ранее было отмечено ещё Пушкиным А.С. – «к чему стадам дары свободы» – тяги к «просветлению» «коллективное бессознательное» почему-то не испытывает.

     Интересны рассуждения о нетократах – информация получена из Интернета. Нетократия – это новый господствующий класс, идущий на смену буржуазии. Для него основной ценностью являются не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства). Власть постепенно утекает из рук обладателей материальных капиталов и переходит к кураторам социально-информационных сетей.
     Александр Бард, автор книги «Нетократия» предсказывает гибель нынешнего общественного порядка, основанного на господстве буржуазии. Скоро не будет ни среднего класса, ни демократии, ни университетов, а миром будут править закрытые клубы, похожие то ли на масонские ложи, то ли на мафиозные банды, то ли на рыцарские ордены.
     Вся философия Барда начиналась как постмодернистская «игра в Маркса». Попытавшись представить, что придёт на смену капитализму, шведский философ пришёл к ожидаемому выводу, что пролетариат с ролью могильщика явно не справился. Но ничего, у буржуазии есть могильщик поэффективней – новый господствующий класс, «сетевая» аристократия, которую Бард назвал «нетократией». «Нетократы» используют Интернет как основное «средство производства» для власти и истины. Деньги для них не цель, а средство, а их главной валютой становиться внимание – к себе, к своей идее, к своему блогу. Все ценности нетократии противоположны буржуазным: вместо индивидуализма они склонны к своеобразному коллективизму и групповщине, вместо буржуазной золотой середины постоянно выбирают крайности. «Печатный станок породил в Европе религиозные войны, а без радио не было бы Сталина и Гитлера. Любая революция в коммуникациях порождает новый виток насилия, и Интернет вряд ли станет исключением», – стращает Бард.
     Подобные мысли где-то уже мелькали…

     Прочтите замечательную книгу Валерия Синельникова «Возлюби болезнь свою». Найдёте много ответов на многие интересные вопросы. Вот его рассуждения.
     «Так почему же человек остаётся глух и к мудрости древних, и к выводам современных учёных? Как получается, что сталкиваясь с одним и тем же Миром, разные люди воспринимают его столь различными способами? А причина опять же в самом человеке, в его мировоззрении. В его отношении к тому, что он воспринимает. Получается, что имея дело с невообразимой, богатой и сложной Реальностью, люди приходят к созданию убогой модели мира, которая причиняет им боль и страдание…
     Изучая сознание и подсознание человека, я пришёл к убеждению, что люди общаются с окружающей реальностью, по крайней мере, на двух уровнях: сознательном и подсознательном. И каждый из нас сознательно имеет дело не непосредственно с МИРОМ, а с некоторой моделью МИРА. В то время как подсознание воспринимает Реальность таковой, какая она есть.
     Наш подсознательный разум – великий иллюзионист, который по соответствующим правилам выстраивает перед нами великую иллюзию. Он создаёт наш мир (точнее – мирок), защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая для нашего восприятия только то, что считает нужным и безопасным. Но выполняя созидательную и защитную функции, он непроизвольно превратился для многих в тюремщика. Ведь именно разум не позволяет нам выйти за границы сотворённого мира. Он постоянно придумывает разные ухищрения, часто используя страх, чтобы убедить нас в том, что та иллюзия, которую он нам преподносит, и есть сама РЕАЛЬНОСТЬ…
     Некоторые выводы:
1) Вселенная (Реальность, Действительность, Бог, Мир) представляют собой непостижимую силу, энергию, обладающую осознанием;
2) человеческое осознание есть всего лишь часть Вселенского, Божественного, осознания;
3) мир непостижим и загадочен, и человек должен относиться к миру и к себе как к загадке;
4) наш подсознательный разум создаёт модель мира, в котором живёт наше сознание. Другими словами, наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех событий, которые нам представит наш подсознательный разум».

     Получается, В. Синельников подтверждает мысль А. Барда о господстве над человеком «кураторов социально-информационных сетей». Только это происходит через «подсознательный разум».   
     Вряд ли эта мысль нова.
     За что распяли Христа, который был признан опаснее уголовного преступника?
     Это с одной стороны. Но с другой стороны, «человек остаётся глух к мудрости древних»!
     Почему такие проводники идеологий, как Ленин, Сталин, Гитлер, Наполеон, сравнительно легко становятся властителями дум миллионов и в результате обрекают эти же миллионы на уничтожение?
     Почему, не вызывающие споров общечеловеческие ценности, признанные и религиями мира и демократическими институтами, до сих пор не одержали сокрушительную победу над мировым злом?
 
     Поищем ответ в вышеупомянутой книге В.Синельникова.
     «… –  Доктор, вы что же, предлагаете мне говорить на «чёрное», что это «белое»? – возмущается мой пациент, пожилой мужчина, страдающий от серьёзного заболевания. – Как я могу одобрять действия вора, который украл последние деньги у пенсионерки, или действия нашего правительства, которое обворовало миллионы людей?
     – Я не заставляю вас одобрять действия воров, жуликов и убийц, – отвечаю я. – Я предлагаю принять мысль, что Вселенная очень гармонична и справедлива, и начать видеть это в своей жизни. «Каждому воздастся по вере его». Если вор украл деньги у пенсионерки, то это значит, что она сама привлекла его в свою жизнь, своими мыслями. Может быть, она жалела свою соседку, бедную пенсионерку. А может быть, презирала или ненавидела богатого. Вот этими мыслями и чувствами и привлекла вора. Так кого же обвинять? Некого. Просто каждый получил по своим мыслям. Вселенная учила пенсионерку через вора правильному отношению к деньгам. Я не одобряю действия вора, но и не осуждаю его, и не стану жалеть эту пенсионерку. Я пожелаю каждому из них счастья на их жизненном пути: пенсионерке – правильно обращаться с деньгами, а вору – заботиться о своём материальном благосостоянии другими, позитивными способами.
     – А как же убийство, да ещё невинных детей?
     – И с убийством дело обстоит так. Человек привлекает  в свою жизнь убийцу неправильным отношением к жизни и смерти. Такой человек может неоднократно выражать мысли о нежелании жить или желать смерти другому. А подобное притягивает подобное. Ну а дети содержат в себе агрессию своих родителей, да ещё во много раз усиленную. Дети несут ответственность за мысли своих родителей и наоборот…
     – Доктор…, если быть откровенным, то всё это чушь…»
     Думается, и Христу не раз приходилось это слышать от своей паствы. Есть согласные подставить вторую щёку, если ударят по первой?
     Однако вернёмся к В. Синельникову. 
     «Получается следующая картина: существует подсознательная программа поведения человека и информационно-энергетические структуры Вселенной. Если мысли человека и его поведение вступают в диссонанс с единым организмом Вселенной, то это приводит к нарушению равновесия и гармонии в человеке. Это, в свою очередь, отражается на его судьбе или состоянии здоровья. Представьте, что будет, если клетка в организме перестанет жить по законам самого организма. Для организма она станет больной клеткой, и он будет стремиться сначала её излечить, а если это не поможет, то – уничтожить…
     …Наши болезни – результат наших мыслей…
     …Заболевание – это проявление целительных сил природы…
     …Болезнь – это внешнее отражение ваших мыслей и вашего поведения. Болезнь – это сигнал вашего подсознательного разума о том, что что-то вы делаете не так, о том, что ваше поведение и ваши реакции на события вредны для вас и окружающих. Болезнь – это способ осуществления ваших позитивных намерений. Болезнь – это подсознательная защита вас от какого-то вашего разрушительного поведения…
     …Получается, что болезнь блокирует подсознательную программу разрушения…
     …Вселенная очень гармонична и справедлива. И каждому воздастся по заслугам, то есть по вере и мыслям его. Не стремитесь изменить Вселенную. Меняйте только свой мир. Справедливости и гармонии нет, прежде всего, в вашем мире…
     …От таких людей, которые готовы осуждать всякого за его безнравственное поведение, и есть самый большой вред не только для общества, но и для всей  Вселенной… Вы своими мыслями готовы уничтожить целую группу людей. Помните, как в годы советской власти уничтожали миллионы людей только за то, что они не соответствовали определённым идеалам, а теперь эти идеалы в этой стране разрушены. Каждый человек – это частичка Вселенной и выполняет здесь, на Земле, свои функции. Так кто опасней для Вселенной?...
     …Я не одобряю действий негодяев, но и не осуждаю. За каждым преступником, подлецом и негодяем стоит, прежде всего, человек, то есть частица Вселенной, Бога. И если они существуют в этом мире, значит, для чего-то нужны. Осуждая их, вы идёте против самого Бога, Вселенной. Научитесь принимать любую ситуацию. Научитесь уважать других людей, кем бы они ни были. Вы просто не имеете права осуждать других людей. Пусть этим занимаются соответствующие государственные структуры. Наведите сначала порядок в своём мире, в своей жизни, прежде чем судить других…
     …Хотите быть здоровыми и иметь здоровое потомство – освобождайтесь от ненависти…».
 
     Ответ на вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо, не столь однозначен?
     Предлагается поразмыслить ещё вот над чем.
     Первое. Замечали ли вы в своей жизни такую штуку. Прочли вы замечательную книгу или посетили потрясающий концерт, когда впечатления от них заслонили все остальные текущие события. Прошло какое-то время, в памяти что-то сохранилось, что-то забылось, но эмоции, вами полученные никогда не вернутся!
     Предположим, сегодня В. Синельников наш кумир, властитель души. Надолго ли? Либо до тех пор, пока не затмит другой, либо время сделает своё дело. Вначале пройдёт острота, затем забудется. И самое интересное, что это происходит очень быстро. Такое свойство нарастания энтропии души.
     И это не открытие, а во все времена было рабочими буднями по ловле неприкаянных душ. Попробуй не сходи один раз в неделю в церковь. Или  получи двойку по истории КПСС. Получается, предки были в этом плане умнее?
     Ответ – сегодня наши демократические ценности и свободы как раз и позволяют человеку самому делать идеологический и нравственный выбор – общество доросло до такого этапа.
     Ответ, думается, не верен. Вот когда подавляющая часть общества одинаково будет думать о вышеупомянутой бабушке и воре, одинаково представлять действие разрушительных мыслей, связанных с гордыней, ненавистью, злостью, осуждением, обидой и т. д., только тогда демократические свободы позволят человеку жить счастливо, а пока это иллюзия свободы.
     Совсем недавно один человек убивал другого только потому, что он ему принадлежал. Одно государство, в порядке вещей, шло войной на другое только по причине появившегося желания обогащения. Со времён Христа в «коллективном бессознательном» общества появились всходы им посеянные. Общий вектор развития общества в целом направлен на победу христианских заповедей. И, по большому счёту, нужно успокоить людей с негативными мыслями – каждый получает своё по его делам, и не на небе, а на земле.
     Второе. Почему появляются идеологии с лозунгом «грабь награбленное» и, может быть, при этом исполнитель, т. е. вор, является жертвой «мудрецов»?
     Мысль В.Синельникова о том, что более опасными для Вселенной являются люди с негативными мыслями, генерирующими гнев, ненависть, осуждение, презрение, чем реальные грешники, хочется рассмотреть и с других позиций.
     С позиции борьбы с энтропией систем, вспоминая, что в закрытой системе энтропия накапливается, обрекая систему на смерть. Здесь рассмотрим две системы: человек-грешник и социум, в котором живёт этот грешник. Грешник-вор вынужден воровать, видимо, потому, что имеет максимальную энтропию – иначе ему не выжить в социуме. Работать он либо не умеет, либо не хочет. Кто в этом виноват – родители, школа, улица,     т. е. социум. Воровством грешник уменьшает свою энтропию (наподобие наркомана), увеличивая энтропию социума, энергия при этом обеих систем уменьшается. Понятно, что речь идёт о духовной энергии систем. Вор рано или поздно попадает в тюрьму, становится изолированным от социума. Но энергии в социуме от этого не прибыло, поэтому воровства меньше не стало. Возможно, когда принцип «вор должен сидеть в тюрьме» в социуме будет заменён на принцип «вор должен простить свой социум, а социум простить вора», тогда воровства будет меньше. Иначе грешник и социум попадают в заколдованный круг.
     Прощение – отдельная тема. Много есть замечательных авторов, её раскрывающих.
     С другой позиции. Если сама «вселенная очень гармонична и справедлива», кому-то нужно эту гармонию и справедливость разрушать.
     Получается, что этого хотят люди с негативными мыслями.
     Кто им эти мысли навязал?
     Властители дум (душ).
     Почему властители дум с позитивными мыслями не одерживают победу?
     Для этого душа обязана трудиться, черпая энергию из «коллективного и космического бессознательного» (если хотите от Бога, космоса, любидо). А зачем ей трудиться, когда действует второй закон термодинамики с произвольным рассеиванием энергии и ростом энтропии? (По Пушкину А.С. – «зачем стадам дары свободы») В бытовом понимании – лежать на диване, кажется, всегда предпочтительнее, чем что-то делать. Но ведь это только кажется. Ранее высказывалась мысль о том, что энергии любидо (энергии души) на земле не хватает, поэтому возникают всевозможные несчастья, войны, катаклизмы, в том числе и смерти.

     У русской нации так много общего в историческом прошлом с евреями по упомянутой в главе 11 причине. Гордыня – отличительная черта обеих народов. Поэтому есть смысл разобраться с этим подробнее.
     В. Синельников пишет следующее.
     «… Любое поведение человека имеет позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир».
     Понятно, что без этого качества русской нации трудно было бы занять 1/6 часть суши на Земле, полететь первыми в космос, победить нацизм.
     А что дальше? Что имеем сегодня?
     Даже в области балета сдаём позиции. И ясно почему. Другие нации и не вспоминают о потери своих колоний. Мы, сокрушаясь уже двадцать лет о развале Советского Союза, вместо того, чтоб сделать из этого правильные выводы, можем потерять и другие территории. Плодиться не хотим, а свято место пусто не бывает. Китайцы освоят наши просторы, согласно второму закону термодинамики. Как тепло может переходить только от тела более нагретого к менее нагретому, а не наоборот, так энтропия систем русского и китайского социума ассимилирует наши народы. И это всё наша с вами гордыня (энтропия в завуалированном виде)!

     Гордыня всех нас с вами не даёт нам двигаться вперёд. Кто сегодня думает о «национальной идее»? В каких кабинетах разрабатываются мировоззрения, способные сплотить людей? Политики, разрушив до основания коммунистические идеи, опять построили всё ту же КПСС. И это от не желания покаяния.
     Никто не желает признать в историческом развитии нации главную роль народа – творца истории, и ответственность этого народа за всё с ним происходящее. Это разновидность
гордыни – искать виновного во всех грехах кого угодно, только не себя. Это психология рабов, и она будет порождать новых сталиных,  новых хрущевых, новых брежневых.
     Новым лидерам она (эта психология) даёт пищу и силу для бурной деятельности.
     Что же требуется от нас с вами? (Как по капле выдавливать из себя раба?).
     Совсем не много:
• признать ответственность за всё происходящее. Например, ищем более 15 лет виновных в развале СССР. Не нужно этого делать, а если кто-то уж очень этого хочет, должен понять, что он и виновен. У прошлого нет хороших или плохих событий. Все события мы с вами своими мыслями и поступками формируем;
• понять ошибку большевиков и коммунистов. Желая теоретического равенства для всех, они не учли, что реально возможно создать лишь «равенство возможностей». Потому что человек рождается уже с разным душевым уровнем тонкой энергии («любидо»);
• понять обречённость на гибель любых закрытых систем – учений, сообществ, империй. Например, коммунисты пока старались «раздуть мировой пожар» были успешны, как только провозгласили о «победе коммунизма в отдельно взятой
стране – стали застойными;
• бороться с гордыней в себе.
     Почему подобные «флуктуации» не становятся пусть не преобладающими, но хотя бы модными?
     Может быть, жить по понятиям и по законам одновременно – это своеобразная «прививка на выживаемость» нашей нации? (Что русскому хорошо, то немцу смерть).
     Если бы это было так…
     Все хотят при равенстве возможностей иметь и равенство в материальных благах. Коммунисты раньше были твёрдо уверенны, что присвоение прибавочной стоимости – это воровство. Сегодня эту догму никто не опровергает, никто и не доказывает. Как будто это проблемы не существует. А кому это надо? Прежде всего, политикам: демократам и коммунистам. Но они молчат. Одни не могут, другие не хотят. Причина одна – гордыня, нежелание покаяния тех и других.
     А ведь ларчик открывается просто. Вспомним только тезис, что невозможно между людьми разделить поровну душевную энергию любидо, которая первична и которую зачастую человек и не хочет себе добывать.  И сразу идеология бытия всё расставит по местам: и равенство возможностей, и меру присвоения прибавочной стоимости, и вора, который украл у бабушки кошелёк.
   
     Но вернёмся к В.Синельникову.   
     «Гордыня – это ощущение внутреннего превосходства над другими или, наоборот, принижение себя. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни… В Библии по поводу гордыни есть следующие строки:
     «Придёт гордость, придёт и посрамление, но со смирением – мудрость».
     «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность».
     «Лучше смириться духом с кроткими, нежели разделить добычу с гордыми».
     «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе».
     «Гордость очей и надменность сердца, отличие нечестивых, –  грех».
     «За смирением следует страх Господень, богатство, и слава, и жизнь».
     «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь».
     …Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого, в первую очередь, научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадёт потребность обвинять кого-то и себя в том числе.
     Научитесь принимать любую ситуацию в жизни – без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными они на первый взгляд не казались. Все знают поговорку: «Всё что Бог даёт – к лучшему». Просто нужно научиться находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из неё извлекли, приходит позже…
     …Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живём в очень гармоничном и справедливом мире, и всё происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами не произошла – примите её как данную Богом. Пройдите через неё спокойно. Остановите свои мысли и подумайте – чем вы её создали?..
     …Научиться принимать ситуацию – это искусство. В христианстве это называется смирением. «Ударили по одной щеке – подставь другую». Я долго не понимал смысла этой фразы. Многие люди не могут принять её, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл. Теперь я знаю, что она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться её изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид…»
     Вместе с В. Синельниковым, который долго не понимал смысл фразы про удар по щеке, лично я стал вникать в её смысл только когда стал перепечатывать. И думаю, эта мысль носит краеугольное понимание нравственности и этики. Почему? Давайте разберём.
 
     В бытовом плане, что мы можем желать своим детям и внукам?
     – Быть успешными.
     Как этого достичь?
     – Тоже не секрет. Талант и труд всегда определял место в обществе творческой, гармоничной личности. Характер человека с развитой целеустремлённостью, стойкостью, пытливостью.
     Нужно ли в характере воспитывать такие черты: воля (как правило, стальная), храбрость, смелость, жёсткость (для настоящего руководителя)? Про одного говорят: «он не боец», про другого: «этот пройдёт по трупам». Отбросим золотую середину и спросим сами себя: может ли человек «сделать карьеру» (а может просто выживать), если он готов подставлять вторую щеку, если ударили по первой? Предположим, кто-то нам подсказывает ответ: нет – в тоталитарном обществе, да – в демократическом. Но мы с вами живём сегодня и сейчас, ежедневно принимая какие-то решения. Каждый хочет быть здоровым и богатым, а не бедным и больным. Как принимать любую ситуацию душой «без претензий и обид»? Действительно – это искусство. Искусство смирения.
     Естественная для животного мира аксиома «выжить за счёт другого» вначале заставила человека объединиться в общину. При этом для выживания нужно возлюбить ближнего, как самого себя, а дальнего можно и убивать. Это психология человека в закрытой системе под названием община. Мы знаем, что все закрытые системы обречены на гибель. Поэтому человек постоянно вынужден свой социум делать более открытым. Община превращается в племя, племя превращается в народность. Ближним становится твой родственник, далее –  соплеменник, далее – человек твоей нации, далее – человек твоего государства. Казалось бы, убивать уже не нужно для выживания, а виноват инстинкт. Мировое сообщество прекрасно это понимает, Генеральная Ассамблея ООН ещё в 1948 году принимает «Всеобщую декларацию прав человека», где отмечено, что:
• пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества;
• признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных, и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
• необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами и т. д.
     Принята масса международных документов, где осуждается всякая агрессия, а во главу жизнеустройства ставятся права и свободы каждого человека.
     Однако накопленные человечеством агрессивные устремления поставили человечество на грань самоуничтожения.
     И все это знают.
     Но инстинкт сильнее! Инстинкт гордыни. Не ведаем, что творим.
     Поэтому у всех и у каждого выбор такой: либо гибель, либо постижение искусства смирения.
     Действительно, права и свободы каждого человека очень часто (если не всегда) пересекаются в столкновении интересов. Побеждает опять сильнейший?
     Так вот получается, что сильнейшим является смиренный, менее обуянный гордыней.
     Присмотритесь внимательнее к происходящему вокруг, найдите счастливых людей среди злых, агрессивных, жадных, завистливых. Думаю, что не найдёте.
     Жизненный опыт каждого человека подсказывает, что в конечном итоге добро побеждает зло. И не только в сказках. На наших глазах произошла революция перехода от социализма к капитализму. Где её герои? Политики, бизнесмены, рэкетиры. Каждому воздалось по его гордыне.            
     Ещё о гордыне, от В. Синельникова.
     «Есть ещё одна сторона гордыни, которая часто остаётся незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня – это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но ещё и принижение себя самого, неправильное отношение к самому себе, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается к любви к себе, как к частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни…».
     Невольно приходит мысль А.П. Чехова о выдавливании из себя раба по капле. Эта сторона гордыни очень даже замечена.
     В. Синельников советует составить для себя программу освобождения от гордыни. Понятно, что она должна быть очень индивидуальна, потому что гордыня многогранна и у каждого своя.
 
     Для себя я составил личный кодекс избавления от  гордыни, который, думаю, со временем будет совершенствоваться. На сегодняшний день он выглядит так:
• в общении с любым человеком необходимо больше слушать, чем говорить;
• проявлять искренний интерес к людям;
• в общении с любым человеком, даже если он «очень не прав», никогда «не переходить на личности». Говорить только о сути вопроса, не задевая и не «доставая» человека;
• уважать любого человека – и ближнего, и дальнего;
• не делать никаких категорических суждений в адрес других людей;
• не делать никаких категорических суждений в свой адрес;
• прекращать общение, если кто-то пытается «перейти на личности, доставать» меня;
• никому ничего не доказывать. Твёрдо высказать свою точку зрения, не пытаясь её навязывать;
• не критиковать действия правительства, высших чиновников;
• не осуждать действий участников движения во время управления автомобилем;
• «полюбить гаишника», это условное обозначение того, что в общении с людьми у меня не должно быть личностей, которые вызывают неприязнь;
• простить всех, кто (по моему мнению) «виноват» в моих неудачах, понять, что как раз они оказали решающий вклад в мои удачи; 
• избегать просмотра телевизионных передач криминального характера с агрессией и жестокостью;
• избегать просмотра телевизионных передач, не несущих информации;
• не тратить энергию на критику того, что не нравится;
• помнить, что только занятия творческими делами достойны продолжения;
• развивать умение «первым посмеяться над собой»;
• помнить, что с помощью юмора можно разрешать любые «тупиковые» проблемы общения;
• научится преодолевать собственные психологические «зажимы».
 
   Маленький пример. Очередной виток борьбы с пьянством в нашем городе. Некая общественная организация проводит очередную акцию, приглашая через газету принять участие всех желающих. На работе с коллегами началась дискуссия: куда катимся и что делать. Один неглупый коллега дал самый эффективный рецепт борьбы. Он полностью сам отказался от употребления алкоголя. Через некоторое время получился результат: в отделе, где он работает, не пьют; в кругу неформального общения питие сократилось; зять выпивает значительно реже; сын вообще не употребляет; жена не нарадуется.
     Как только у нашего думающего населения появится желание «думать, как жить дальше», сразу и выборы станут честными, и с коррупцией будет легко бороться, и с экономикой будет порядок, и учёные не будут разбегаться, и население будет плодиться.
     Ларчик всегда открывается просто. И ключ от него особо никто не прячет. 

     Автор заранее выражает благодарность всем читателям, прочитавшим книгу. Особую благодарность тем, кто даст оценку высказанным мыслям на сайте автора:
     Потому что любая оценка и критика позиции автора, в том числе и Ваши мысли, подвигают нас с вами к созданию «коллективного бессознательного», без которого не выжить нашим внукам.