Человек создан для счастья как птица для полёта?

Виктор Попов 7
                На свете счастья нет, но есть покой и воля,
                Давно завидная мечтается мне доля –
                Давно, усталый раб, замыслил я побег
                В обитель дальнюю трудов и чистых нег.                               
               
                А. Пушкин

     С энтропией немного повременим (как поймём позже, она всё равно произвольно нарастает). Вначале рассмотрим ещё версии, объясняющие смысл нашего существования.

     Есть утверждение, что жизнь воспринимать сиюминутно, здесь и сейчас, не так просто. Человек сознанием проживает либо то, что уже произошло, либо живёт в мечтах о предстоящем. Александр Сергеевич Пушкин делиться своими наблюдениями:
               
                Цветы последние милей
                Роскошных первенцев полей:
                Они унылые мечтания
                Живее пробуждают в нас.
                Так иногда разлуки час
                Живее сладкого свидания.
     И ещё:
               
                Если жизнь тебя обманет,
                Не печалься, не сердись!
                В день уныния смирись:
                День веселья, верь, настанет.

                Сердце в будущем живёт;
                Настоящее уныло;
                Всё мгновенно, Всё пройдёт;
                Что пройдёт, то будет мило!
     Поэт Леонид Дербенёв философски  размышляет:
               
                Призрачно всё в этом мире бушующем.
                Есть только миг – за него и держись.
                Есть только миг между прошлым и будущим,
                Именно он называется жизнь.
   
     Значительно ранее другой поэт просил остановить
мгновение – так оно было прекрасно.
     Поэт В. Евпатов, судя по размышлениям, придерживается более материалистических позиций:               
               
                Живём. Надеемся на чудо.
                Не замечая, что давно –
                С рожденья нашего – повсюду
                Всегда присутствует оно.

                И смысл не в том, чтоб ждать
                прихода
                Чудес, а чтоб открыть глаза.
                И каждодневная природа,
                И взгляд, и слово – чудеса.

                И странно, сознавая это,
                Воспринимая жизнь как тень,
                Какого-то иного света
                Безумно жаждать каждый день.

                Что ж, день придёт, и ночь
                прибудет,
                И смертно вспыхнет небосвод…
                И страстно взмолимся о чуде,
                Но чуда не произойдёт.
 
     Индийские йоги уверены, что человек вообще спит, «не пробуждён». Упражнения йоги они рассматривают, как способ успокоить наш мозг.               
 
     Медики нашли в животном организме «нерв удовольствия», что наркоманы сделали самостоятельно… Движение в этом направлении разумным человеком даже не обсуждается –  ведёт к гибели популяции.
     К сожалению, машину времени до сих пор никто не изобрёл. К счастью, жизнь не ограничивается получением каких-то наслаждений. И жизнь каждый воспринимает по-своему. Поэтому счастье у каждого своё – соответствует индивидуальной душе. И если бы вдруг гений всех времён и народов открыл тайну и смысл существования человека (вкусил запретного плода с дерева познания добра и зла), то, как минимум, лишил человечества огромного раздела его жизни – искусства.
     Художники всех направлений вместе с философами пытаются ответить на вопрос, в чём смысл существования человека.
     Послушаем поэта Игоря Иртенева.
               
                Когда родился я на свет,
                Не помню от кого,
                Мне было очень мало лет,
                Точней, ни одного.

                Я был беспомощен и мал,
                Дрожал как студень весь
                И, хоть убей, не понимал,
                Зачем я нужен здесь.

                Больное детство проплелось,
                Как нищенка в пыли,
                Но дать ответ на тот вопрос
                Мне люди не смогли.

                Вот так, умом и телом слаб,
                Живу я с той поры –
                Ни бог, ни червь, ни царь, ни раб,
                А просто – хрен с горы.

     Понятно, что учёным не позволительны такие умозаключения.
     Чтобы постичь загадку бытия, психолог М. Хасьминский рассуждает в такой последовательности.
• Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что нет, это компас, который показывает нам направление нашей жизни.
• Смысл человеческой жизни нужно оценивать через итог, итогом является смерть. Через эту призму рассматриваются варианты ответов: «все живут, не задумываясь, и я проживу», «смысл жизни – в самой жизни, нужно просто жить», «смысла в жизни нет», «смысл жизни в сохранении красоты и здоровья», «потребление, удовольствия как смысл жизни», «смысл жизни – в достижении власти», «смысл жизни – в приумножении материальных благ». Перечисленное не может быть смыслом жизни. На пороге смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что он остаётся ни с чем, душа уйдёт в другой мир, где не сможет использовать прожитое.
• «Самореализация как смысл жизни». Этот взгляд не нов. Так считал ещё Аристотель. Жизненные успехи и самореализацию не взять на тот свет. Смерть сравняет всех людей, независимо самореализовался человек или нет.
• «Смысл жизни – жить ради близких». Перенося смысл своей жизни на жизнь другого, мы теряем самих себя. Мы жертвуем своей душой ради другого человека, которого тоже когда-то не станет.
• «Смысл жизни – работа, творчество». В могилу с собой мы не возьмём никаких плодов своего труда – ни произведений искусств, ни гениальные научные разработки, ни сады посаженных нами деревьев.
• Получается, что жизнь – это поезд в никуда? В чём же видели смысл жизни наши предки?
• Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и приближении её к Богу. Так мыслили и христиане, и буддисты, и мусульмане. Все признавали бессмертие души. И вполне логичным тогда представляется вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то не разумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению тела, его наслаждениям. Итак, смысл жизни, считали наши предки, надо искать в благе не для тела, а для души.
   
     Спорить с этим трудно, но причём здесь Бог? Тем более что душа материальна.
     Далее М. Хасьминский задаёт массу вопросов «почему?».
     Почему мы отвергаем накопленный опыт предков, считая себя умнее всех предшествующих поколений?
     Почему мы отвергаем их знания в вопросах бессмертия души, даже не пытаясь в них вникнуть?
     Почему, когда речь идёт о самом дорогом, что у нас есть, –  о нашей жизни – мы совершенно беспечны?
     Почему мы совершенно не хотим работать над собой?
     Почему мы ленимся работать ради истины, легко соглашаясь на суррогаты?

     Теперь уже сами задумаемся. Действительно, почему??? И какова здесь роль бога?
     Добавим от себя «почему?». Почему Россия из поголовно верующих в начале XX-го века превратилась к средине века в страну поголовных атеистов? А к концу XX-го века самые рьяные атеисты публично побежали в церковь?
     Не ответив ни на один из вопросов, (вопросы далеко не риторические), прервав логические рассуждения, М.Хасьминский приходит к выводу (совсем не вытекающему из представленных аргументов): «Именно в искательстве добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к
Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл существования человека».
     Кто против творения добра, любви и наполнения ими бессмертной души! Однако, если это «единственный, истинный, непреходящий смысл существования», то где победа объективного над ложным. Открытые законы природы и общества должны работать или хотя бы объяснять происходящее. Почему Создатель заложил в Человека столько иррационального? Ведь о природе этого не скажешь. Она гармонична.

     Послушаем опять Александра Сергеевича?
               
                …Но не хочу, о други, умирать;
                Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
                И ведаю мне будут наслажденья
                Меж горестей, забот и треволненья:
                Порой опять гармонией упьюсь,
                Над вымыслом слезами обольюсь,
                И может быть – на мой закат печальный –
                Блеснёт любовь улыбкою прощальной.