Души прекрасные порывы

Виктор Попов 7
               Когда бы верил я, что некогда душа,
               От тленья убежав, уносит мысли вечны,
               И память, и любовь в пучины бесконечны.
               Клянусь! Давно бы я оставил мир.
               Я сокрушил бы сей уродливый кумир.
               И улетел в страну свободы, наслаждений,
               
               В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
               И мысль одна плывет в небесной чистоте.
               Но тщетно предаюсь обманчивой мечте,
               Мой ум упорствует, надежду презирает.

                А.С. Пушкин
                (редакция А.В. Потапова кандидата пед. наук)

     Опять анекдот «с бородой». «В кабинете Ф. Дзержинского висит портрет А. Пушкина. На вопрос соратников, почему именно Пушкин, Феликс ответил: ,,За его гениальные строки – души прекрасные порывы”».
     О современном представлении прогрессивного человечества о душе можно издать отдельную книгу. И без особых исследований. Через Интернет. Набираем «душа человека», кликнем, одни заголовки позволят создать полную картину.
     Но мы уже осведомлены, что и Интернет нужно рассматривать как наиболее мощный ловец неприкаянных душ. Поэтому делать будем это осмотрительно. Техника безопасности всегда универсальна – знай меру. Ведь в чём вред известных властителей душ – вместо того, чтобы помочь черпать человеку духовную энергию напрямик у любидо, они, являясь «вампирами», приводят человека к свому раскрученному бренду, маховику (по В. Зеланду – современный мыслитель, почитайте его книги, например, «Трансерфинг реальности»), сделав из личности послушную марионетку.
      
     Мнения современных учёных о душе.

     Вот рассуждения Рагозина П.И. из книги «Существует ли загробная жизнь».
     «…Никто из представителей подлинной науки никогда не сомневался в наличии «души». Спор среди ученых возникал ни о том, есть ли душа у человека, а о том, что следует подразумевать под этим термином. Вопрос, есть ли духовное начало в человеке, что такое наше сознание, наш дух, душа, каковы взаимоотношения между материей, сознанием и духом,– всегда являлся основным вопросом всякого мировоззрения. Разные подходы к этому вопросу приводили людей к различным выводам и умозаключениям. В зависимости от решения этого вопроса, образовалось два прямо противоположных мировоззрения: материалистическое и духовное; два лагеря: ученых идеалистов и ученых материалистов. Материалисты убеждены, что мир по природе своей материален и существует вне всякой зависимости от сознания. Дух, сознание, мышление возникли в процессе развития материи и являются ее продуктом. А раз так, то все они смертны, материальны и прекращают свое существование вместе с умирающей материей.
   
     Идеалисты считают, что первичным является дух, что сперва дух, а позже материя, сначала Творец, а потом уже материя, – создание Творца. Идеалисты верят, что тленна в человеке только материя, а не духовное начало, душа, нисшедшая от Бога и возвращающаяся обратно к Богу.
   
     Борьба между материалистами и идеалистами началась с незапамятных времен и на протяжении многовековой истории развития человеческой мысли никогда еще не прекращалась. В этой борьбе материализм пытается во что бы то ни стало обосновать свои взгляды на достижениях якобы передового естествознания, отбросив в сторону – заранее и с фанатическим предубеждением – все то, что могло бы противоречить его взглядам, пусть это будет наука, опыт, факты, Библия и христианская религия. Материалисты раз и навсегда установили свой «непогрешимый антирелигиозный догмат: «нет Бога». Объявив все религии вне закона, они фанатично навязывают «свою» религию, – религию атеизма.
     Что такое душа? По общим понятиям, душа разумеется как некая неразрывная совокупность всех наших чувствований, сокровищница нашего мышления, воли и памяти, источник нашего сознания, наших симпатий и антипатий, синтез нашей личности, организующий нашу сущность объемлющий все наши свойства и способности. Душа – это скрытая в нас самих верховная власть, отображение Бога, очаг индивидуальности, местопребывание нашего духа или «внутреннего человека». Душа – это субстанция, возникшая в момент воссоединения духа с телом; сущность связующая духовное наше начало с началом материальным, физическим. Душа – храм Божий, «если Дух Божий живет в нас», или же – «вертеп разбойников», капище сатаны, если она подчинилась демоническому началу. Душа – это дух и плоть, объединенные в одно целое. Поэтому, мы не говорим: «я имею душу», а – «я есмь душа». Усомниться в бытии своей собственной души было бы равносильно самоотрицанию. Французский философ Декарт пришел к этому заключению. Он сказал: «Как бы далеко не простиралось мое сомнение, я не могу сомневаться в собственном своем существовании, потому что само мое сомнение уже свидетельствует о том, что существует «некто» сомневающийся».
   
     Что такое дух? Что такое материя? Мы не знаем. О материи и о духе мы можем судить только по их проявлениям, как мы судим об электричестве, магнетизме и других подобных тайнах. Проявление духа способны, однако, наблюдать в самих себе только те, кто рождены свыше от Духа Святого: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3-я глава). Неудивительно, что атеист ничего не знает о духовной стороне человека. Сфера духа – сфера вне достижения для атеиста, пусть даже самого ученого. Ученый атеист, отрицающий душу и Бога, напоминает нам совершенно глухого человека, глухого от рождения, который силится доказать нам, обладающим прекрасным слухом, что музыка Баха, Бетховена, Моцарта – ничто иное, как мертвые черные точки, нотные значки и завитушки, расставленные на белой разлинеенной бумаге, неизвестно кем и для чего. Вряд ли глухой убедит в этом человека, который имеет нормальный слух и наслаждается произведениями этих композиторов…»
   
     Другие рассуждения о душе.

     В книге Г. Дьяченко «Из области таинственного» приводится восемь доказательств существования души и её бессмертия».
     Можно собрать подборку доказательств наличия у человека души, объединив мнения многих мыслителей.
     Интересно пишет психолог Касьминский М.И., вот некоторые выдержки.
«…Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно. Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью. …Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.
     Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебник, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.
     Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований. Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память, и какова их связь с самим мозгом.
     Наука  постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее – их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор, и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
     Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т. е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.
     Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.
     Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ   Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами…»
 
     Всё это интересно само по себе. Задачи нашего исследования немного другие. В достаточно юном возрасте А.Пушкин рассуждал:
               
                И я слыхал, что Божий свет
                Единой дружбою прекрасен,
                Что без неё отрады нет,
                Что жизни б путь нам был ужасен,
                Когда б не тихой дружбы свет.
                Но слушай – чувство есть другое:
                Оно и нежит и томит,
                В трудах, в заботах и покое
                Всегда не дремлет и горит;
                Оно мучительно, жестоко,
                Оно всю душу в нас мертвит,
                Коль язвы тяжкой и глубокой
                Елей надежды не живит…
                Я вяну, гибну в цвете лет,
                Но исцелиться не желаю…

     А у нас с вами есть желание исцелится? Или «тихой дружбы свет» затмил пытливый ум?