Философское учение о сущности явлений. лекция от 4

Зуев Андрей Яковлевич
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЙ. ЛЕКЦИЯ ОТ 4.02.2015 г.    

  К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 29.01.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.
   
Красный университет. 1-е отделение. Занятие 4.02.2015. Лекция: "Философское учение о сущности явлений". М.В. Попов, профессор, доктор философских наук. - See more at: http://www.len.ru/red-univer2015-02-04#sthash.cXWao3yk.dpuf

       Мы переходим из сферы бытия в сферу сущности. Это всё равно, что выйти в открытый космос: страшно и опасно. Человек – это животное. А сущность человека в чём? – В общественных отношениях по Марксу (сущность многогранна и, потому, она в общественных отношениях тоже). – А.З.     Мы штудируем «Науку логики» Гегеля. Это означает, что мы неоднократно возвращаемся к началу  (переосмысливаем его с каждым новым знанием - А.З.). Мы работаем методом бульдозера. Перед бульдозером гора. Он отъезжает и с разбегу отодвигает гору. Весь смысл «логики», какую бы мы часть её ни взяли, состоит в выведении категорий. Из категории более простой мы выводим категорию более сложную. Абсолютно простых категорий, можно сказать, нет. Или, наоборот, есть только одна абсолютно простая категория «чистое бытие».

       Каждая, более сложная логическая категория берётся нами со всем сложным логическим путём, который мы прошли. Поэтому путь к любой сложной категории лежит от начала – «чистого бытия». То же самое мы должны сделать с понятием «счастье».- А.З. Родители в нас содержатся в снятом виде. Каждый человек есть результат развития человечества. Человечество, вместе со всей его эволюцией представлено конкретными людьми, которые вокруг нас живут. Поэтому человечество вечно и бесконечно, а каждый человек смертен и конечен. Однако как представитель человечества, он тоже вечен и бесконечен. Если вы для общества что-то доброе сделали, то вы увековечили себя в этом обществе навсегда.

       Мы сейчас попали в сферу сущности, где наряду с обычными трудностями появились новые трудности. Сущность есть снятое бытие. Снятие – отрицание с удержанием. В бытие движение происходило от простого к сложному. От чистого бытия к наличному бытию, потом пришли к определённому наличному бытию (НЕЧТО), снимающему наличное бытие. Потом перешли к конечному и бесконечному бытию, которое есть ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ, единое во множестве. Множество таких, которые ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ, между собой не различаются вовсе и, потому, представляют собой  нечто единое (во множестве).

       Так появилась категория количества, которая сама по себе безразлична по отношению к качеству. Количественные накопления, тем не менее, приводят к изменениям в качестве. Мы учимся и не понимаем чего-то, а потом, вдруг, раз и скачок, пришло понимание, прозрение (инсайт – А.З.). Тогда и возникает новое качество знания. К ленивым ничего никогда не приходит, наоборот, от них всё уходит. У Гегеля это называется «узловой линией отношений меры». Тогда мы видим, что через эти скачки проходит что-то не такое, какое до этого было. В этих скачках и содержится образ того, что бытие себя отрицает. Через эти скачки развития идёт отрицание не какого-то конкретного бытия, а сферы бытия вообще.
       Сущность является отрицанием всякого бытия вообще. Когда мы говорим о сущности,  нас не интересует бытие, вернее, прежде всего,  интересует не бытие как нечто внешнее (поверхностное), а сущность. Отрицание сущностью бытия – это неудовлетворённость внешними проявлениями бытия. Считается, что за этой поверхностью есть что-то более глубокое, содержательное. На примере с человеком даже определения разные получаются. Человек – это животное общественное, трудящееся, говорящее, разумное. А если говорить о сущности человека, то сущность его в общественных отношениях.  «Человек есть продукт воспитания и обстоятельств» - Маркс. Нет такой формулы, что бытие определяет сознание, хотя она и гуляет среди людей малограмотных. Такой формулы в марксизме вообще нет.

       Есть формула, что общественное бытие определяет общественное сознание. А по отношению к отдельному человеку это полная ерунда. Неужели из того, что Маркс ел или курил, вытекает то, что он написал «Капитал»? Большинство рабочих в буржуазном обществе стоят на буржуазных позициях.  Это не вина рабочих, а результат воздействия на них общественных отношений, обстоятельств и воспитания. У людей, живших в Хрущёвское время, в голове был хрущевизм в основном. Когда вы читаете Ленина, то это сущность. Вся сфера сущности – это сфера более глубокого изучения сущности. Мы хотим проникнуть в сущность предмета, явления.

       Мы пришли к учению о сущности, то есть, вступили на остров сокровищ. Раз поскольку у Гегеля сущность отрицает бытие, то сущность есть НИЧТО и развивается от НИЧТО к НИЧТО. Ленин осторожно заметил по этому поводу: «Пожалуй, это не так». Тот, кто не признаёт диктатуру пролетариата, тот не левый. Мелкая буржуазия как металась в гражданской войне, то в красных, то в белых, но, наконец, примкнула к большевикам. Потому что они дали крестьянам землю. Мелкая буржуазия (крестьянство) победила в гражданской войне.

       Если СУЩНОСТЬ отрицание бытия, то СУЩЕСТВЕННОЕ – одна лишь видимость. Отрицание БЫТИЯ СУЩНОСТЬЮ превращает БЫТИЕ в НИЧТО (А.З.). Существенное – это не СУЩНОСТЬ, а не СУЩНОСТЬ – это просто ВИДИМОСТЬ. Видимость в бытии является не только отрицанием сущности, но и выражением сущности. Какое бы бытие мы ни взяли, сущность всё время отрицает бытие. Это бесконечное отрицание бытия сущностью называется рефлексией. Бесконечное отрицание бытия вытекает из самого определения сущности как снятого бытия. Отсюда вывод, что сущность равна самой себе. Но поскольку СУЩНОСТЬ всё отрицает, поэтому и не равна себе самой. Отсюда возникает определение ТОЖДЕСТВА: ТОЖДЕСТВО ЕСТЬ ТОЖДЕСТВО РАЗЛИЧИЯ.

       В формальной логике тождество является равенством (5=5), в диалектической же логике мы видим тождество неравенства (различия). Мы, к примеру, все люди, но мы все разные. Ничего такого нет, что было бы тождеством тождественного. Единственное диалектическое тождество, которое есть, это тождество различного. При коммунизме люди тоже будут разными. Однако при коммунизме будет больше времени свободного, чем рабочего. Свободное время – это время для развития. Свободное время по Марксу – это время для свободного развития. Такого времени у нас очень мало.  Часа два в день, если есть у кого, то это очень хорошо.  Если человек в свободное время «бьёт  баклуши» или играет в компьютерные игры, то это не развивает его, и время, потраченное на глупости, не является свободным.

       РАЗЛИЧИЕ может быть только различием тождественного. Мы все разные люди, но, всё-таки, люди. Можно сказать РАЗНЫЕ, НЕОДИНАКОВЫЕ и РАЗЛИЧНЫЕ. Эти слова отражают тонкие моменты как категории диалектической логики. Сущность как бы является основанием того, что есть в бытие на поверхности.  Есть три категории, которые близки по звучанию: ОСНОВАНИЕ, основа и основанное. Пара: ОСНОВАНИЕ - ОСНОВАННОЕ.  В ОСНОВАННОМ проявляется ОСНОВАНИЕ. Есть ещё безразличная основа. Построили фундамент и ничего на нём не строят. Можно построить завод или бизнес – центр. Из основы может ничего не вытекать, а вот из основания вытекает основанное. И то, что вытекает, есть вышедшее на поверхность ЯВЛЕНИЕ.

       Сама-то СУЩНОСТЬ в глубине, а видимость этой сущности проявляет себя на поверхности в виде условия. Сущность во внешнем проявлении выступает в виде условий. Когда для какой-то сути дела есть все условия она вступает в СУЩЕСТВОВАНИЕ. Отсюда и учение о революционной ситуации. Если будут условия, то будет и революция. Если не будет коммунистической партии, то революция не вступит в существование. Только тогда происходит переход СУТИ ДЕЛА (Гегель) в СУЩЕСТВОВАНИЕ. СУЩЕСТВОВАНИЕ – это не просто БЫТИЕ, а БЫТИЕ в УСЛОВИЯХ, которые являются выражением СУЩНОСТИ то есть, того, что СУЩЕСТВУЕТ. То, что есть на поверхности ОСНОВАНИЯ и что СУЩЕСТВУЕТ, есть ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ является, а то, что есть основание  для сущности, есть ЗАКОН.  ЗАКОН – СПОКОЙНОЕ в ЯВЛЕНИИ. Море на поверхности волнами плещет, а глубоко в море есть постоянное течение, вот это и есть закон.

       ЯВЛЕНИЕ – это ЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА. То, что соответствует движению вперёд, то есть, развитию, это есть действительное. То же, что на поверхности бытия есть (насилие, грабежи и т.д.), оно есть, но не действительно. У нас буржуазная власть есть, но она не действительна. Советская власть ещё не действительна, но тенденция к тому имеется. То, что на поверхности бытия в явлении имеется, что соответствует прогрессу, то и есть действительное. Что разумно (объективно – А.З.), то действительно, что действительно (истинно, объективно), то разумно.