Жизнь складывается из эпизодов провинциалка

Любовь-Коён Лада
1. Случайности

Судьба – слово удар,
Слово выстрел,
По сердцу палящий.
Что ты? Насмешка,
Благословенный дар
Или Дамоклов меч,
Над нами висящий.

Мы встаём, одеваемся.
Торопимся, идём,
Встречаемся, расстаёмся,
Куда-то уезжаем,
Иногда возвращаемся
И в лабиринте своём
Беспомощно – слепые
В растерянности плутаем.

Обманываемся,
Веря в волю свою,
В свободу сбывшегося желанья,
В победу над пропастью, на краю,
В борьбе за выживание.

Веря, что в мире неутолённых страстей
Сами выбираем любовь или измену,
Складываем мозаику жизни частей,
И части меняя, ждём перемены.

Одних ругаем за неумелый ход,
Других - за удачный
Восславляем безмерно,
Думая, что каждый, как хочет живёт,
И жить не желаем без этой веры.

Но вдруг однажды начинаем понимать,
Что многое в прошлом не случайно,
Что есть законы разрушать и создавать
И нас вести по пунктирам тайным.

           Когда мне приходилось ехать на поезде, то, конечно, останавливались во многих городах милой России. Мы махали им рукой из вагонных окошек. Станции, полустанки. Меня это всегда поражало. Везде даже в самых глухих уголках живут люди. Мы никогда с ними не соприкоснёмся в этой жизни. У них свои радости, заботы. А, может быть, здесь живут те, с кем мы могли бы стать самыми большими друзьями, кого мы могли бы полюбить. Столько других, незнакомых, интересных людей. И мы никогда не узнаем друг друга. Вот мелькнёт этот маленький разноцветный домик, и я больше уже никогда его не увижу. Всё канет в забытьё. А это уже маленькая смерть. Фактически, мы общаемся с таким небольшим количеством людей, проживающих на нашей планете. Наш круг познания этого мира так ограничен. И всё это случай. Или это кем-то подстроенная ситуация? Мы живём там, где случаем оказались, общаемся с теми, кто оказались рядом. А ведь всё могло быть иначе, и человек прожил бы совсем другую жизнь, (лучше или хуже) стоило ему свернуть в другую сторону, сойти на другой станции, взять билет до другого городка…Случай!

            Недавно шёл фильм, я его название даже не знаю. Я проснулась на рассуждениях героя о случайностях и закономерностях. Его цепочка рассуждений была такой, что все случайности, происходящие с нами, закономерны. Забыли дома телефон, вернулись, опоздали на автобус, сели в такси, познакомились с человеком  и т. д. .

Этот человек был астролог. Он говорил о том, что для полного счастья и блаженства должно быть сто процентное совпадение кармы людей. Но явление это супер редкое. И ещё были интересные рассуждения о гипнозе, о взаимном гипнозе в любви, а я думала, что это я придумала сама. Ничто в этом мире не ново. Я всё это послушала и опять уснула. Сам фильм был мне не интересен.


2. Страх смерти

        Скоро начнутся Спасы.  Я всегда в это время вспоминаю бабушку, как она ушла из жизни.
Бабушка корнями была деревенская, но в город перебралась ещё в ранней молодости.
Бабушка была верующей, но не до фанатизма. У неё в красном углу была иконка, горела лампадка,  она ходила в церковь по праздникам, соблюдала пост. Бабушка не ела яблоки до Яблочного Спаса, потому что у неё умер маленьким ребёнок. Она боялась, что её Мишеньке там, в Раю,  не дадут яблочки, если она начнёт их есть до Спаса.

Бабушка умерла в начале марта.

Приехали три её подружки из деревни. Так у них было заведено. Они отпевали её, читали над ней всю ночь молитвы. Все они были уже очень старенькие. Но очень они мне запомнились. Они не печалились, не лили слёзы. Примут они по сто грамм, перекусят, читают молитвы, потом начинают с подружкой разговаривать:
- Ты, Дарья, там не скучай, скоро мы к тебе придём, ты там не печалься. Жди нас, подружка. А голоса бодрые, как будто они к ней на гулянку собрались.
И всё в таком вот духе, без печали, весело, с оптимизмом. Мне тут вспоминается одна эпитафия, когда мы ходили на кладбище, она всегда встречалась на пути и хочешь- не хочешь, её я всегда читала.. «Прохожий не гордись взглянуть на мой прах, я уже дома, а ты ещё в гостях». Вот они так же думали – эти милые старушки. Они были верующими в загробное царство. Им было легко встретить её - с косой.

3. У бабушки была сестра Мария
             Вспоминается маленькая деталь из её жизни. Может, кого-нибудь это удивит. Её муж был партийным работником средней руки. Тогда туалетной бумаги не было, все пользовались газетами в туалетах, извините за пикантные подробности. У Марии Ивановной в туалете лежали нарезанные газеты. Так вот во всех газетах были вырезаны фото высокопоставленных лиц: Ленин, Брежнев, Члены Политбюро и т.д. . Вырезал их муж Александр Фёдорович. Что это? Уважение к ним или отзвуки  страха периода культа личности… Спросить было неудобно. Я мала ещё была.

4. Ночь под звёздами
Приехали на станцию на электричке, уже было почти темно, на проезжей дороге фонари никто не повесил. Здесь прошёл короткий, но сильный ливень. Пересели на машину.  И рядом со станцией мы застряли в какой-то луже –канаве. Мы её даже рассмотреть не могли. Ночи в конце июня совсем короткие. Решили тут и ночевать. Рядом горели слабые огоньки фермы. Мы отправились туда . Это была коровья родилка. Там мы позаимствовали у коров несколько мешков с опилками, охапки сена и обустроили свой ночлег в кузове машины. Укрывались плащом.
                Ночью было прохладно. Не очень спалось. Над головой раскинулось бесконечное звёздное небо. Я знала много созвездий, быстренько их отыскала. Часто пролетали самолёты, подмигивая нам лампочками. Пролетело несколько спутников, они не мигали, скользили среди звёзд, как будто заблудились. Из соседнего леса доносились всякие странные звуки ночных птиц, где-то на болоте квакали лягушки. Картина незабываемая. Думается о чём-то светлом, впереди ещё целая жизнь.
             Спасибо случаю, спасибо летней грозе, что задержала нас в этом великолепии летней ночи. Годы прошли, а воспоминания свежи и прекрасны.  Хорошо, если жизнь складывается из таких чудесных моментов.

5.Восьмидесятые         
Москву мы не забывали.  Особенно примечательной была поездка в восьмидесятом году. В этом году в Москве проходила Олимпиада – 80, летом умер В. Высоцкий.
           Въезд в Москву был перекрыт  « Но не летят туда сегодня самолёт  не ходят даже поезда». Мы ехали на поезде до Владимира. Дома частного сектора вдоль дороги стояли как игрушечки.  По этой дороге возили туристов.  Дальше до Москвы из-за олимпиады поезд не шёл. Во Владимире погрузились в междугородний автобус и ехали до знаменитых Ерофеевских Петушков. Оттуда до своего города добирались на электричке. Всё просто, как в шпионском фильме. На электричках путь в Москву был открыт.
Арбат

По булыжной мостовой
Вынес нас поток людской,
Не спеши, оглянись, оглянись,
Здесь с забытой   Москвой
Вновь мы встретились с тобой,
Удивись, удивись, удивись.

Как на землю святую
Мы ступили на Арбат –
Островок в суматошной реке,
Мы об этом мечтали
Так много  дней подряд
Вдалеке, вдалеке, вдалеке.

Свои кисти и краски,
Художник, возьми,
Перед чистым холстом не пасуй,
Эту встречу на память
Ты мне сохрани,
Нарисуй, нарисуй, нарисуй.

По арбатским полям,
По арбатским лесам
От картины к картине бредём,
И поклоны церквам,
Золотым куполам
Отдаём, отдаём, отдаём.

Завершив свой обряд,
И вернувшись назад,
У картинки нехитрой замру,
И июльский Арбат,
Обожжённый Арбат,
Я с собой заберу, заберу.

С юным бардом вдвоём
Тихо песню споём,
Иногда невпопад, не беда,
И, расставшись, пойдём,
По Арбату пойдём
Кто куда, кто куда, кто куда.

             Конечно, это не Арбат Окуджавы, это старый – новый Арбат. Но один литературный критик сказал мне, что это неплохо, свой подход к видению Арбата. Этим он мне польстил.
     В то лето из Москвы почти всех детей вывезли  за город. Когда мы в столицу приезжали, детей на улицах мало встречали. У нас с сестрой было два мальчишки - родственники

               

            Зашли мы в метро в вагон поезда.  Народу мало, детей ну, нет совсем, только наши. Рядом оказались два иностранца. Люди с виду очень приличные. Говорили на английском. Они очень умилились, увидев наших детей, достали фотографии из кармана. На них милые детские мордашки. Чилдран… Они достали  из карманов по какой-то не нашей! ручке с цветной пастой и протянули ребятишкам. Те с радостью схватили подарки. Младший даже сразу в рот потащил. Мы растерялись, но поблагодарили дорогих гостей и скорей в другой конец вагона. Ручки сразу забрали и спрятали в сумочку, от греха подальше. Какие только мысли страшные нам в голову не лезли. А вдруг… Потом, когда приехали домой, зять – химик тут же забрал эти ручки, сказал, что проверит их на токсичность, взрывоопасность и прочую заразу. Он даже вынес их в лоджию, на всякий случай. Мы их больше не видели и были этому раду.
Вот насколько мы были запуганы пропагандой.  Больше эти ручки мы не видели.
         В это лето двадцать пятого июля умер Высоцкий. У нас обратные билеты были на двадцать шестое число. В этот раз мы на Ваганьковское не попали. Но потом, в другие годы, бывали там несколько раз. И Владимиру Семёновичу ромашки его любимые приносили, и Есенину поклонились. У меня про это и строчки стихов есть. Я, когда их читаю, всё переживаю заново. За могилой Есенина ухаживала совсем посторонняя женщина, его поклонница, поклонница его таланта. Рядом с памятником стояла небольшая тарелочка с голубым ободочком.  На тарелочке лежали мелкие зелёные яблочки. Эта женщина рассказывала, что это яблочки с того деревца, которое Серёжа посадил с дедом возле дома. Садили они настоящую яблоню, а вырос дичок.

Яблоки на могиле Есенина

По аллее иду среди старых могил
Не спеша, не спеша,
Вид их грустный
Весёлую мысль породил:
- Все же жизнь хороша.

Средь надгробий и дат
Всё молчу об одном:
- Знаю, был, знаю жил
Этот лик, этот взгляд
В мире давнем былом,
Он страдал и любил.

Здесь у белого мрамора
лёг на песок
Каплей крови алый цветок.

Ветер в кольца кудрей
Не пробьётся никак,
Камень жёсток и груб,
Был тогда ты нежнее,
И пылал этот мак
В теплоте твоих губ.

По лугам ты бродил,
Припадал к деревцам,
И шептал, как завет,
Те слова, что любил,
Что звучат по сердцам
Столько лет, столько лет.

И навязчива мысль,
 и одно я твержу,
И надеюсь, и жду –

Вот сейчас вдруг вздохнёшь,
У лица ощутив
Юной яблони дым,
И ко мне подойдёшь,
Мне в глаза поглядишь
Молодым, молодым.

Удивлённо к ладони склонишься моей,
К этим яблокам с диких ветвей.

К Высоцкому

Я вновь в Москве,
В пылу её суеты,
Лавина тел.
Как нарастающий ком.
Погибну здесь средь толкотни, маеты,
Но не о том я, ах, нет, совсем  не о том.

Здесь в этом мире суеты и страстей
Лишь на Ваганьковском
Прохлада аллей.

Свой путь закончив
С пересадкой одной,
Ступеньки вверх
Из полумрака метро,
 Я поднимаюсь  в этот день,
Этот зной.

Но не про то я, ах,
нет, совсем не про то.

Здесь у метро старушка -  ангельский вид,
Как на часах, всегда с цветами стоит

И погрузившись
В свежесть трав и цветов,
Она мне сложит свой
Нехитрый букет,
Ромашки летних подмосковных лугов,
Он так любил ваш белый цвет, чистый цвет.

И, расплатившись, я с собой унесу
На Тонких листьях
Свежесть утра – росу.

Я подойду к воротам, остановлюсь,
Здесь у ворот всего на миг задержусь,
Сейчас войду, лишь с духом, дай, соберусь. ..

             Пытались мы попасть и на Новодевичье кладбище, но это совсем не реально, только с экскурсией. А вот в церкви Новодевичьего монастыря были. Службу отстояли, поклонились старым захоронениям при этой церкви. Ребятишки успели облазить там все старые склепы. Запомнилось, что службу вёл совсем молодой священник: высокий стройный, в чёрных одеждах, с тонкой осиной талией,
 он был очень похож на нашего учителя Диму.


5. Мой Шукшин
Есть у меня и свой Шукшин
         Я хочу о нём рассказать обязательно. В последнее время часто вспоминают его дочерей, да и Лидочку тоже. Они всё ругаются и всё что-то делят. На мой взгляд, Василий М. - личность суперталантливая, но не успевшая до конца раскрыться. Но, как все талантливые люди, он сложен и неоднозначен. А вспомните Пушкина А.С.. Какая у него была двойственность в поведении и стихах. А Шукшину надо было выбраться с алтайской глубинки в первые люди Москвы да и России. А туда просто так не пускали, все места заняты. Вот он и был иногда чересчур изворотлив, судя по рассказам его знакомых. Он шёл к своей цели.
          То, о чём писал Шукшин, было очень похоже на нашу сельскую реальность, казалось, что здесь у нас это продолжение  жизни его героев из алтайского села. У нас были свои чудики, случались грустные и забавные истории. Некоторые я записала.
      Рядом в городе, в музее, каждый год осенью проходили Шукшинские чтения. Я была на них несколько раз. В разные годы там были разные гости. Выступал Пузырёв из Новосибирского радио, пел под гитару. Поэт Светлосанов читал свои стихи. Часто приезжали родственники Шукшина, московские артисты, например, Ванин из «Калины красной».   Сейчас это проходит менее систематично, а я там давно не была. Мне эти сходки казались по отношению к Шукшину несколько искусственными и напыщенными. В зале, где сидела разодетая красивая публика, висели картины двоюродного брата Василия Макарыча – Попова. На одном большом полотне Шукшин сидит один вблизи пыльной дороги, босой, в расстёгнутой рубахе, взгляд вдаль. Может он на нас смотрит. И вот, представьте, под ним в креслах разнаряженная публика, культурное общество города. Меня эта дисгармония раздражала. У меня по этому поводу было длинное критичное  стихотворение, я его никому не показывала и потеряла. Финал был такой, что ОН ушёл бы от нас босяком, от нашего сборища, по пыльной просёлочной дороге.
           Одно время в районе устраивались смотры художественной самодеятельности разных организаций, и школ тоже. Обычно они проходили скучновато, однообразно. Я решила выступать – так с шиком. Талантливому человеку не трудно что-нибудь придумать этакое. И я придумала. Первая часть это была, как бы визитная карточка села.
      Вторая часть была театральной. Мы замахнулись, нет, не на Вильяма Шекспира, но на Шукшина. Я сделала композицию из двух рассказов: «Петька Краснов рассказывает» и «Мой зять украл машину дров». Надо отдать должное нашим артистам, таланты из народа. Есть такие люди, их и гримировать не надо, и текст для них придумывать не надо, их надо только поставить на сцену и заставить что-то говорить. Зал тут же потеряет самообладание. В первом случае отличился сам Петька, во втором всё держалось на тёще. Если вы не читали эти рассказы, то полистайте книжки Шукшина.  Потом подходили зрители из зала и спрашивали, где мы эти таланты раскопали. А что – тёща наша школьная повариха, А Петька- мой бывший выпускник из того первого выпуска, потом учитель нашей школы  Некоторые шутили – нельзя ли Петьку нашего украсть у нас как-нибудь. Он теперь в Новосибирске начальником какого-то большого охранного агентства работает. Сделал Петька карьеру.
       А вот недаром мы в далёкой юности, гадая на блюдечке, вызывали дух Василия  М., не оставлял он нас после этого. Правда, когда приходил, то сильно ругался, несдержанный он очень.